Введение налога с продаж и объединение Налогового и Таможенного кодекса

28.12.2015
  • 1608

Сегодня в ходе Правительственного часа в Мажилисе Парламента РК министр национальной экономики РК Ерболат Досаев представил Антикризисный план действий Правительства и Национального Банка по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы. Министр подчеркнул, что Антикризисный план позволит обеспечить эффективную реализацию поручений, данных  Главой государства в Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года, экономическую и социальную стабильность в Казахстане и создаст прочную основу для устойчивого роста.

Ерболат Досаев отметил, что в реализацию Общенационального плана мероприятий по исполнению Послания Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», Правительством РК 8 декабря т.г. принят Антикризисный план действий Правительства и Национального Банка по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы (далее – Антикризисный план).

Антикризисный план также включает меры по углублению реформ в рамках Плана нации «100 конкретных шагов», исполнению поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства 18 ноября 2015 года.

Антикризисный план состоит из 2-х разделов:

  1. формирование новой структурной экономики, в рамках 5 основных направлений, определенных Главой государства в Послании народу Казахстана 30 ноября 2015 года;
  2. оперативные меры по стимулированию роста и кредитованию экономики.

В соответствии с поручениями Главы государства для формирования новой структурной экономики предусматриваются следующие меры:

Первое направление. Стабилизация финансового сектора

  1. В среднесрочной перспективе основной задачей Национального Банка и Правительства является снижение инфляции до 6-8% в 2016-2017 годах, 5-7% в 2018 году, 4-6% в 2019 году и 3-4% в 2020 году. В апреле 2016 года будет внедрен механизм гибкого изменения базовой процентной ставки, который будет ориентирован на обеспечение стабильности цен и снижение уровня инфляции.   Это позволит повысить эффективность операций денежно-кредитной политики и усилить ее влияние на ставки денежного рынка.
  2. Для обеспечения устойчивости финансового сектора по результатам стресс-тестирования всех субъектов банковского сектора на предмет неработающих кредитов до сентября 2016 года будут приняты меры по их признанию и списанию.
  3. В целях повышения доходности пенсионных накоплений до марта 2016 года будут пересмотрены подходы к инвестированию пенсионных активов и до июля 2016 года будут выработаны механизмы передачи активов пенсионных фондов под управление частных казахстанских или иностранных компаний.
    В 2016 году из-под контроля Национального банка будут выведены ЕНПФ, Фонд проблемных кредитов и другие финансовые институты.
  4. В целях дедолларизации экономики Национальным Банком совместно с Правительством РК будет принят комплекс мер по дедолларизации экономики и повышению привлекательности тенговых инструментов, включая развитие рынка корпоративных ценных бумаг и стимулирование биржевой торговли финансовыми инструментами в тенге, введение требования по установлению и указыванию в рекламе цен на товары и услуги, продаваемые на территории страны, только в национальной валюте.
  5. Для оптимизации порядка и условий осуществления платежей и переводов денег в целях сокращения сроков их осуществления и повышения прозрачности предоставления платежных услуг разработаны проекты законов «О платежах и платежных системах», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам платежей и платежных систем».

Второе направление. Оптимизация бюджетной политики

Основными целями бюджетной политики станет жесткая экономия, повышение эффективности государственных расходов и рациональное использование средств Нацфонда.

  1. В связи с этим, будут разработаны проекты новой Концепции формирования и использования средств Национального фонда до апреля 2016 года и Бюджетного кодекса в новой редакции.
  2. До марта 2016 года будут внесены дополнения в Бюджетный кодекс, предусматривающие заимствование местными исполнительными органами у Правительства на покрытие дефицита наличности на срок до трех лет.
  3. В ходе формирования республиканского бюджета на 2017-2019 годы в апреле-августе 2016 года будет проведена полная ревизия республиканских и местных бюджетных программсоптимизацией бюджетных расходов путем исключения неэффективных расходов и расходов, которые могут быть профинансированы частным сектором.
  4. Для возможности применения сервисной модели финансирования из бюджета капитальных затрат до марта 2016 года будет разработан типовой сервисный контракт.
  5. При разработке законопроекта о трансфертах общего характера, с 2017 года финансирование всех местных инвестиционных проектов за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета будет полностью передано на местный уровень.
  6. В целях кардинального реформирования налоговой системы до 1 сентября 2016 года в Парламент будет внесен проект объединенного Налогового и Таможенного кодекса, предусматривающий введение налога с продаж вместо НДС, оптимизацию налоговых режимов до трех уровней, отмену неэффективных налоговых льгот, а также повышение прозрачности налоговой сферы и эффективности налогового администрирования.

Третье направление. Приватизация и стимулирование экономической конкуренции

Высокий уровень конкуренции и преобладающий частный сектор – основа экономических достижений развитых стран ОЭСР.

