ID: -
Date: 02:10:2025
<неавторизован>
С 1 января 2026 года вводится автоматизированный контроль НДС (e-Tamga), а также сопоставительный контроль данных ЭСФ.
В рамках СУНР вводится новая форма налогового контроля – автоматизированный контроль (система e-Tamga). При этом, категории налогоплательщиков, в отношении которых будет применяться данный вид контроля, утверждаются уполномоченным органом.
Цель – предотвращение необоснованного вычета НДС при выписке ЭСФ.
В рамках нового Налогового кодекса РК регламентируется следующий порядок работы:
1. Автоматизированный контроль – автоматизированный процесс присвоения в информационной системе налогового органа регистрационного номера электронному счету-фактуре, выписанному налогоплательщиком, отнесенному к отдельной категории налогоплательщиков.
При присвоении регистрационного номера электронному счету- фактуре учитываются данные налогового счета плательщика налога на добавленную стоимость в информационной системе оператора автоматизированного контроля (далее в целях настоящего параграфа – налоговый счет).
Категории налогоплательщиков, в отношении которых проводится автоматизированный контроль, утверждаются уполномоченным органом.
2. В целях настоящего параграфа оператором автоматизированного контроля признается юридическое лицо, определенное уполномоченным органом, который ведет налоговый счет путем:
1) учета балансовой суммы налога на добавленную стоимость (далее в целях настоящего параграфа – налог);
2) обеспечения сохранности денег плательщика налога, перечисленных в счет обеспечения выписки электронных счетов-фактур;
3) обеспечения перечисления в бюджет денег плательщика налога, использованных для выписки электронного счета-фактуры;
4) возврата неиспользованных для выписки электронного счета-фактуры денег плательщика налога.
3. Правила проведения автоматизированного контроля устанавливаются уполномоченным органом и должны содержать:
1) порядок ведения налогового счета;
2) порядок учета балансовой суммы налога;
3) порядок пополнения плательщиком налога налогового счета;
4) порядок перечисления в бюджет денег плательщика налога, использованных для выписки электронного счета-фактуры;
5) порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления плательщика налога о возврате денег;
6) порядок возврата денег плательщику налога;
7) период проведения автоматизированного контроля.
Проведение контроля предполагает авансовую уплату НДС. Суть контроля — расчет балансовой суммы налога (Б) по специально установленной формуле:
Б = НДС1 + НДС2 + НДС3 + НДС4 – НДС5 – НДС6, где:
На основании этого баланса автоматически оценивается, достаточно ли средств для выписки ЭСФ:
Что делать налогоплательщику:
Эти меры направлены на:
1. В ходе автоматизированного контроля в информационной системе налогового органа производится расчет налога.
Расчет налога производится по следующей формуле: Б=НДС1+НДС2+НДС3+НДС4-НДС5-НДС6, где:
Б – балансовая сумма налога;
НДС1 – общая сумма налога, указанного в электронных счетах- фактурах, полученных плательщиком налога;
НДС2 – общая сумма налога, уплаченного при импорте в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
НДС3 – общая сумма налога, уплаченного при приобретении работ, услуг от нерезидента;
НДС4 – общая сумма налога, относимого в зачет по товарам, приобретенным, созданным, построенным налогоплательщиком до даты постановки на регистрационный учет по налогу;
НДС5 – общая сумма налога, указанного в электронных счетах- фактурах, выписанных плательщиком налога;
НДС6 – общая сумма налога, начисленного при снятии с регистрационного учета по налогу по оборотам в виде остатка товаров. Результаты расчета налога отражаются в информационной системе налогового органа и налоговом счете.
2. По итогам расчета налога в случае, если сумма налога, указанная в электронном счете-фактуре, не превышает балансовую сумму налога, то такому электронному счету-фактуре автоматически присваивается регистрационный номер.
Электронный счет-фактура, которому не присвоен регистрационный номер, считается не выписанным. Плательщик налога вправе пополнить налоговый счет собственными деньгами для увеличения балансовой суммы налога.
3. Неиспользованные деньги для выписки электронного счета-фактуры подлежат возврату на банковский счет плательщика налога по его заявлению о возврате средств в течение одного рабочего дня. Не заявленные к возврату деньги используются в счет обеспечения выписки электронных счетов-фактур следующего налогового периода.
