ID: -
Date: 23:10:2025
<неавторизован>
Проектом определяется порядок ведения лицевого счета налогоплательщика (налогового агента), ИС ЦУЛС заменяется на ИСНА.
На портале Открытые НПА опубликован проект приказа Министра финансов Республики Казахстан «О некоторых вопросах ведения лицевого счета налогоплательщика (налогового агента))»
Проект находится на публичном обсуждении до 25 сентября 2025 года. Любой желающий может написать комментарий к нему по этой ссылке.
Проект НПА разработан для определения порядка ведения лицевого счета налогоплательщика, а также установления формы налогового заявления на проведение зачета и (или) возврата налогов, платежей в бюджет.
Порядок ведения лицевого счета предусматривает учет исчисленных, начисленных, уплаченных сумм налогов и платежей в бюджет, социальных платежей.
Скачать правила ведения ЛС (получены в рамках обращения ЖТ-2025-03133982)
Рассмотрим основные изменения проекта:
№ п/п |
Проект приказа |
Комментарий |
|
---|---|---|---|
1. |
7. Услугодателем учет налогов, платежей в бюджет, социальных платежей, а также пени и штрафов ведется в информационной системе «Централизованный унифицированный лицевой счет» (далее – ИС ЦУЛС). |
7. Органом государственных доходов учет налогов, платежей в бюджет, социальных платежей, а также пени и штрафов ведется в информационной системе налогового администрирования (далее – ИСНА).
|
ОГД будут вести учет налогов, платежей в бюджет, социальных платежей, а также пени и штрафов в ИСНА (вместо ИС ЦУЛС) |
2. |
12. Отсутствует
12. Для ведения учета исполнения налоговых обязательств услугополучателей по налогам, платежам в бюджет, обязанности по перечислению социальных платежей, а также пени и штрафов услугодателем открываются лицевые счета. |
12. Порядок ведения лицевого счета предусматривает: 1) учет исчисленных, начисленных, уплаченных сумм налогов и платежей в бюджет, социальных платежей, пеней и штрафов, в том числе осуществление сверки расчетов по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам, представления сведений об отсутствии (наличии) задолженности и выписки из лицевого счета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетом по всем или отдельным видам налогов, платежей в бюджет, социальных платежей, пеней, штрафов; 2) зачет излишне (ошибочно) уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, пеней и штрафов; 3) возврат излишне (ошибочно) уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, пеней и штрафов; 4) списание налога, платежа в бюджет, пеней и штрафов; 5) формирование сальдо расчетов; 6) начисления на лицевой счет суммы разницы между минимальным уровнем цены и суммой заявленной стоимости импортированного товара, включенного в перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется минимальный уровень цен; 7) списание превышения налога на добавленную стоимость с лицевых счетов налогоплательщиков; 8) действия, связанных с лицевым счетом налогоплательщика Для ведения учета исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов) по налогам, платежам в бюджет, обязанности по перечислению социальных платежей, а также пени и штрафов в органах государственных доходов открываются лицевые счета.
|
Детализирован порядок ведения лицевого счета |
3. |
46. Отсутствует |
46. При выявлении органом государственных доходов несоблюдения налогоплательщиком требования, установленного пунктом 2 статьи 518 Налогового кодекса, сумма разницы между минимальным уровнем цены и суммой заявленной стоимости импортированного товара, включенного в перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется минимальный уровень цен, начисляется в лицевой счет на основании Реестра к начислению. В графе 9 Реестра к начислению указывается наименование документа, на основании которого производится запись в лицевой счет – заключение органа государственных доходов о начислении сумм косвенных налогов, по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам. Реестр к начислению составляется и представляется должностным лицом, ответственным за его составление, должностному лицу, ответственному за ведение учета, не позднее 3 (трех) рабочих дней после выявления органом государственных доходов несоблюдения налогоплательщиком требования, установленного пунктом 2 статьи 518 Налогового кодекса. Должностное лицо, ответственное за ведение учета, в день получения Реестра к начислению производит разноску в лицевой счет по НДС на товары, импортируемые с территории государств-членов ЕАЭС, суммы начисленного налога в графу «Начислено» лицевого счета по соответствующему коду бюджетной классификации с указанием документа – заключения органа государственных доходов о начислении сумм косвенных налогов, на основании которого произведена запись в лицевой счет.
