ID: -
Date: 21:11:2024
<неавторизован>
На сайте Министерства национальной экономики Республики Казахстан опубликована новость с обзором изменений в новом Налоговом кодексе 2025 года.
Анализ эволюции налоговой системы Казахстана показывает, что начиная с 1991 года в налоговом законодательстве основной акцент делается на налоговую политику.
В новом Налоговом кодексе планируется сместить акцент на налоговое администрирование.
В настоящее время имеется ряд вопросов от налогоплательщиков по системе категорирования в рамках системы управления рисками.
Так, действующая система управления рисками ориентирована в основном на коэффициент налоговой нагрузки.
В новом Кодексе найдут также отражение меры стимулирования привлечения инвестиций и развития бизнеса.
Таким образом, будут приняты новые меры поддержки бизнеса с сохранением действующих стимулов.
В настоящее время для крепких алкогольных напитков ставки акциза установлены на объем спирта. При этом сумма акциза от цены не зависит.
Также, в течение последних лет обсуждается вопрос перехода к прогрессивной шкале ставок индивидуального подоходного налога. Мы изучили международный опыт, проанализировали все риски и эффекты. При переходе на прогрессивную шкалу безусловно риски выдачи зарплат «в конвертах» сохраняются.
К категории граждан, получающих такую высокую заработную плату относятся сотрудники крупных квазигосударственных, добывающих компаний, банков и т.д., где все операции прозрачны и риски сокрытия заработной платы по таким налогоплательщикам минимальны.
Глава государства и в Послании народу Казахстана, и в последних своих выступлениях отметил необходимость проработки вопроса дифференциации ставок налогов в зависимости от отраслей экономики.
По данным Всемирного банка по сравнению со странами Европы и Центральной Азии примерно одного уровня развития экономики в 2019 году производительность НДС в Казахстане была самой низкой (0,32), а по коэффициенту собираемости страна занимала седьмое (0,617) место из 11 стран Европы и Центральной Азии, что выше, чем средний коэффициент собираемости стран с новой и развивающейся экономикой в Европе — 0,56.
То есть, собираемость НДС в Казахстане находится на хорошем уровне. В этом случае, низкая производительность налога обосновывается низкой ставкой.
В первую очередь, повышение ставки НДС даст фискальный эффект в виде дополнительных поступлений в бюджет в размере 2-2,4 трлн тенге в год. Это сопоставимо с годовым объемом гарантированных трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет. Дополнительные доходы позволят сократить размер таких трансфертов и, как следствие, усилят сберегательную функцию Национального фонда.
Также, был проведен ретроспективный анализ изменения ставки НДС, а также уровня теневой экономики, в том числе в сфере торговли.
Как показал анализ, изменение ставок НДС не имеет прямой связи с уровнем теневой экономики.
Так, к примеру в 2006 году при ставке НДС в размере 15%, уровень теневой экономики к ВВП составил 19,8%, а размер теневой экономики в сфере торговли – 2,7% к ВВП.
В последующие годы ставка НДС поэтапно снижалась до 12. Однако, объем теневой экономики в торговле с каждым годом увеличивался и в 2016 году дошел до 9,2% к ВВП.
В 2022 году при ставке НДС в размере 12%, объем теневой экономики в сфере торговли составил 3,1% к ВВП.
Несмотря на снижение ставки, уровень теневой экономики в торговле не снизился.
Кроме того, несмотря на низкую ставку НДС в размере 12%, уровень теневой экономики остается в Казахстане выше (18,8% к ВВП), чем в странах Европы с высокой ставкой НДС (к примеру, в Германии ставка НДС -19%, уровень теневой экономики к ВВП – порядка 10%; в Великобритании ставка НДС – 20%, уровень теневой экономики – 11% к ВВП, в Венгрии ставка НДС – 27%, но уровень теневой экономики сопоставим с Казахстаном).
Из чего наглядно видно, что уровень теневой экономики и ставка НДС не имеет прямой взаимосвязи.
Также, повышение ставки НДС до 16% не приведет к отклонению уровня инфляции от запланированного коридора (5,5-7,5% согласно прогнозу социально – экономического развития страны на 2024-2028 гг.). Оно повлияет на уровень инфляции в пределах 1 процентного пункта.
Кроме того, влияние на инфляцию произойдет только один раз – в год повышения ставки НДС. При этом поступления в бюджет будут расти ежегодно.
Повышение ставки НДС не будет иметь значительного влияния на цены на товары первой необходимости.
К примеру, наши сельхозтоваропроизводители пользуются льготными налоговыми режимами.
Так, если инфляция в Казахстане в октябре 2023 года за год составила 10,8%, то наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания (4 процентных пункта), а из продуктов питания мясо и мясопродукты внесли вклад в инфляцию в размере 1 процентного пункта.
Рассмотрим ситуацию на примере мяса. Каково будет влияние на ценообразование от повышения ставки НДС?
Мясо, в основном, поступает на рынки и специальные магазины от фермерских хозяйств.
То есть, мясо на рынок поступает без уплаты НДС. На рынках торгуют индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы. На практике, они не являются плательщиками НДС, так как либо обороты не превышают порог для постановки на учет по НДС, либо применяют режим розничного налога и получают освобождение от НДС.
Таким образом, дальше товар реализуется конечному потребителю без уплаты НДС.
По другим сельскохозяйственным товарам также применяются льготные режимы и НДС не возникает.
То есть, для производства и переработки продовольственных товаров в Казахстане созданы выгодные условия налогообложения по НДС.
Кроме того, был проведен анализ налоговых поступлений по НДС в разрезе отраслей.
В 2022 году поступило в бюджет более 4,2 трлн. тенге НДС. Из них 47,2% от налогоплательщиков в сфере торговли. Импортный НДС составил 2,5 трлн. тенге, из них 1,6 трлн. тенге или 65,1% уплачено налогоплательщиками, занятыми в сфере торговли.
При этом, в структуре импорта Казахстана доля продовольственных товаров составила 9,4%.
То есть, основная часть товаров, ввезенных налогоплательщиками в сфере торговли, не относится к продовольственным товарам.
При этом, возможный рост налоговой нагрузки по ряду импортных продовольственных товаров снижает их конкурентоспособность перед казахстанскими производителями.
По нашему мнению, это даст возможность отечественным товаропроизводителям, пользующимся налоговыми льготами и субсидиями, наращивать свое производство для замещения импортных товаров.
Таким образом, учитывая низкую нагрузку по НДС на сельхозтовары, влияние НДС на стоимость продуктов питания будет минимальным.
Наряду с этим, при обсуждении экспертами МВФ были положительно восприняты вопросы введения прогрессивной шкалы ставок индивидуального подоходного налога и увеличения ставки НДС.
Это основные подходы, которые обсуждаются сейчас на разных площадках. Есть и другие вопросы, которые не менее важны и беспокоят бизнесменов и простых граждан. Дискуссии продолжаются совместно с общественностью и представителями бизнес-сообщества.
Нет комментариев