Планируется увеличение предела по ВОСМС и ООСМС до 50 МЗП (проект)

Дата создания: 24.01.2024
Дата изменения: 01.11.2024
  • 12138
  • ID: -

    Date: 21:11:2024

  • <неавторизован>

На портале Открытые НПА опубликован Консультативный документ регуляторной политики (КДРП) к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обязательного медицинского страхования»

Как написать комментарий к проекту?

Документ находится на публичном обсуждении до 21 ноября 2024 года. Любой желающий может оставить к нему свои замечания и предложения на портале электронного правительства по этой ссылке

В рамках КДРП, предлагается разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения». 

В соответствии с КДРП предлагаются следующие изменения:

  • Четкое разграничение пакетов медицинской помощи ГОБМП и ОСМС.
  • С 2026 года планируется увеличение верхнего предела ежемесячного дохода (объекта), принимаемого для исчисления взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование с 10-кратного до 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
  • Поэтапное повышение ставок взносов государства.
Важно!

В ранее опубликованной версии проекта  Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения» в рамках АРВ, опубликованного 17 мая 2024 года, предлагалось повысить предел с 10 МЗП до 50 МЗП c 1 января 2025 года. 

Подробнее с планируемыми изменениями можно ознакомиться в таблице ниже. 

Предлагаемые, в соответствии с проектом, пути решения 

п/п

Решение

Плюсы

Минусы

1.

Четкое разграничение пакетов медицинской помощи ГОБМП и ОСМС.

Оптимизация текущего пакета медицинской помощи ГОБМП с точки зрения возможностей и обязательств бюджета.

К 2027 году все заболевания, подлежащие динамическому наблюдению, и 7 групп социально значимых заболеваний, первичная медико-санитарная помощь предлагаются к переносу в пакет ОСМС.

В пакет ГОБМП в свою очередь будут включены объемы медицинской помощи онкогематологическим пациентам, скрининги на онкозаболевания и консультативно-диагностическая помощь при подозрении на весь перечень социально значимых заболеваний для обеспечения ранней профилактики.

Предлагается к 2027 году оставить финансирование в рамках пакета ГОБМП на оказание медицинской помощи только при следующих социально значимых заболеваниях:

  1. Туберкулез;

  2. ВИЧ;

  3. Хронические вирусные гепатиты и цирроз печени;

  4. Злокачественные новообразования;

  5. Психические, поведенческие расстройства;

  6. Орфанные заболевания;

  7. Острый инфаркт миокарда;

  8. Экстракраниальные заболевания брахиоцефальных артерий (Инсульты).

В рамках ГОБМП с 2027 года специализированная медицинская помощь в стационарных условиях в экстренной форме будет оказываться незахстрахованным в системе ОСМС лицам только при состояниях, угрожающих жизни.

Также, в пакет ГОБМП будут включены объемы медицинской помощи онкогематологическим пациентам, скрининги на онкологические заболевания и консультативно-диагностическая помощь при подозрении на весь перечень социально значимых заболеваний для обеспечения ранней профилактики.

К 2027 году вся медицинская помощь при заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению и социально значимых заболеваний (сверх ГОБМП), высокотехнологичная медицинская помощь, а также ПМСП предлагаются к переносу в пакет ОСМС.

Таким образом, предлагается внесение изменений в статьи 196 и 200 Кодекса Республики «О здоровье народа и системе здравоохранения», в части пересмотра и разграничения пакетов ГОБМП и ОСМС.

Оптимизация текущего пакета медицинской помощи ГОБМП с точки зрения возможностей и обязательств бюджета позволит оперативнее и эффективнее управлять финансированием и обеспечить доступность и качество медпомощи для населения.

Важно отметить, что высвобождаемые средства ГОБМП будут перераспределены на взносы государства и повышение тарифов, а также на покрытие критического дефицита финансирования ГОБМП.

Предлагаемая модель обеспечит переход с 2027 года на преимущественно страховую модель финансирования, которая обеспечит соотношение ГОБМП – 31% (1,1 трлн. тенге), ОСМС – 69% (2,5 трлн. тенге).

Данные изменения обеспечат следующие положительные результаты:

1. Повысится качество и доступность медицинской помощи;

2. Пакеты ГОБМП и ОСМС будут четко разделены, будут исключены смешанные пакеты;

3. Скрининги на онкологические заболевания будут доступны для всех граждан, вне зависимости от статуса застрахованности;

4. Обследования при подозрении на все социально значимые заболевания будут бесплатные, независимо от статуса застрахованности пациента;

5.  Тарифы на медицинские услуги скорректируются в соответствии с реальными затратами.