|
Разница между минимальным уровнем цены и суммой заявленной стоимости импортированного товара, включенного в перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется минимальный уровень цен, начисляется в лицевой счет на основании Реестра к начислению (в соответствии п. 2 ст. 518 Нового НК РК). |
4. |
63.Отсутствует |
63. В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Налогового кодекса начисление пени приостанавливается: 1) в случае обжалования уведомления о результатах налоговой проверки в уполномоченный орган: до вынесения уполномоченным органом решения по результатам рассмотрения жалобы; на пятнадцать рабочих дней с момента вынесения по результатам рассмотрения жалобы решения об оставлении без удовлетворения; 2) в случае обжалования уведомления о результатах налоговой проверки в суд – до вступления в законную силу судебного акта по результатам рассмотрения жалобы.
|
Уточняются случаи, при которых приостанавливается начисление пени. |
5. |
77. При получении платежных документов от уполномоченного органа по исполнению бюджета в ИС производится проверка правильности зачисления налогов и платежей соответствующим услугодателем. |
71. При получении платежных документов от уполномоченного органа по исполнению бюджета в ИСНА производится проверка правильности зачисления налогов и платежей в соответствующие органы государственных доходов.
|
|
6. |
78. В случае установления расхождений и выявления факта ошибки должностное лицо, ответственное за ведение учета, в течение 1 (одного) рабочего дня со дня обнаружения факта ошибочной уплаты составляет протокол о причинах возникновения ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет (далее – протокол по ошибкам). В протоколе по ошибкам указывается дата и номер платежного документа, сумма, код бюджетной классификации, на который зачислена сумма, причина ошибки с указанием кода бюджетной классификации, на который следовало зачислить указанную сумму. Протокол по ошибкам утверждается руководителем структурного подразделения, осуществляющего ведение учета. Зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, штрафов, пеней производится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления ошибочно уплаченной суммы на основании протокола по ошибкам. 79. Для учета поступающих в бюджет и зачтенных, возвращенных из бюджета налогов и платежей в ИС ЦУЛС ведется Журнал платежей по форме согласно приложению 10 к настоящим Правилам (далее – Журнал платежей).
|
В случае установления расхождений и выявления факта ошибки должностное лицо, ответственное за ведение учета, в течение 1 (одного) рабочего дня со дня обнаружения факта ошибочной уплаты составляет протокол о причинах возникновения ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет (далее – протокол по ошибкам). В протоколе по ошибкам указывается дата и номер платежного документа, сумма, код бюджетной классификации, на который зачислена сумма, причина ошибки с указанием кода бюджетной классификации, на который следовало зачислить указанную сумму. Протокол по ошибкам утверждается руководителем структурного подразделения, осуществляющего ведение учета. Зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, штрафов, пеней производится в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления ошибочно уплаченной суммы на основании протокола по ошибкам. 72. Для учета поступающих в бюджет и зачтенных, возвращенных из бюджета налогов и платежей в ИСНА ведется Журнал платежей по форме согласно приложению 10 к настоящим Правилам (далее – Журнал платежей |
Сокращен срок возврата ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, штрафа с 10 до 5 рабочих дней. Учет осуществляется в Журнале платежей в ИСНА (вместо ИС ЦУЛС) |
7. |
82. В отчете формы 1Н "О поступлениях сумм налогов, платежей в бюджет, социальных платежей" по форме согласно приложению 12 к настоящим Правилам сумма налога с измененным сроком исполнения налогового обязательства по уплате налога, платы в сумме недоимки не отражается. |
Отсутствует |
Исключен отчет формы 1Н «О поступлениях сумм налогов, платежей в бюджет, социальных платежей» |
8. |
84. Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налога, платы не освобождает услугополучателя от уплаты пени за несвоевременную уплату суммы налога, платы в бюджет. Начисление пени на сумму налога, платы по измененным срокам уплаты производится в порядке, изложенном в главе 3 настоящих Правил. |
76. Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налога, платы не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременную уплату суммы налога, платы в бюджет, за исключением случаев предоставления:
1) отсрочки налогоплательщику – производителю товаров собственного производства по налогу на добавленную стоимость 2) отсрочки (рассрочки) в рамках процедуры реструктуризации задолженности, предусмотренной законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве. Начисление пени на сумму налога, платы по измененным срокам уплаты производится в порядке, изложенном в параграфе 1 главы 3 настоящих Правил.
|
Регламентировано освобождение от уплаты пени, в случае отсрочки.
