Отмена критериев СУР с 1 января 2026 года и ввод СУНР (новый Налоговый кодекс)

07.08.2025
  • 3348
  • ID: -

    Date: 02:10:2025

  • <неавторизован>

С 2026 года отменяется СУР и критерии рисков налогоплательщиков, вместо них вводится СУНР и новые контрольные меры.

СУНР что это?

В рамках нового Налогового кодекса отменяется СУР и критерии рисков налогоплательщиков. Вместо этого вводится СУНР.

СУНР – это система управления налоговыми рисками. Включает в себя совокупность мероприятий налоговых органов, направленных на:

  • выявление налоговых рисков;
  • определение и применение мер по их минимизации.

В качестве меры по минимизации налоговых рисков используется информирование налогоплательщиков о:

  • сроках подачи налоговой отчетности;
  • сроках уплаты налогов и платежей;
  • необходимости налоговой регистрации;
  • иных налоговых обязательствах.

Дополнительно будут применяться контрольные меры:

  • Камеральный контроль.

  • Сопоставительный контроль счетов-фактур.

  • Полноценный налоговый контроль и другие формы проверок.

Меры применяются на основе автоматизированной информационной системы (АИС) налогового органа. АИС может формировать предписание о проведении налоговой проверки.

Налоговый кодекс 2025 года

Налоговый кодекс 2026 года

Статья 136. Общие положения

1. Система управления рисками основана на оценке степени (уровня) рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска.

2. Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.

3. Цели применения системы управления рисками:

1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

2) увеличение возможностей по выявлению нарушений налогового и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы;

3) минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), по которым определена низкая степень риска;

4) дифференцированное применение мер и способов налогового администрирования в зависимости от степени риска.

4. Оценка степени (уровня) рисков осуществляется на основе анализа данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, организаций, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).

5. Области применения системы управления рисками:

1) отбор субъектов (объектов) периодической налоговой проверки на основе оценки степени риска;

2) категорирование налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их к категориям низкой, средней или высокой степени риска в случаях, установленных настоящим Кодексом;

3) подтверждение достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость;

4) определение степени риска нарушения, выявленного по результатам камерального контроля;

5) иные формы налогового администрирования.

6. Система управления рисками осуществляется с применением информационных систем.

Статья 93. Система управления налоговыми рисками

1. Система управления налоговыми рисками – комплекс мероприятий, проводимых налоговым органом при налоговом администрировании с целью выявления налоговых рисков, определения мер по их минимизации.

Налоговый риск – вероятность неисполнения налогового законодательства Республики Казахстан и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.

2. Меры по минимизации налогового риска при налоговом администрировании подразделяются на предупредительные и контрольные.

Предупредительные меры по минимизации налогового риска осуществляются путем информирования налогоплательщиков (налоговых агентов) о наступлении сроков представления налоговых форм, уплаты налогов и платежей в бюджет, налоговой регистрации и (или) необходимости исполнения иных налоговых обязательств.

Контрольные меры по минимизации налогового риска осуществляются путем проведения камерального контроля, контроля выписки электронных счетов-фактур, налогового контроля и прочих форм контроля.

Применение мер по минимизации налогового риска к налогоплательщику (налоговому агенту) определяется в том числе с использованием автоматизированной информационной системы налогового органа.

При определении меры по минимизации налогового риска в виде назначения налогового контроля автоматизированной информационной системы налогового органа формируется предписание о проведении налоговой проверки.

Порядок организации управления налоговыми рисками определяется уполномоченным органом.

3. Информация, полученная при управлении налоговыми рисками, а также порядок организации управления налоговыми рисками являются конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничен законодательством Республики Казахстан.

Должностные лица налоговых органов используют полученную информацию исключительно для выполнения задач и функций, возложенных на налоговый орган, и не вправе распространять ее как в период исполнения ими своих обязанностей, так и после завершения их выполнения.
Предоставление указанной информации иным лицам, в том числе налогоплательщикам, запрещается.

Камеральный контроль и отмена степеней риска

В рамках изменений меняется подход к классификации нарушений и документообороту.

  • Отменяется разделение нарушений по степени риска (высокий, средний, низкий).
  • Камеральный контроль проводится не только по налоговой отчетности, но и на основе информации из любых доступных источников о деятельности налогоплательщика.
  • Осуществляется после срока сдачи отчетности и может проводиться в течение срока исковой давности.
  • Вместо уведомлений и извещений будет использоваться единое уведомление о расхождениях.
  • Расширены положения о приостановлении сроков, правах на обжалование, ограничениях на пояснения, а также возможности проведения налоговой проверки по итогам расхождений.