  1. В соответствии с принципами Yellow Pages Rules 22 декабря 2015 года Правительством утвержден перечень видов деятельности, которые могут осуществляться юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций, которых принадлежит государству. Данный перечень был оптимизирован на 306(47%) видов деятельности до 346.
  2. Для стимулирования развития конкуренции и частного капитала до февраля 2016 года будет разработан законопроект, предусматривающий приведение антимонопольного законодательства в соответствие со стандартами ОЭСР, с четкой регламентацией статуса антимонопольного ведомства и порядка его работы.
  3. С 1 января 2017 года будет отменен Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение.
  4. В 2016-2017 годах базовые субъекты естественных монополий будут переведены на работу по предельным (долгосрочным) тарифам.
  5. Во исполнение поручения Главы государства по снижению роли государства в экономике будет проведена масштабная работа по разгосударствлению и приватизации.

С учетом подписанного 4 декабря Главой государства Закона, направленного на активизацию разгосударствления и приватизации объектов государственного и квазигосударственного секторов сняты ограничения на приватизацию, продажу активов по справедливой рыночной стоимости, а также созданы условия для максимального участия в приватизации казахстанских и иностранных инвесторов.

25 декабря 2015 года Правительством одобрен новый Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, в рамках которого утверждены:

  1. Перечень объектов приватизации государственного и квазигосударственного секторов, состоящий из 65 наиболее крупных компаний республиканской собственности, ФНБ «Самрук-Казына», АО «Байтерек» и АО «КазАгро»;
  2. Перечень дочерних и зависимых организаций, входящих в состав АО «ФНБ Самрук-Казына», состоящий из 173 компаний;
  3. Актуализированный действующий Перечень объектов передаваемых в конкурентную среду в результате приватизации, государственно-частного партнерства, ликвидации, состоящий из 545 организаций, в том числе:
    •     49 организаций республиканской собственности;
    •     367 предприятий коммунальной собственности;
    •     129 дочерних, зависимых компаний национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, за исключением ФНБ «Самрук-Казына».

В 1 квартале 2016 года будут сокращены перечни объектов, не подлежащих отчуждению и разработан проект Закона, предусматривающий отмену преимущественных прав всех акционеров на приобретение отчуждаемых активов квазигосударственного сектора.

В январе 2016 года при Правительстве будет создан специальный Проектный офис (Deliveryunit) с привлечением международных консультантов для сопровождения и мониторинга процесса приватизации, а также разработан план широкомасштабной PR-кампании по приватизации, включая объекты АО «ФНБ «Самрук-Казына», «КазАгро» и «Байтерек», с детальным описанием назначения каждого конкретного предприятия в рамках Единой информационной политики.

Будет продолжена трансформация АО «ФНБ «Самрук-Казына» в течение 2016-2018 годов. В соответствии с поручением Главы Государства до декабря 2016 года будут подготовлены предложения по преобразованию АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро» в компактные холдинги после перехода в конкурентную среду их активов.

В мае 2016 года по результатам проведенного анализа будут внесены, в случае необходимости, дополнительные предложения по условиям легализации и усилению гарантий её участникам.

В целях реализации новых механизмов реабилитации и банкротства, а также урегулирования неплатежеспособности в январе 2016 года будет принят соответствующий План действий, и до марта будет разработана концепция законопроекта по внедрению института банкротства физлиц.