|
9. |
Отсутствует |
Параграф 3. Учет ошибочно зачисленных, невыясненных налогов и платежей в бюджет
85. Учет ошибочных поступлений по платежным документам, полученным от уполномоченного органа по исполнению бюджета, ведется в Журнале платежей с отражением записи об ошибочно зачисленных суммах налогов и платежей в бюджет. 86. Должностное лицо, ответственное за ведение учета, ежедневно проводит работу по выяснению принадлежности ошибочных платежных документов, после чего производит учетную запись в лицевой счет или осуществляет зачет либо возврат ошибочно зачисленных налогов и платежей на соответствующий код бюджетной классификации в данный или в другой орган государственных доходов, где зарегистрирован налогоплательщик (налоговый агент), о чем делается соответствующая запись в Журнале платежей. 87. В случае выявления ошибочно уплаченной суммы и непредставления налогоплательщиком (налоговым агентом) налогового заявления на зачет и (или) возврат ошибочно уплаченных сумм должностное лицо, ответственное за ведение учета, составляет протокол о причинах возникновения ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, на основании которого производится зачет и (или) возврат ошибочно уплаченных сумм. 88. Зачет и (или) возврат ошибочных поступлений производится в течение пяти рабочих дней со дня: представления налогового заявления налогоплательщика, заявления банка второго уровня; поступления ошибочно уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, пени. Зачет и (или) возврат ошибочных поступлений производится на основании платежного поручения через территориальные органы уполномоченного органа по исполнению бюджета в установленном порядке. 89. Зачет ошибочно зачисленных налогов и платежей в бюджет производится с одного кода бюджетной классификации доходов на другой и/или из одного органа государственных доходов в другой орган государственных доходов. 90. В течение 3 (трех) банковских дней должностное лицо, ответственное за ведение учета, осуществляет выяснение принадлежности поступивших налогов и платежей в бюджет для дальнейшего зачисления налогов и платежей в бюджет в соответствии с классификацией доходов бюджета. 91. Возврат из бюджета налогов и платежей в случаях ошибочного повторного перечисления в бюджет банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, если указанные суммы подтверждаются одним и тем же платежным документом (с той же суммой, по тому же виду налога (платежа), за тот же налоговый период) производится органами государственных доходов в следующем порядке. Банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в орган государственных доходов представляется обоснованное заявление на возврат налогов и платежей с указанием следующих реквизитов: 1) дата ошибочного перечисления; 2) номер, дата платежного документа; 3) наименование, БИН; 4) код классификации доходов бюджета; 5) бенефициар; 6) БИН, ИИК бенефициара, БИК банка бенефициара; 7) сумма налога (платежа). 92. На основании документов, представленных банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, орган государственных доходов производит подтверждение повторного перечисления сумм налогов и платежей в бюджет с банковских счетов налогоплательщика и/или со счетов банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. 93. В случае подтверждения повторного перечисления в бюджет налогов и платежей органом государственных доходов производится возврат таких налогов и платежей банкам или организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, на основании заявления и подтверждения повторного перечисления. 94. После получения отчетов и платежных документов от территориальных органов уполномоченного органа по исполнению бюджета о возврате указанных сумм из бюджета в лицевых счетах налогоплательщиков (налоговых агентов) производятся соответствующие записи в графе «Возвращено».
|
Добавлен Параграф 3, регламентирующий учет ошибочно зачисленных, невыясненных налогов и платежей в бюджет |
10. |
203. Отсутствует |
203. Излишне уплаченная сумма налога, платежа в бюджет, пеней по истечении срока исковой давности не подлежит зачету и возврату. Излишне уплаченная сумма налога, платежа в бюджет, пеней, по которым истек срок исковой давности, подлежит списанию на основании решения органа государственных доходов. Списание излишне уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, пеней производится органом государственных доходов не позднее 30 тридцати (рабочих дней) со дня истечения срока исковой давности для зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, платежа в бюджет, пеней, установленного пунктом 2 статьи 65 Налогового кодекса.
|
Излишне уплаченная сумма налога, платежа в бюджет, пеней по истечении срока исковой давности не подлежит зачету и возврату.
Излишне уплаченная сумма налога и платежей в бюджет списывается в течение 30 рабочих дней, со дня истечение срока исковой давности. |
11. |
190. Возврат излишне уплаченного налога, платежа, пени в бюджет производится в срок, установленный пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса. |
228. Зачет и возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, платежа в бюджет, пени производятся услугодателем в течение 5 (пяти) рабочих дней, исчисляемых в следующем порядке: 1) в случае проведения зачета и возврата на основании налогового заявления – со дня регистрации такого заявления услугодателем; 2) в случае проведения зачета без заявления – со дня образования излишне уплаченной суммы на лицевом счете услугополучателя.
|
Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога, платежа в бюджет производится в течение 5 рабочих дней:
|
Нет комментариев