4. Использованные средства для выписки электронного счета-фактуры по итогам отчетного налогового периода засчитываются в счет уплаты налога
Сопоставительный контроль – это новый вид контроля в рамках СУНР. Он отличается от камерального и автоматизированного контроля.
Сопоставительный контроль представляет собой анализ и сравнение данных ЭСФ:
1. Сопоставительный контроль – мероприятие, осуществляемое налоговым органом путем сопоставления выписанных налогоплательщиком электронных счетов-фактур с данными:
1) электронных счетов-фактур, выписанных его поставщиками;
2) налоговой отчетности;
3) сведений иных уполномоченных государственных органов по деятельности налогоплательщика, в том числе об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;
4) сведений банков второго уровня по банковским счетам.
Сопоставительный контроль проводится налоговым органом в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг.
2.Сопоставительный контроль осуществляется по выписанным в пределах срока исковой давности электронным счетам-фактурам
Сопоставительный контроль проводится автоматически и направлен на обнаружение операций, по которым у налоговых органов возникают сомнения в их фактическом совершении.
Что происходит при выявлении сомнительных операций?
Налогоплательщику направляется уведомление — с перечнем операций (ЭСФ), подлежащих подтверждению.
При получении уведомления есть два варианта его исполнения:
Пояснение предоставляется в произвольной форме, но с обязательными реквизитами (идентификационные данные налогоплательщика, номер и дату уведомления, обоснование позиции).
Что будет, если пояснение не подтверждает сделку?
Сведения о таких налогоплательщиках будут публиковаться на сайте уполномоченного органа.
Отказ от исполнения или неполное подтверждение может негативно отразиться на всей цепочке сделок.
1. По результатам проведенного сопоставительного контроля в случае выявления операций по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг, по которым у налогового органа имеются сомнения в фактическом их совершении, налогоплательщику, совершившему оборот по такой реализации, представляется уведомление о подтверждении фактического совершения оборота по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг (далее в целях настоящей статьи – уведомление).
2. Уведомление исполняется налогоплательщиком в случае:
1) согласия с отсутствием факта совершения оборота по электронным счетам-фактурам, указанным в уведомлении, путем отзыва таких электронных счетов-фактур и представления пояснения об их отзыве;
2) несогласия с отсутствием факта совершения оборота по электронным счетам-фактурам, указанным в уведомлении, путем представления пояснения с обоснованием, подтверждающим фактическое совершение оборота, с обязательным приложением копий документов по операциям (сделкам) и (или) по происхождению товаров, а также любых других документов, подтверждающих фактическое выполнение работ, оказание услуг (далее в целях настоящей статьи – пояснение).
3. Пояснение представляется в произвольной форме и должно содержать:
1) идентификационные данные налогоплательщика и налогового органа, представившего уведомление;
2) номер и дату уведомления;
3) обоснование несогласия в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи. Налогоплательщик к пояснению вправе приложить копии документов, подтверждающих его доводы.
Истребование налоговым органом документов, не относящихся к нарушениям, указанным в уведомлении, не допускается.
4. Уведомление признается неисполненным в случае, если представленное пояснение не подтверждает происхождение товаров, фактическое выполнение работ, оказание услуг по электронным счетам- фактурам, указанных в уведомлении.
5. Налоговый орган в течение десяти рабочих дней, следующих за днем поступления пояснения, выносит решение о признании уведомления неисполненным. Решение о признании уведомления неисполненным (далее в целях настоящей статьи – решение) представляется налогоплательщику в течение двух рабочих дней, следующих за днем его вынесения.
6. Налоговый орган в течение одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения, приостанавливает выписку электронных счетов-фактур.
7. При неисполнении налогоплательщиком уведомления налоговый орган в течение одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока исполнения такого уведомления:
1) выносит распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика; 2) приостанавливает выписку электронных счетов-фактур.
8. Способы обеспечения, предусмотренные пунктами 5, 6 и 7 настоящей статьи, если иное не установлено указанными пунктами, применяются в порядке и сроки, которые установлены параграфом 4 главы 5 настоящего Кодекса.
9. Сведения о налогоплательщиках, которым приостановлена выписка электронных счетов-фактур, размещаются на интернет-ресурсе уполномоченного органа в течение одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о приостановлении выписки электронных счетов-фактур.
10. Налоговый орган направляет извещение по взаиморасчетам, указанным в уведомлении, контрагентам налогоплательщика, уведомление которого признано неисполненным или не исполнившего уведомлении.
Нет комментариев