Новый подход к уведомлениям

  • Уведомление не направляется участникам горизонтального мониторинга.
  • При выявлении расхождений налогоплательщик должен:
    • либо устранить нарушения и подать уточненную отчетность,
    • либо представить пояснение с обоснованием расхождений (если они не нарушают НК РК).
  • Вводится возможность частичного согласия — налогоплательщик может исправить часть расхождений и дать пояснение по остальным.
  • Приостанавливается выписка ЭСФ налогоплательщика в течение одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока исполнения уведомления.

Налоговый кодекс 2025 года

Налоговый кодекс 2026 года

Статья 96. Результаты камерального контроля

1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;

по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска;

по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

2. Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается:

1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений;

3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с указанием обстоятельств, подтвержденных документами по осуществлению операций (сделок), указанных в уведомлении.

2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение;

обстоятельства несогласия лица при представлении пояснения, предусмотренного подпунктом 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, с обязательным приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.

При представлении пояснения, предусмотренного подпунктом 2) части второй пункта 2 настоящей статьи, налогоплательщик (налоговый агент) вправе представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) подтверждающие документы и (или) указать обстоятельства несогласия.

В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, истребование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.

3. Налогоплательщик не вправе представлять пояснение, указанное в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи, по следующим нарушениям, выявленным налоговыми органами по результатам камерального контроля:

1) при отнесении на вычеты расходов при исчислении корпоративного подоходного налога и в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам:

на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом или постановлением органа уголовного преследования о прекращении досудебного расследования по нереабилитирующим основаниям, совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда;

2) при отнесении на вычеты расходов при исчислении корпоративного подоходного налога по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу;

3) при отнесении в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам:

по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

по сделкам (операциям) с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

4. Уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается неисполненным, если налогоплательщик (налоговый агент) не исполнил его в порядке и сроки, которые установлены пунктом 2 настоящей статьи.

При этом решение налоговым органом по таким случаям не выносится.

Уведомление об устранении нарушений с высокой степенью риска, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается налоговым органом неисполненным при представлении пояснения, указанного в подпункте 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, в случаях:

нарушения требования пункта 2-1 настоящей статьи;

несогласия с обстоятельствами, указанными в пояснении.

При признании уведомления об устранении нарушений с высокой степенью риска, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, неисполненным выносится решение о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, неисполненным.

Решение о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, неисполненным направляется налогоплательщику (налоговому агенту) одним из следующих способов:

1) по почте заказным письмом с уведомлением – с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи. При этом такое решение должно быть доставлено почтовой или иной организацией связи в срок не позднее десяти рабочих дней с даты отметки о приеме почтовой или иной организацией связи;

2) электронным способом:

с даты доставки решения налоговым органом в веб-приложение.

Данный способ распространяется на налогоплательщика, взаимодействующего с налоговыми органами электронным способом в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи;

с даты доставки решения в личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

Данный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного на веб-портале «электронного правительства»;

3) через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» – с даты его получения в явочном порядке.

Форма и сроки вынесения решения о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, неисполненным устанавливаются уполномоченным органом.

4-1. Обжалование налогоплательщиком (налоговым агентом) решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, производится в течение десяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд.

При этом копия жалобы должна быть направлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган, направивший решение, указанное в  пункте 4 настоящей статьи.

4-2. В случае пропуска по уважительной причине срока, установленного пунктом 4-1 настоящей статьи, этот срок по ходатайству налогоплательщика (налогового агента), подающего жалобу, восстанавливается налоговым органом и (или) уполномоченным органом, рассматривающим жалобу.

В целях восстановления пропущенного срока подачи жалобы налоговым органом, рассматривающим жалобу, в качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность физического лица, которому направлено решение, указанное в  пункте 4 настоящей статьи, а также руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии) налогоплательщика (налогового агента).

Положения настоящего пункта применяются к физическим лицам, которым направлено решение, указанное в  пункте 4 настоящей статьи, а также к налогоплательщикам (налоговым агентам), организационная структура которых не предусматривает наличия лиц, замещающих вышеуказанных лиц во время их отсутствия.

При этом налогоплательщиком (налоговым агентом) к ходатайству о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы должны быть приложены документ, подтверждающий период временной нетрудоспособности лиц, указанных в части второй настоящего пункта, и документ, устанавливающий организационную структуру такого налогоплательщика (налогового агента).

Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется налоговым органом и (или) уполномоченным органом, рассматривающим жалобу, при условии, что налогоплательщиком (налоговым агентом) жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности лиц, указанных в части второй настоящего пункта.

5. При подаче жалобы на уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд, течение срока исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, приостанавливается:

1) со дня принятия жалобы вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом – до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и (или) уполномоченного органа;

2) со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству – до вступления в законную силу судебного акта.

