На сайте «Открытые НПА» размещен проект «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией».
Данным проектом планируется внести изменения в Правила применения СУР, которые используются по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией налогоплательщика.
Проект размещен 15 июня 2022 года и находится на публичном обсуждении до 29 июня 2022 года.
Все заинтересованные пользователи портала могут оставлять к проекту свои замечания, предложения, иные комментарии.
В случае принятия, изменения вступят в силу через 10 календарных дней после первой официальной публикации.
О том, что планируется изменить, смотрите в сравнительной таблице:
№ |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Обоснование уполномоченного органа |
|
|
Правила применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией |
||||
1 |
пункт 8 |
8. Расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в органах государственных доходов по состоянию на первое число третьего месяца, предшествующего полугодию, на который производится категорирование налогоплательщиков. |
8. Расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в органах государственных доходов по состоянию на первое число второго месяца, предшествующего полугодию, на который производится категорирование налогоплательщиков. |
В целях применения актуальных данных по годовым декларациям при расчете критериев, по которым учитываются декларации за последний отчетный календарный год. К примеру, при расчете критериев на второе полугодие 2022 года – дата актуальности данных 1 апреля 2022 года и налоговая нагрузка рассчитывается за 2020 год, так как срок представления декларации по корпоративному подоходному налогу за 2021 год с учетом продления наступает 1 мая 2022 года. |
|
2 |
пункт 11 |
11. Степень (уровень) риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени (уровня) риска, не являющимся конфиденциальной информацией, и критериям оценки степени (уровня) риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией, и актуализируется раз в полугодие. По налогоплательщикам, по которым определена низкая степень (уровень) риска, при непогашении налоговой задолженности и (или) задолженности по социальным платежам более 30 (тридцати) календарных дней, степень (уровень) риска подлежит актуализации не реже 1 (одного) раза в месяц. Если налогоплательщик с категорией высокой или средней степени (уровнем) риска уплатил с начала полугодия, на которое произведено категорирование, налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более чем 75 (семьдесят пять) миллионов тенге для субъектов крупного предпринимательства, 45 (сорок пять) миллионов тенге для субъектов среднего предпринимательства, 20 (двадцать) миллионов тенге для субъектов малого предпринимательства, и при этом не имеет перед бюджетом задолженности по налогам и социальным платежам, то ранее присвоенная категория степени (уровня) риска подлежит изменению на среднюю или низкую соответственно. Сумма уплаты не включает таможенные платежи, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары, акцизы на импортируемые товары. Сумма уплаты определяется с учетом произведенных возвратов. |
11. Степень (уровень) риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени (уровня) риска, не являющимся конфиденциальной информацией, и критериям оценки степени (уровня) риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией, и актуализируется раз в полугодие. По налогоплательщикам, по которым определена низкая степень (уровень) риска, при непогашении налоговой задолженности и (или) задолженности по социальным платежам более 30 (тридцати) календарных дней, степень (уровень) риска подлежит актуализации не реже 1 (одного) раза в месяц. |
Согласно статье 5 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет (Налоговый кодекс)» налогоплательщик (далее – НП) обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент – исчислять, удерживать и перечислять налоги в соответствии с налоговым законодательством РК в полном объеме и в установленные сроки. Сумма налогов, подлежащих к уплате, зависит, в том числе, от финансово-хозяйственной деятельности каждого НП индивидуально. Таким образом, при изменении степени риска НП в связи с уплатой налогов учитываются, в том числе текущие платежи, что в свою очередь, является обязанностью НП по исполнению своих налоговых обязательств. К примеру, в 1 полугодии 2022 года из 793164 НП, отнесенных к средней степени (уровню) риска, изменена на низкую степень риска по 3 НП, из 26439 НП, отнесенных к высокой степени риска, изменена на среднюю степень риска по 8 НП. В связи с чем, использование данных по уплаченным налогам в качестве условия, предусматривающего снижение степени риска, является неправильным. Вместе с тем, согласно статье 7 НК налогообложение в РК является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера. В связи с вышеизложенным, предлагается исключить третий, четвертый и пятый абзац пункта 11. |
|
3 |
пункт 17 |
17. Критерий «Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность» определяется если налогоплательщиком представлено более пяти дополнительных деклараций к уменьшению по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость на общую сумму более чем 10 (десять) миллионов тенге, при этом с даты, установленной для представления таких деклараций, истекло двенадцать и более месяцев. Период, за который производится расчет – последние 6 (шесть) месяцев. Критерий не применяется по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, а также по налогоплательщикам, имеющим филиалы и (или) представительства. Приоритетность критерия «Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность» – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное. |
17. Критерий «Налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов путем представления дополнительной декларации с уменьшением суммы налогов, подлежащих к уплате в бюджет» определяется при представлении налогоплательщиком дополнительной декларации к уменьшению по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость, после исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. Приоритетность данного критерия – плюс 5 баллов, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное. |
В целях исключения коррупциогенных норм, а также выявления различных схем уклонения от уплаты налогов, путем указания поставщиков за соответствующий налоговый период. |
|
4 |
пункт 21 |
21. Критерий «Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных» определяется при использовании налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных. Приоритетность данного критерия – минус 2 балла, влияние на степень (уровень) риска – положительное. |
исключен |
Согласно статье 166 Налогового кодекса на территории РК денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр, то есть обязанность по применению налогоплательщиком ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных возложена на всех НП, за исключением отдельных категорий НП. В связи с чем, применение данного критерия считаем нецелесообразным. |
|
5 |
пункт 26-1 |
отсутствует |
26-1. Критерий «Непредставление, несвоевременное представление налоговой отчетности». Период, за который производится расчет – последние 12 (двенадцать) месяцев. Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное. |
По рекомендациям Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета по итогам аудита деятельности за 2021 год в целях призывания НП к соблюдению налоговой дисциплины. |
|
6 |
пункт 26-2 |
отсутствует |
26-2. Критерий «Налогоплательщик состоит в списках неблагонадежных налогоплательщиков, размещенных на сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан». Приоритетность данного критерия – плюс 5 баллов, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное. |
Предложение НПП РК «Атамекен» касательно учитывания неблагонадежных НП, размещенных на официальном сайте Комитета государственных доходов МФ РК. |
|
7 |
пункт 26-3 |
отсутствует |
26-3. Критерий «Наличие неисполненных извещений о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля» определяется при наличии 2 (двух) и более неисполненных извещений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Период, за который производится расчет – последние 6 (шесть) месяцев. Приоритетность данного критерия – плюс 3 балла, влияние на степень (уровень) риска – отрицательное. |
В целях мотивации НП к добровольному исполнению извещении по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, так как согласно статье 96 НК, в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля. |
Нет комментариев