С 01.01.2026 года планируется введение маркировки и прослеживаемости товаров легкой промышленности на территории Республики Казахстан.
На портале «Открытые НПА» опубликован анализ регуляторного воздействия (АРВ) к проекту «Введение маркировки и прослеживаемости товаров легкой промышленности на территории Республики Казахстан».
Проект находится на публичном обсуждении до 29 октября 2024 года. Любой желающий может оставить комментарий к нему по этой ссылке.
Планируемые сроки и этапы внедрения:
- С 1 января 2026 года – обязательная маркировка в отношении товаров легкой промышленности, ввезенных в Республику Казахстан или произведенных на территории Республики Казахстан, с обязательным выводом из оборота маркированных товаров при розничной реализации.
- Оборот и вывод из оборота остатков товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июня 2027 года.
- C 1 июня 2027 года запрещается оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации.
Введение маркировки и прослеживаемости товаров легкой промышленности коснется 31 392 субъектов предпринимательства, участвующих в обороте товаров легкой промышленности, из которых:
- отечественные производители - 969 субъекта (крупные – 5, средние – 17, малые – 947);
- импортеры - 2 420 субъекта (крупные – 12, средние – 7, малые – 2 401);
- оптовые реализаторы – 1 434 субъекта (малые);
- розничные реализаторы – 26 569 субъекта (крупные – 5, средние – 5, малые – 26 559).
Целью внедрения обязательной маркировки товаров легкой промышленности на территории Республики Казахстан является:
- обеспечение легального оборота товаров на территории Республики Казахстан;
- защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение;
- совершенствование государственного управления в сфере противодействия незаконному обороту товаров путем использования системы маркировки;
- обеспечение повышения собираемости налоговых и таможенных платежей;
- формирование нетерпимого отношения граждан к потреблению продукции, находящейся в незаконном обороте;
- обеспечение добросовестной конкуренции на рынке товаров легкой промышленности;
- техническая готовность предпринимателей, экспортирующих свою продукцию в страны ЕАЭС;
- непрерывное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов ЕАЭС.
Система маркировки обеспечивает физическую прослеживаемость товаров, которая позволяет отслеживать каждую единицу товара при прохождении по всей цепи поставок, предоставляя данные об истории движения отслеживаемого товара, а также его использовании и местоположении.
Цифровая маркировка предоставляет:
- информацию о движении товаров по цепочке поставок и их остаткам;
- цифровую интеграцию для бизнеса для более точного прогнозирования и планирования производства и продаж;
- достоверную информацию о товаре для потребителей, которую невозможно подделать.
Также маркировка позволит местным производителям уменьшить риск потери основного рынка экспорта в страны ЕАЭС.
Нет комментариев