Как учитывать бонусы (опционы) и отражать выручку по ним в соответствии с МСФО 15 «Выручка по договорам с покупателями»

21.11.2018
  • 160

Вопрос

Организация занимается реализацией товаров. При продаже покупателям начисляются бонусы, которые они в дальнейшем могут потратить, оплатив ими часть следующей покупки. 

Например, при продаже телевизора за 100 000, покупателю начисляется бонус в размере 1 000 тенге. В следующую покупку, покупатель приобретает утюг за 5 000 тенге. Оплата за утюг составит 4 000 тенге, остальную часть покупатель оплачивает накопленными бонусами (1 000 тенге). 

Просьба разъяснить порядок учета и отражения бонусных баллов у продавца с учетом требований МСФО 15 «Выручка по договорам с покупателями»

  1. Как отразить начисление бонусных баллов при реализации с начислением бонусных баллов? 
  2. Как и в каком размере признавать выручку при продаже с начислением бонусных баллов? 
  3. На каком счете учета необходимо отражать начисленные бонусные баллы? 
  4. Необходимо ли производить оценку использования бонусных балов покупателями в целях их дальнейшего учета? 
  5. Как производить «списание» бонусных баллов, по которым истек срок использования? 
  6. В какой момент признавать выручку по бонусным баллам? 
  7. Как отразить оплату от покупателя с частичной оплатой бонусными баллами?

Ответ

Смаилов А.А. 16.11.2018, 10:27

Согласно пунктам В40, В42 и В43 МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (далее – МСФО 15), если договор предусматривает предоставление организацией покупателю опциона на приобретение дополнительных товаров или услуг, то данный опцион обуславливает возникновение обязанности к исполнению по договору только в том случае, если он предоставляет покупателю существенное право, которое покупатель не получил бы, не заключив договор (например, право на скидку, предоставляемую в дополнение к набору скидок, обычно предоставляемых в отношении таких товаров или услуг для данной категории покупателей в данном регионе или на данном рынке). 

Если опцион предоставляет существенное право покупателю, то покупатель фактически авансом оплачивает организации товары или услуги, которые будут переданы в будущем, соответственно, организация признает выручку только тогда, когда такие товары или услуги передаются либо когда истекает срок действия опциона. 

Согласно пункту 74 организация должна распределить цену сделки между обязанностями к исполнению на основе их относительной цены обособленной продажи. 

Если цена обособленной продажи опциона на приобретение дополнительных товаров или услуг, предоставленного покупателю, не является непосредственно наблюдаемой, организация должна оценить ее. Такая оценка должна отражать скидку, которую покупатель получил бы при исполнении опциона, и корректироваться с учетом: 

  • любых скидок, которые покупатель мог получить, не исполняя опцион; и 
  • вероятности исполнения опциона. 
Если у покупателя имеется существенное право на приобретение товаров или услуг в будущем, и такие товары или услуги аналогичны товарам или услугам, предусмотренным в исходном договоре, и предоставляются в соответствии с условиями этого договора, то организация вправе (в качестве практической альтернативы оценке цены обособленной продажи опциона) распределить цену сделки на дополнительные товары или услуги, предусмотренные опционом, основываясь на объеме товаров или услуг, которые, как ожидается, будут предоставлены, и соответствующем ожидаемом возмещении. 

Как правило, такие виды опционов предоставляются для продления договора. Таким образом, согласно МСФО 15 в описанном в письме случае цену договора необходимо распределить на две обязанности к исполнению исходя из относительных цен обособленной продажи (с учетом имеющейся практики компании по реализации бонусных баллов покупателями). 

Выручка от продажи (в данном случае телевизора) признается на сумму меньше, чем сумма рассчитанного отдельного обязательства к исполнению (рассчитанные на пропорциональной основе бонусные баллы). 

При этом, выручка в размере контрактного обязательства признается при продаже следующего товара (в данном случае утюга) или когда истечет право на покупку товара со скидкой. 

При этом сообщаем, что операции в бухгалтерском учете отражаются согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.05.2007 года № 185, четвертая цифра которого определяется организацией самостоятельно (далее - План счетов). 

Обращаем внимание, что в План счетов внесены изменения в целях приведения в соответствие с МСФО (IFRS) 9, 15 и 17. Так, в целях приведения в соответствии с МСФО 15 введены новые счета по договорам с покупателями, в том числе: 

  • счета 3540 – «Краткосрочные обязательства по договорам» и 
  • 4430 – «Долгосрочные обязательства по договорам» (пункты 33 и 39 Плана счетов).

Источник:  Блог-платформа государственных органов Республики Казахстан

Учет и отражение бонусов по МСФО 15
Учет и отражение бонусов по МСФО 15

  • 160
Нравится
(Нет голосов)

Ответы линии консультаций

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи

Нет комментариев