Четвертое направление. Основы новой инвестиционной политики

  1. Для активизации привлечения инвестиций в экономику страны в 1 квартале 2016 года будет принят Детальный план, предусматривающий меры по улучшению инвестиционного климата в соответствии со стандартами ОЭСР.  Для организации данной работы в январе 2016 года будут созданы Правительственный и региональные советы.
  2. До июля 2016 года будут разработаны инвестиционные программы развития 6 макрорегионов (Южный, Северный, Центрально-Восточный, Западный, Алматы и Астана) в рамках Программы развития регионов до 2020 года, включая развитие миникластеров.
  3. До марта 2016 года для снижения уровня правительственного заимствования будут внесены изменения в бюджетное законодательство в целях упрощения процедур предоставления государственных гарантий, в т.ч. потраншевых, и внедрения поверенного агента для частных проектов.
  4. В рамках нового Закона «О государственных закупках» предусматривается заключение долгосрочных контрактов на 3 и более лет, что стимулирует инвестиционную активность частного сектора.
  5. Для активизации применения механизмов ГЧП в марте 2016 года будет принята Дорожная карта по реализации проектов ГЧП в различных отраслях и регионах. До конца января 2016 года в регионах будет проведена широкомасштабная разъяснительная работа по механизмам и процедурам реализации проектов ГЧП.
  6. Индустриально-инновационная политика страны будет адаптирована к новым условиям. В ее рамках будет осуществлен переход от текущей модели развития, с акцентом на производственный сектор, к более устойчивой сервисно-индустриальной модели, основанной на росте производительности и увеличения доли участия частного бизнеса. Для этого будет актуализирована ГПИИР на 2015-2019 годы.
  7. Для развития эффективной научно-инновационной системы на базе хайтек-парка «Астана бизнес кампус» Назарбаев Университета и технопарка «Алатау» в Алматы в мае 2016 года будет утверждена соответствующая Дорожная карта.
  8. Кроме того, до мая 2016 года МОН будут подготовлены предложения по созданию совместных центров по подготовке кадров с техническим и профессиональным образованием по опыту Германии, Канады, Австралии и Сингапура.
  9. Важнейшим фактором для привлечения инвестиций станет инициированная Главой Государства Совместная инвестиционная программа по переносу производств из Китая в Казахстан. Ключевым аспектом данной программы будет ее сопряжение с Госпрограммой инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы.
  10. В 2016 году будет продолжена реализация крупных проектов в нефтегазовом секторе. В декабре 2016 года будет начата коммерческая добыча на месторождении «Кашаган», завершено расширение Каспийского трубопроводного консорциума, в апреле 2016 года будет начата активная реализация Проекта будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл» и в декабре 2017 года завершено строительство газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент. До конца 2017 года планируется завершить реконструкцию и модернизацию казахстанских нефтеперерабатывающих заводов в Атырау, Шымкенте и Павлодаре, что позволит с 2018 года полностью обеспечить внутренний рынок отечественными нефтепродуктами.
  11. В целях создания новой ресурсной базы и долгосрочной стабильностисырьевого сектора, с учетом либерализация законодательства в геологоразведке по австралийскому методу («первым пришел – первым получил») будет проводиться работа по освоению новых месторождений полезных ископаемых
  12. Аграрный сектор должен стать одним из ключевых драйверов будущего экономического роста Казахстана.

В течение 2016 года по опыту Австралии и Бразилии через меры «зеленой корзины» ВТО основной акцент развития сельского хозяйства будет смещен на создание инфраструктуры и внедрение новых технологий для АПК.

Повышению эффективности государственной поддержки в 2016 году будут способствовать реформирование существующей системы субсидирования, совершенствования страхования в растениеводстве и внедрение системы электронных зерновых расписок.

Пятое направление. Новая социальная политика

В рамках новой социальной политики, озвученной Главой государства в Послании народу Казахстана 30 ноября 2015 года:

  • Будет актуализирована Концепция социального развития до 2030 года с целью оптимизации системы социального обеспечения, расширения опыта внедрения адресной социальной помощи нового формата, изменения методологии определения величины прожиточного минимума, а также пересмотра состава продовольственной корзины и минимальных норм потребления продуктов питания.
  • До марта 2016 года будет актуализирована Дорожная карта занятости 2020.
  • До конца текущего года будет разработан проект Госпрограммы развития здравоохранения на 2016-2019 годы, до 1 марта 2016 года - новая Госпрограмма развития образования и науки.
  • В сфере образования с 2017 года будет начата реализация нового проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

С учетом ухудшения ситуации в мировой экономике и прогнозов развития казахстанской экономики в 2015 году Правительством выработаны дополнительные оперативные меры, направленные на стимулирование экономического роста, поддержку занятости и доходов населения. 

Основными направлениями оперативных мер будут следующие:

Точечная поддержка реального сектора экономики

  • Для недопущения снижения производства и экспорта продукции отечественных предприятий будут предоставлены временные понижающие коэффициенты к тарифам на услуги МЖС и электроэнергии на 2016 год с последующим установлением их согласно утвержденному перечню.
  • Для обеспечения сбыта продукции отечественных товаропроизводителей будут заключены долгосрочные контракты и меморандумы (более трех лет) с системообразующими и крупными предприятиями и национальными компаниями, а также будет стимулироваться использование отечественных материалов в строительстве.
  • Активная реализация ключевых инфраструктурных проектов в рамках Госпрограммы «Нұрлы Жол»

    Реализуемые в рамках Госпрограммы инфраструктурные проекты оказывают значительный мультипликативный эффект на развитие стройиндустрии, и в целом на поддержание деловой активности и занятости в экономике.

    Для ускорения реализации ключевых инфраструктурных проектов в рамках Госпрограммы «Нұрлы Жол» предусматривается привлечение дополнительных средств.

    Для своевременного завершения работ на автодороге «Астана-Павлодар» (открытие движения по двум полосам в одном направлении автодороги и с полным завершением проекта «Астана-Павлодар-Семей» в 2018 г.) будут дополнительно привлечены займы под госгарантии на сумму 52 млрд. тенге в 2016 году и 153,1 млрд. тенге в 2017-2018 гг.