При этом в случаях подачи жалобы в суд на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов по направлению уведомления об устранении нарушений, предусмотренных подпунктами 2) и 3) пункта 3 настоящей статьи, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщик вправе доказать фактическое получение товаров, работ, услуг от юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, регистрация (перерегистрация) которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

6. Неисполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в срок, установленный частью первой пункта 2 настоящей статьи, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со  статьей 118 настоящего Кодекса.

6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влекут ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.

7. По результатам камерального контроля, проводимого в соответствии с  пунктом 6 статьи 59 и  пунктом 7 статьи 66 настоящего Кодекса, налоговый орган составляет заключение по форме, установленной уполномоченным органом.

При этом датой завершения камерального контроля является дата составления заключения, указанного в настоящем пункте.

 

Статья 137. Порядок проведения и результаты камерального контроля

1. Камеральный контроль проводится путем сопоставления данных, содержащихся в:

1) сведениях, имеющихся в налоговых органах, в том числе налоговых формах;
2) сведениях иных уполномоченных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;
3) сведениях о деятельности налогоплательщика (налогового агента), полученных из различных источников информации.

2. Камеральный контроль проводится налоговым органом за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности, установленного настоящим Кодексом.

Камеральный контроль за налоговый период проводится в течение срока исковой давности по такому периоду.

3. При выявлении расхождений по результатам камерального контроля налогоплательщику (налоговому агенту), за исключением участника горизонтального мониторинга, представляется уведомление о расхождениях, выявленных            по        результатам   камерального            контроля (далее в целях настоящей статьи – уведомление).

4. Исполнением уведомления признаются:

1) в случае согласия с указанными в уведомлении расхождениями – устранение налогоплательщиком (налоговым агентом) выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан путем:

представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные расхождения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика (налогового агента) о возврате налога на добавленную стоимость, а также пеней за каждый день с даты перечисления налогоплательщику (налоговому агенту) таких сумм до дня уплаты;

отражения данных в специальном мобильном приложении и (или) уплаты налога и социальных платежей – для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим для самозанятых;

совершения в целях перехода на соответствующий налоговый режим действий, предусмотренных статьей 716 настоящего Кодекса;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении расхождениями – представление налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган, представивший уведомление, пояснения о причинах расхождений, не влекущих нарушения налогового законодательства Республики Казахстан (далее в целях настоящей статьи – пояснение), за исключением случаев, предусмотренных частью первой пункта 6 настоящей статьи.
В случае согласия с указанными в уведомлении расхождениями в части исполнения признается устранение налогоплательщиком (налоговым агентом) выявленных расхождений в части и представление пояснения отсутствия расхождений в оставшейся части.

5. Пояснение налогоплательщика (налогового агента) должно содержать:

1) идентификационные данные налогоплательщика (налогового агента) и налогового органа, представившего уведомление;
2) номер и дату уведомления, на которое представляется пояснение;
3) причины несогласия с указанными в уведомлении расхождениями;
4) дату, подпись;
5) перечень документов, подтверждающих обоснованность несогласия с уведомлением (при наличии).

Истребование           документов   налоговыми   органами       для            исполнения уведомления запрещается.

6. Запрещается представление пояснения на уведомление при отнесении расходов на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога и в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам:

1) на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом или постановлением органа уголовного преследования о прекращении досудебного расследования по нереабилитирующим основаниям, совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

2) по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу судебного акта;

3) по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленным вступившим в законную силу судебным актом;

4) по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация (перерегистрация) признана недействительной на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Действие части первой настоящего пункта не распространяется на сделки (операции), по которым судом установлено фактическое приобретение (получение) налогоплательщиком (налоговым агентом) товаров, работ, услуг.

7. Срок исполнения уведомления приостанавливается при подаче жалобы в суд по подтверждению фактического приобретения (получения) товаров, работ, услуг в случаях, указанных в подпунктах 3) и 4) пункта 6 настоящей статьи.

Копия судебного акта о принятии жалобы к производству представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган, представивший уведомление.

При этом приостановление действует на период со дня вынесения указанного в части второй настоящего пункта судебного акта до его вступления в законную силу.

8. В период проведения налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) не представляется уведомление за проверяемый период, при этом результаты камерального контроля подлежат использованию в ходе проводимой налоговой проверки.

9. При неисполнении уведомления:

1) доступ к интернет-ресурсам и (или) интернет-площадке иностранной компании, осуществляющей деятельность посредством интернет-площадки на территории Республики Казахстан, ограничивается;

2) расходные операции по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента), не указанного в подпункте 1) настоящего пункта, приостанавливаются в течение одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока исполнения уведомления.

3) выписка электронных счетов-фактур налогоплательщика приостанавливается в течение одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока исполнения  уведомления.

Способы обеспечения, предусмотренные частью первой настоящего пункта, если иное не установлено указанной частью, применяются в порядке и сроки, которые установлены параграфом 4 главы 5 настоящего Кодекса.

