Концепция налогового кодекса на 2025 год. Основные направления

Дата создания: 12.09.2023
Дата изменения: 12.09.2023
  • 2762
  • ID: -

    Date: 28:04:2024

  • <неавторизован>

В Казахстане разрабатывается новый Налоговый кодекс, который планируется ввести в действие в 2025 году.

8 сентября 2023 года на портале открытые НПА Министерством Национальной экономики РК опубликован  Консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – КДРП). Документ находится на публичном обсуждении до 29.09.2023 года, свои предложения и замечания к проекту можно написать в комментариях на портале электронного правительства – написать комментарий.

Концепция налоговой политики представляет собой базу для подготовки Правительством Республики Казахстан предложений в налоговое законодательство. Этот документ позволяет увидеть в каком направлении будет развиваться налоговое законодательство Казахстана в ближайшие годы и понимать, чем обусловлены эти изменения.

Предлагаемые изменения в новом Налоговом кодексе 2025 года

Налог на добавленную стоимость (НДС)

К проблемам НДС относятся низкая ставка НДС в Казахстане в сравнении с другими странами, а также низкие показатели собираемости налога.

  1. Предлагается сохранить действующих механизм применения единой ставки НДС.

«...эффективнее сохранить действующий механизм применения единой ставки НДС, а также исключить налоговые льготы, являющиеся расходом для бюджета государства».

  1. Предлагается оставить текущий размер ставки;

«... предлагается сохранить действующую ставку НДС 12% и вместо пониженной ставки НДС предусмотреть право на уменьшение исчисленного НДС».

  1.  Возможно ввести пониженную ставку для определенных товаров;

«Применение пониженных ставок НДС требует четкого определения товара, к которому будет применяться такая пониженная ставка НДС».

  1. Возможно понижение действующей ставки НДС, с исключением льгот по НДС.

«Также возможно рассмотреть вариант понижения действующей ставки НДС, но при условии исключения всех льгот по НДС (освобождения от НДС)».

Корпоративный подоходный налог (КПН)

Выделены следующие проблемы КПН: низкая ставка налога относительно других стран и отсутствие дифференцирования ставки по отраслям экономики. Не учитываются рентабельность отрасли: и низкорентабельные, и высокорентабельные секторы экономики применяют единую ставку налога. Предлагается:

  1. Привязать ставку налога к отрасли;

«Предлагаем ставки подоходного налога привязать к отрасли экономической деятельности. Это справедливо учитывать специфику отрасли.»

  1. Предусмотреть возможность снижения ставки маслихатами по регионам;

«При этом предлагается предусмотреть, что применение льготных пониженных ставок КПН возможно по решению местного исполнительного органа, которое выносится с учетом встречных обязательств для налогоплательщика».

  1. Сохранить действующий механизм ставки КПН.
  2. Пересмотреть налоговые льготы, так как некоторые из них экономически не обоснованы. 

«предлагается рассмотреть сохранение действующего механизма применения единой ставки КПН и пересмотреть необходимость каждой действующей налоговой льготы по КПН, так как поступления КПН в бюджет зависит не от дифференциации ставки налога, а от наличия экономически необоснованных налоговых льгот».

Индивидуальный подоходный налог (ИПН)

Применение фиксированной ставки ИПН вне зависимости от размера дохода («плоская шкала») приводит к «социальной несправедливости»: физические лица, получающие «сверхдоходы», имеют такую же налоговую нагрузку, что и граждане с низким уровнем доходов. Предлагается снизить налоговую нагрузку на лиц с низким уровнем дохода.

«Предлагается рассмотреть введение прогрессивной шкалы ставок ИПН. 

при полном внедрении всеобщего декларирования предполагалось, что все физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели будут отражать свои доходы в ежегодной декларации о доходах и имуществе. Соответственно, применение прогрессивной шкалы ставок ИПН предусматривало применение шкалы ставок к общей сумме дохода (доход работника, от предпринимательской деятельности, доход лиц, занимающихся частной практикой и т.д)».

«Согласно концепции всеобщего декларирования

предусматривалось применение шкалы ставок к общей сумме дохода (доход работника, от предпринимательской деятельности, доход лиц, занимающихся частной практикой и т.д.). Вместе с тем, в настоящее время это невозможно сделать, поскольку существует множество специальных налоговых режимов, предусматривающих низкую налоговую ставку. Соответственно, доходы ИП, применяющих СНР, не будут входить в общую сумму дохода для применения прогрессивной шкалы ставок по ИПН…»

Таким образом, рассматривается ввод прогрессивной шкалы по ИПН, в отношении доходов работников. Напомним, что такая практика в Казахстане уже существовала до 2006 года и была отменена в связи с непрозрачностью и сложностью расчёта налогов.

Акцизы на табачные изделия

В целях соблюдения Договора о ЕАЭС планируется поэтапное увеличение ставок акцизов на табачные изделия. 

«В Соглашении предусмотрено установление в 2024 году единой индикативной ставки акцизов на сигареты в размере 35 евро на 1000 штук. При этом определен диапазон отклонений от нее в размере 20%.Предлагается поэтапное увеличение ставок акцизов на табачные изделия в рамках Соглашения».

Специальные налоговые режимы (СНР)

Из-за большого количества cпециальных налоговых режимов и сложности их администрирования, предлагается:

  • объединение режимов со схожими условиями;
  • упразднение невостребованных режимов;
  • пересмотр условий применений режимов с учетом данных фактического применения;
  • совершенствование режима «розничного налога.

Налог на недвижимость

В связи с тем, что налоговая база по объектам недвижимости, определяемая уполномоченным органом, ниже их рыночной стоимости предлагается:

  • пересмотреть базы обложения налогом на имущество таким образом, чтобы расчетная стоимость объектов была максимально приближена к рыночной стоимости;
  • привязать земельный налог к кадастровой стоимости;

Налог на транспорт

В 2025 году планируется переход к единому рынку нефтепродуктов в рамках стран ЕАЭС, это может привести к росту цен на ГСМ. В целях недопущения ухудшения социального положения граждан, предлагается:

  • упразднение налога на транспортные средства с сохранением налога по автомобилям с повышенным объемом двигателя.
Нравится
(Нет голосов)

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход с помощью STSL

Нет комментариев