Риски недоступности медицинской помощи лицам, не застрахованным в системе ОСМС, состоящим на диспансерном учете с социально значимыми и хроническими заболеваниями.

2.

Повышение уровня охвата населения системой ОСМС путем возложения на местные исполнительные органы уплаты взносов на обязательное социальное медицинское страхование за неработающих лиц, не отчисляющих обязательные пенсионные взносы в течение последних трех месяцев и относящихся к категориям D и E социального благополучия, за исключением лиц, освобождённых от уплаты взносов, взносы за которых уплачиваются государством из республиканского бюджета.

На сегодняшний день около 3,5 миллиона человек остаются вне системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).     

Это означает, что они не могут воспользоваться широким спектром медицинской помощи, который предлагает наша система здравоохранения. Для того чтобы изменить эту ситуацию вводятся новые механизмы, которые помогут охватить большее количество людей системой ОСМС.

Взносы будут оплачивать местные исполнительные органы (МИО) в момент обращения за лиц, относящихся к категориям D и E социального благополучия, за медицинской помощью. Это позволит поддержать наиболее уязвимые слои населения, обеспечивая им доступ к необходимым медицинским услугам.

Ожидается, что благодаря этим мерам, в 2026 году системой ОСМС дополнительно будут охвачены около 1 миллиона человек. Это позволит ещё большему числу граждан нашей страны получить доступ к качественным медицинским услугам, что позитивно скажется на здоровье и благополучии нашего народа, повысит ответственность местных исполнительных органов в вопросах занятости населения и участия населения регионов в системе ОСМС.

Рост расходов местных бюджетов на уплату взносов на ОСМС за лиц, относящихся к категориям D и E социального благополучия

3.

Увеличение объемов финансирования расходов на здравоохранение, финансирования медицинской помощи в системе ОСМС за счет:

1) Увеличения верхнего предела ежемесячного дохода (объекта), принимаемого для исчисления взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование с 10-кратного до 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете

Дополнительные средства позволят улучшить доступность и качество медицинской помощи, которые предоставляются каждому гражданину Казахстана. Здоровье нации – это залог сильного государства, и данные действия направлены на то, чтобы обеспечить современное и качественное медицинское обслуживание для всех.

Перенос объемов медицинской помощи из пакета гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в пакет ОСМС требует дополнительных мер для обеспечения финансовой устойчивости системы. Для этого вводится повышение верхнего предела базы для исчисления взносов и отчислений с 10-кратного до 50-кратного минимального размера заработной платы, начиная с 2026 года.

Этот шаг также важен с точки зрения справедливого распределения финансовой нагрузки.  На сегодняшний день в Республике Казахстан существует проблема регрессивного распределения денежных средств, в связи с введением низкого уровня верхнего предела, увеличивающего разницу в доходах между лицами с низкими доходами и высокими доходами и способствующего дальнейшему расслоению общества на богатых и бедных.

В настоящее время человек с заработной платой 800 тысяч тенге платит взносы в размере 16 тысяч тенге, что почти равняется взносам человека с доходом более 1 миллиона тенге – 17 тысяч тенге. Это несоответствие устраняется новым подходом, который позволит более справедливо распределить нагрузку, особенно для поддержки более уязвимых слоев населения. Наш принцип – богатый платит за бедного – остается основополагающим в этом процессе.

Таким образом, данное решение направлено на укрепление социальной справедливости и на обеспечение того, чтобы каждый гражданин Казахстана имел доступ к качественным медицинским услугам, независимо от доходов.

Рост нагрузки на республиканский, местный бюджеты и бизнес в связи с повышением верхнего предела базы исчисления взносов и отчислений на ОСМС до 50 МЗП, в связи с повышением ставок взносов государства на ОСМС 

  2) Поэтапного повышения ставок взносов государства Одним из основных факторов для реализации предлагаемого подхода реформирования системы ОСМС, формирования единого пакета медицинской помощи является повышение ставок взносов государства.

Дополнительные средства позволят улучшить доступность и качество медицинской помощи, которые предоставляются каждому гражданину Казахстана.


Нравится
2

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход с помощью STSL

Нет комментариев