    С учетом предусмотренных в рамках Госпрограммы «Нұрлы Жол» средств Национального фонда, займов МФО, Эксимбанка Китая привлечение дополнительных средств позволит до 2020 года ввести в эксплуатацию 8 тыс. км автодорог по ключевым направлениям «НурлыЖол-Юг», «НурлыЖол -Восток», «НурлыЖол -Запад» и автодорогам республиканского значения.

    Поддержка МСБ

    В целях поддержки МСБ по линии программы «Дорожной карты бизнеса 2020» 11 декабря т.г. принято Постановление Правительства, в рамках которого регионам будут направлены дополнительные средства на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам для пополнения оборотных средств на сумму 7.2 млрд. тенге, в 2016 году – 7 млрд. тенге на субсидирование и гарантирование инвестиционных кредитов.

    Это позволит привлечь в экономику кредитов на сумму 202 млрд. тенге, увеличить производство продукции на сумму свыше 418 млрд. тенге, сохранить и создать не менее 15 177 рабочих мест, обеспечить поступления в бюджет налогов на сумму 50 млрд. тенге.

    Для увеличения кредитования МСБ в 2016 году будут привлечены кредитные линии от МФО на сумму 65 млрд. тенге, в том числе 30 млрд. тенге –ВБ, 30 млрд. тенге – АБР, 5 млрд. тенге –ЕБРР.

    В соответствии с поручением Главы государства в целях эффективной реализации инвестиционных программ развития макрорегионов будут активно применяться инструменты поддержки программы «ДКБ 2020».

    Повышение уровня доступности жилья для населения

    • Для повышения уровня доступности жилья для населения в 2016-2018 годы будет обеспечено строительство и приобретение арендного жилья площадью 817 тыс.кв.м. или порядка 13 600 квартир.
    • Для компенсации всех вкладов клиентов АО «Жилстройсбербанк» будут выделены из резерва Правительства 20,9 млрд. тенге в 2016 году и 16 млрд. тенге в 2017 году.
    • В целях создания Фонда гарантирования долевых вкладов в жилищном строительстве предусматривается увеличение уставного капитала АО «НУХ «Байтерек» на 10 млрд. тенге.
    • Кроме того, через механизм бюджетного кредитования и субсидирования будет построено и реконструировано 298 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения.
    • В 2016-2017 годы с привлечением иностранных инвестиций через механизмы ГЧП будет внедрена автоматизированная система проверки ПСД «ePlanCheck» и технология информационного моделирования при проектировании объектов строительства (BIM-технологий).

    Ускорение реализации проектов АПК

    Для реализации проектов по восстановлению орошаемых земель через ирригацию и гидромелиорацию будут привлечены займы МФО под государственные гарантии на сумму
    153 млрд. тенге в 2016-2018 гг.

    В целях реализации приоритетных инвестиционных проектов «КазАгро» по производству и переработке сельхозпродукции, в первую очередь, мяса и молока предусмотрено предоставление госгарантии на сумму 300,7 млрд. тенге в 2016-2018 гг.

    Реализация индустриальных проектов ГПИИР

    В марте 2016 года за счет привлечения займов под госгарантию на сумму 10 млрд. тенге будет продолжена реализация проектов строительства линии электропередач 500 кВ «ВЛ Шульбинская ГЭС – Актогай – Талдыкорган – Алматы».

    Также для реализации проекта «Интегрированный газохимический комплекс, фаза 1» в 2016-2018 гг. будут привлечены займы под госгарантию на сумму 556,7 млрд. тенге.

    В 2018 году будет построена инфраструктура для завода по производству минеральных удобрений Жамбылской области ТОО «ЕвроХим-Удобрения», для чего из республиканского бюджета выделяется 11,1 млрд. тенге. Также будет завершено строительство сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов за счет 1,5 млрд. тенге средств республиканского бюджета.

    Социальная стабильность и поддержка занятости

    В целях поддержки занятости в 2016 году будет продолжена реализация региональных Комплексных планов содействия занятости и актуализированы сводные карты высвобождения работников и вновь создаваемых рабочих мест с определением потребности в кадрах.

    В марте 2016 года будут внесены предложения по оказанию дополнительной целевой помощи малообеспеченным семьям, в случае ухудшения социально-экономической ситуации в стране.

    Для недопущения роста цен на социально значимые продовольственные товары в 2016-2017 годы будут установлены пороговые значения розничных цен на них с исключением данной компетенции с 1 января 2018 года.

    В 2016-2018 годы будут продолжены работы стабилизационных фондов по проведению товарных интервенций по социально значимым продовольственным товарам, эффективному использованию ресурсов и их своевременному пополнению.

    Источник: Пресс-служба Министерства национальной экономики РК
    Нравится
    (Нет голосов)

    Новости

    Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи

    Нет комментариев