На сайте Мажилиса РК размещен проект поправок, вносимых в Налоговый кодекс РК на 2024 год.
Часть поправок, традиционно, носит ретроспективный характер и вводится в действие с прошлых периодов.
Вот некоторые изменения, которые планируются в НК РК:
- Исключается требование по хранению налогоплательщиками в течение 5 лет сменных отчетов, книг учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и чеки ККМ, по которым проведены операции аннулирования и возврата;
- Если налогоплательщику ограничивают выписку ЭСФ, информация по ограничению будет также предоставляться по почте заказным письмом или налогоплательщику под роспись. В настоящий момент налогоплательщик получает оповещение только электронным способом в ИС ЭСФ и личном кабинете на портале электронного правительства;
- В статью 319 НК РК вносится новая норма, по которой не является доходом физ. лица материальная выгода от экономии на стоимости товаров, работ или услуг при их приобретении на «бонусы»/скидки от ранее совершенных покупок. Аналогичная норма закрепляется в Законе о введении и действует с 2018 года;
- Налогоплательщики, занимающиеся сбором и приемом стеклопосуды, имеют право работать с применением специальных налоговых режимов. Норма вводится ретроспективно с 1 января 2023 года.
Текущая редакция |
Планируемая редакция |
Комментарий PRO1C |
Комментарий Мажилиса |
---|---|---|---|
Статья 13. Права и обязанности налогоплательщика … 3.Налогоплательщик обязан: …
|
Статья 13. Права и обязанности налогоплательщика … 3.Налогоплательщик обязан: … 5) исключить. |
Исключается требование по хранению налогоплательщиками в течение 5 лет сменных отчетов, книг учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и чеки ККМ, по которым проведены операции аннулирования и возврата |
Вводится в действие с 1 января 2024 года Предлагается исключить подпункт, содержащий обязанность НП по хранению в течение 5 лет с даты печати или полного заполнения сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и чеки контрольно-кассовых машин, по которым проведены операции аннулирования и возврата, так как все хранится у Оператора. Согласно приказу МФ О некоторых вопросах применения контрольно-кассовых машин ККМ передает на сервер оператора фискальных данных сведения о денежных расчетах согласно техническим требованиям и форме соответствия, техническим требованиям ККМ, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в органы государственных доходов. Чеки аннулирования будут контролироваться в рамках порядка применения ККМ, приказ 208 от 16.02.2018г. |
… 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале "электронного правительства". |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур … 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, одним из следующих способов: 1) по почте заказным письмом с уведомлением; 2) электронным способом в веб-приложение и (или) личный кабинет пользователя на веб-портале "электронного правительства" и (или) информационную систему электронных счетов-фактур; 3) налогоплательщику под роспись.
|
Если налогоплательщику ограничивают выписку ЭСФ, информация по ограничению будет также предоставляться по почте заказным письмом или налогоплательщику под роспись. В настоящий момент налогоплательщик получает оповещение только электронным способом в ИС ЭСФ и личном кабинете на портале электронного правительства |
Вводится в действие с 1 января 2024 года Данная норма является уточнением.Налоговые органы направляет электронным способом в веб-приложение и личный кабинет пользователя на веб-портале "электронного правительства" и информационную систему электронных счетов-фактур в случае если налогоплательщик зарегистрирован в качестве электронного налогоплательщика. Вместе с тем, в случае истечение срока или отзыва электронной цифровой подписи налогоплательщик автоматически перестает быть участником электронного обмена. Таким образом, возникает необходимость взаимодействия с налогоплательщиком иными способами. |
Статья 319. Годовой доход физического лица … 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: … 53) отсутствует
|
Статья 319. Годовой доход физического лица … 2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: … 53) материальная выгода от экономии на стоимости товаров, работ, услуг при их приобретении за счет суммы, начисленной за ранее осуществленные покупки или полученные работы, услуги; |
В статью 319 НК РК вносится новая норма, по которой не является доходом физ. лица материальная выгода от экономии на стоимости товаров, работ или услуг при их приобретении на «бонусы»/скидки от ранее совершенных покупок. Аналогичная норма закрепляется в Законе о введении и действует с 2018 года |
Вводится в действие с 1 января 2018 года Все получаемые доходы физическим лицом должны признаваться облагаемым доходом и декларироваться. Исключения составляют случаи, предусмотренные пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса (не рассматриваются в качестве дохода) и пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса (корректировка). Фактически сейчас у каждого физического лица возникает доход, подлежащий декларированию, при осуществлении за бонусы покупок в торговых сетях или при получении услуг/работ, в том числе государственными служащими и иными лицами, на которых распространяется всеобщее декларирование. На практике такой доход не декларируется и не облагается налоговыми агентами. Примером таких доходов является сумма, зачисленная продавцом на карту физического лица с целью предоставления возможности получения скидки при последующих покупках. Следует отметить, что обложение у источника выплаты доходов физического лица затруднительно ввиду необходимости раскрытия персональных данных физических лиц и предполагает снижение маркетинговых мероприятий и возникновение новых административных обязанностей у агентов, что может отразиться на развитии малого и среднего предпринимательства. Предлагается не рассматривать в качестве дохода физического лица таких сумм, что позволит не их не декларировать и не администрировать. |
Статья 683. Условия применения специального налогового режима … 2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям: … 3) не осуществляющие следующие виды деятельности: производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство);
сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; аренда и эксплуатация торгового рынка; сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания; деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги; деятельность в рамках финансового лизинга.
|
Статья 683. Условия применения специального налогового режима … 2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям: … 3) не осуществляющие следующие виды деятельности: производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство); исключить сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; аренда и эксплуатация торгового рынка; сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания; деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги; деятельность в рамках финансового лизинга.
|
Налогоплательщики, занимающиеся сбором и приемом стеклопосуды, имеют право работать с применением специальных налоговых режимов. Норма вводится ретроспективно с 1 января 2023 года |
Вводится в действие с 1 января 2023 года Во исполнение Протокола совещания Премьер-Министра Республики Казахстана по внедрению регулирования «с чистого листа» в предпринимательской деятельности. По результатам заседания рабочей группы по выработке мер по формированию Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства для проведения анализа (пересмотра) регуляторных актов, принято решение об исключении данного вида деятельности из условий применения специального налогового режим для субъектов малого бизнеса. Полагаем, что субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по сбору и приему стеклопосуды, смогут применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, что положительно повлияет на развитие малого бизнеса. В этой связи, исключение данного вида деятельности из статьи 683 не повлечет за собой отрицательных социально-экономических и/или правовых последствий. |
Нет комментариев