ID: -
Date: 10:10:2026
<неавторизован>
С 1 января 2026 года в Казахстане вводится новый Налоговый кодекс РК, рассмотрим какие изменения он вносит в налоговое законодательство РК.
В статье собраны основные изменения, предусмотренные новым Налоговым кодексом РК, введенным в действие с 1 января 2026 года.
Последующие изменения и поправки в Налоговый кодекс рассматриваются в статье:
Изменения коснутся различных аспектов налогового законодательства, включая исключение некоторых налогов и сборов, корректировку налоговых ставок, а также нововведения в налоговом администрировании.
Детальный анализ положений нового Налогового кодекса, представленный в статье, будет дополняться ссылками на детальные статьи по изменениями.
Авансовые платежи за 1 квартал исчисляются (начисляются) налоговыми органами и уплачиваются ежемесячно в размере 1/12 от общей суммы в расчетах сумм авансовых платежей за предыдущий налоговый период, включая дополнительные расчеты (ранее расчет «до сдачи Декларации» выполнялся налогоплательщиком, техника расчета была иной: рассчитывалась сумма за квартал, которая затем распределялась на месяцы квартала).
Увеличен размер СГД до 600 000 МРП (ранее 325 000 МРП) с учетом корректировок за налоговый период для освобождения от уплаты авансовых платежей по КПН.
Освобождены от уплаты авансовых платежей по КПН недропользователи, осуществляющие разработку газовых проектов на суше.
Доход, полученный при эксплуатации объектов социальной сферы облагается в общеустановленном порядке по ставкам, в соответствии с НК РК (исключена статья, регламентирующая особый порядок обложения).
Не относятся на вычеты расходы по приобретению товаров, работ, услуг у лиц, применяющих СНР.
Изменен перечень доходов, включаемых в СГД.
Изменен перечень доходов, не признаваемых в целях обложения КПН.
Изменен перечень доходов, подлежащих корректировке.
Изменен порядок признания дохода/убытка от выбытия ФА I группы, долей участия, ценных бумаг и активов, не подлежащих амортизации.
С 1 января 2026 года вводится прогрессивная шкала ИПН:
*8 500 МРП - 36 762 500 тенге (МРП на 2026 год - 4 325 тенге).
Стандартный налоговый вычет в размере 14 МРП заменяется на Базовый налоговый вычет в размере 30 МРП (129 750 тенге (МРП на 2026 год - 4 325 тенге)).
Вводится налоговый вычет социальных платежей, включающий в себя суммы:
Изменяются стандартные вычеты для инвалидов и участников ВОВ (ранее стандартный вычет в размере 882 МРП):
Порог для постановки на НДС снижен до 10 000 МРП (43 250 000 тенге*)
*Для расчета в статье применен показатель МРП 2026 года - 4 325 тенге.
Общая ставка - увеличивается с 12% до 16%.
Сниженные ставки
Сниженные ставки применяются к :
С 2026 года форму 300.00 необходимо представлять не раньше 15-го числе месяца, следующего за отчетным и не позднее 15-го числа второго месяца.
Вводится обязанность налогоплательщика по проставлению отметки в ЭСФ в ИС ЭСФ до подачи формы 300.00 по признанию суммы НДС к зачету.
Получатель ЭСФ, исправленного и дополнительного ЭСФ или при отзыве ЭСФ обязан подтверждать или отклонять действия отправителя.
Вводится обязательство по оформлению ЭСФ при приобретении работ или услуг от нерезидента, в случае, если местом реализации является РК.
Изменятся ставки акцизов для некоторых товаров, порядок расчета и уплаты, а также перечень подакцизных товаров.
Ставка социального налога снижена до 6%, но теперь сумма исчисленного социального налога не уменьшается на сумму социальных отчислений.
То есть размер социального налога в целом остался прежним, но упрощен порядок определения суммы, уплачиваемой в бюджет.
С 2026 года вводятся новые ставки по доходам нерезидента у источника выплаты, в том числе прогрессивная шкала ставок по ИПН для некоторых видов доходов, изменится порядок исчисления и уплаты ИПН с доходов трудового иммигранта-нерезидента, сроки представления декларации о доходах и имуществе ф.270.00 для нерезидентов, получающих доходы самостоятельно и трудовых мигрантов-нерезидентов и прочие изменения.
Датой начала применения СНР является:
Датой прекращения применения СНР или ОУР является:
Вводится новая форма налогового контроля - автоматизированный контроль.
Цель - предотвращение необоснованного вычета НДС при выписке ЭСФ.
Регистрационный номер ЭСФ будет присваиваться автоматически на основании данных налогового счета в ИС оператора контроля.
Для налогоплательщиков будет создаваться отдельный налоговый счет по НДС, с которого средства:
Сопоставительный контроль - новая форма контрольных мер в рамках СУНР. В ходе проведения сопоставительного контроля, при наличии сомнений в реальности сделок, налоговый орган направляет уведомление налогоплательщику.
При получении уведомления налогоплательщик обязан:
Если пояснение не подтверждает сделку:
Прочие изменения:
Нет комментариев