10. Налоговый орган для подтверждения достоверности причин, изложенных в пояснении, или при неисполнении уведомления в срок, установленный настоящим Кодексом, вправе провести налоговую проверку по расхождениям, выявленным по результатам камерального контроля.


 

 

Налоговые проверки с 1 января 2026 года

С 2026 года в рамках нового Налогового кодекса РК  вводится запрет на назначение комплексной налоговой проверки, если у налогоплательщика коэффициент налоговой нагрузки (КНН) составляет 90% и более от верхнего уровня по отрасли (с учётом региона).

Исключения допускаются только в следующих случаях:

  • по заявлению самого налогоплательщика;

  • в рамках уголовного дела;

  • по требованию органов прокуратуры.

Налоговый кодекс 2025 года

Налоговый кодекс 2026 года

Статья 140. Формы налоговых проверок

1. Налоговые проверки осуществляются в форме комплексной, тематической, встречной проверки, хронометражного обследования.

2. Проведение налоговой проверки не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика (налогового агента), за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

3. Налоговые органы вправе осуществлять налоговые проверки структурных подразделений юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица.

4. В случае выявления по результатам камерального контроля нарушений по действию (действиям) по выписке счета-фактуры, совершение которого (которых) признано судом осуществленным (осуществленными) без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, налоговые органы не вправе осуществлять тематические проверки по данному вопросу до:

направления налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

истечения срока по исполнению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, установленного пунктом 5 статьи 115 настоящего Кодекса.

 5. Период, подлежащий налоговой проверке, не должен превышать срок, исчисляемый в порядке, определенном  статьей 48 настоящего Кодекса.

При этом встречная проверка может осуществляться за период, который соответствует проверяемому периоду при проведении комплексной или тематической проверки налогоплательщика (налогового агента) в рамках которой назначена такая встречная проверка.

6. В случае назначения комплексной проверки, тематической проверки по отдельным видам налогов и (или) платежей в бюджет при определении проверяемого периода не включается налоговый период, охваченный аудитом по налогам.

Положение настоящего пункта не распространяется на налоговые проверки, указанные в подпунктах 2) – 24)  пункта 1 статьи 142, абзацах втором – четвертом подпункта 1), подпунктах 2) – 12)  пункта 3 статьи 145 настоящего Кодекса, а также в отношении налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, недропользователей, налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности по производству и обороту отдельных видов подакцизной продукции, биотоплива.

7. Налоговые органы вправе направлять запросы лицам, осуществлявшим операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения от указанных лиц дополнительной информации о таких операциях.

Порядок направления запросов, указанных в настоящем пункте, а также представления лицами сведений и (или) документов по таким запросам определяется уполномоченным органом.

 

Статья 152. Налоговая проверка

1. Налоговая проверка осуществляется в форме комплексной, тематической, встречной налоговой проверки, хронометражного обследования.

Период, подлежащий налоговой проверке, не должен превышать срок исковой давности.

Налоговые органы вправе осуществлять налоговые проверки структурных подразделений юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица.

2. Налоговая проверка в отношении сотрудников органов, осуществляющих в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскную деятельность, проводится в особом порядке.

Особый порядок проведения налоговой проверки определяется уполномоченным органом совместно со специальными государственными органами, органами военной разведки Министерства обороны Республики Казахстан, правоохранительными органами.

3. При определении проверяемого периода не включается налоговый период, охваченный аудитом по налогам, при назначении:

1) комплексной налоговой проверки, за исключением назначаемых при реорганизации или ликвидации юридического лица – резидента, структурного подразделения юридического лица – нерезидента;

2) тематической налоговой проверки по налоговому заявлению или жалобе самого налогоплательщика (налогового агента), в том числе:
по налоговому заявлению в связи со снятием с регистрационного учета плательщика по налогу на добавленную стоимость;

в  связи с жалобой налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки.

Положение части первой настоящего пункта не распространяется на налоговые проверки в отношении:

1) налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу;
2) недропользователей;
3) налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности по производству и обороту отдельных видов подакцизной продукции, биотоплива.

4. Налоговая проверка назначается в соответствии с настоящим Кодексом с учетом показателя коэффициента налоговой нагрузки.

При этом комплексная налоговая проверка не назначается за налоговый период, в котором у налогоплательщика коэффициент налоговой нагрузки составляет не менее 90 процентов верхнего показателя коэффициента налоговой нагрузки по соответствующему виду деятельности и с учетом региона осуществления деятельности.

Положения части второй настоящего пункта не распространяются на случай назначения комплексной налоговой проверки по заявлению самого налогоплательщика, по основаниям, предусмотренным Уголовно- процессуальным законодательством Республики Казахстан, по требованию органов прокуратуры.




Нравится
2

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL

Нет комментариев