Национальный каталог товаров (АРВ проект)

Дата создания: 20.03.2024
Дата изменения: 20.03.2024
  • 698
  • ID: -

    Date: 28:04:2024

  • <неавторизован>

На портале Открытые НПА опубликован проект анализа регуляторного воздействия (АРВ) «Национальный каталог товаров»

Анализ регуляторного воздействия - это  процедура, проводимая регулирующими государственными органами/органами-разработчиками в случаях введения регуляторного инструмента и (или) требования, ужесточения регулирования в отношении субъектов предпринимательства, а также при пересмотре регуляторного инструмента и (или) требования.

В процессе АРВ определяются проблемы и обоснования повлекшие необходимость внедрения нового регуляторного инструмента, описываются ожидания и последствия, просчитываются результаты. 

Проблемы и обоснования

  1. Проблема прослеживаемости и контроль цен социально значимых товаров. В объектах розничной и оптовой реализации товаров используются разные наименования для одного вида товаров, в связи с этим контролировать цены социально значимых товаров невозможно. 
  2. Контроль товаров позволит исключить посредников, что в свою очередь снизит издержки. На текущий момент один и тот же товар является объектом неоднократной купли-продажи, что значительно увеличивает его розничную цену, и соответственно  сокращает покупательский спрос. Таким образом, в целях минимизирования негативных последствий имеется необходимость в детальном изучении каждого участника каналов сбыта и оказании содействия созданию прямых связей между производителями и розничными продавцами, минуя непродуктивных посредников.
  3. Для оперативного определения Индекса потребительских цен (инфляции на производственные товары) можно получать информацию из онлайн касс, однако, из-за расхождений в наименовании товаров это сделать невозможно.
  4. Производители сельхоз продукции реализуют товар в «тени» без соответствующего документального оформления. Союз Торговых Сетей РК отмечают, что не имеют возможности приобретать сельскохозяйственную продукцию непосредственно у производителей (крестьянские и фермерские хозяйства), относящихся к субъектам МСБ, так как производители не готовы оформлять товаросопроводительные документы, обосновывая это высокой административной и налоговой нагрузкой.
  5. Из-за разных наименований одного товара, не получается контролировать цены через выписанные электронные счета-фактуры.
  6. Традиционный метод сбора цен на товары требует существенных затрат, так как специалисты территориальных подразделений осуществляют это самостоятельно посещая более 12 тысяч торговых объектов.
  7. Текущая ситуация не позволяет отслеживать цены и количество реализуемых весовых товаров не имеющих штрих кодов.

Единое наименование через Национальный каталог товаров (НСТ) позволит:

  • снизить уровень теневой экономики;
  • контролировать цены реализации;
  • получать информацию об инфляции в реальном времени.

Кроме того, отражение реального оборота в декларациях позволит хозяйствующим субъектам в дальнейшем претендовать на льготное кредитование и другие меры господдержки.

Ожидания от реализации проекта

С точки зрения разработчика проекта, присутствуют следующие ожидания:
  • Удовлетворит потребности населения в качественных и доступных товарах;
  • Обеспечит продовольственную безопасность в виде контроля цен на товары и систематизации наименований товаров.

  • Будет распространяться на производителей, импортеров, оптовых и розничных реализаторов товаров.

  • Предполагается, что затраты будут только со стороны гос. аппарата, затрат бизнеса не будет, негативных последствий не предусмотрено.

Последствия

Государственным органом предполагаются следующие последствия:
  • Использование унифицированных наименований товаров в чеках позволит покупателям точнее определить, какой товар они приобретают.
  • Автоматизированный мониторинг цен на СЗПТ и мониторинг уровня инфляции цен на товары в режиме реального времени на базе НКТ позволит государственным органам оперативно принимать необходимые меры реагирования в целом по стране и/или точечно по конкретным торговым объектам, что благоприятно отразится на уровне розничных цен на товары для населения в сторону их снижения, а также снизит расходы населения и уровень бедности.

Воздействие на бизнес

По мнению автора проекта, при реализации проекта, последует следующее воздействие на бизнес.

  • Предполагается, что используя НСТ владельцы магазинов будут в среднем экономить до 25 600 тенге на одного продавца в неделю.
Выгоды для розничных магазинов заключаются в том, что получают готовые унифицированные наименования товара от товароучетных систем посредством сканирования штрих-кода товара. Нет необходимости заводить самому данные о товаре что значительно облегчает работу сотрудников магазина. 

Средняя заработная плата продавца

250 000 тг

Время, потраченное на корректировку/создание номенклатуры товаров

4 часа в неделю, 16 часов в смесяц

Средняя заработная плата продавца в час

В среднем 1 600 тенге

Потраченные расходы на создание/корректировку номенклатуры 1 магазина «у дома»

16*1 600тенге=25 600 тенге в месяц

Выгода для магазинов «у дома» составляет в среднем 25 600 тенге.

  • Так же рассчитывают, что бизнес сможет сократить 1 сотрудника, присваивающего штрих коды товарам.

Выгоды от экономии в связи с исключением  необходимости содержания отдельного сотрудника, ответственного за корректировку, присвоение внутреннего штрих кода и поддержание номенклатуры торговой сети и обращение в консалтинговую компанию по внедрению правильного товарного справочника.

Затраты на сотрудника, ответственного за корректировку, присвоение внутреннего штрих кода и поддержание номенклатуры торговой сети и обращение в консалтинговую компанию по внедрению правильного товарного справочника.

Если в среднем посчитаем расходы на сотрудника с средней заработной платой в 300 000 тенге на 1 сотрудника, то в зависимости от масштаба торговой сети предполагаем наличие 2 сотрудников операторов .

Содержание штатного сотрудника:

Количество сотрудников

Оклад в месяц

Расходы на год

1 Сотрудник

300 000

12*300 000 = 3 600 000

2 Сотрудника

600 000

12*600 000 = 7 200 000



Подробнее ознакомиться с АРВ «Национальный каталог товаров» можно по этой ссылке - Проект АРВ.


Нравится
(Нет голосов)

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход с помощью STSL

Нет комментариев