НДС авансом с 1 января 2026 года (автоматизированный и сопоставительный контроль, e-Tamga)

08.08.2025
  • 4639
  • ID: -

    Date: 02:10:2025

  • <неавторизован>

С 1 января 2026 года вводится автоматизированный контроль НДС (e-Tamga), а также сопоставительный контроль данных ЭСФ.

Автоматизированный контроль – что это?

В рамках СУНР вводится новая форма налогового контроля – автоматизированный контроль (система e-Tamga). При этом, категории налогоплательщиков, в отношении которых будет применяться данный вид контроля, утверждаются уполномоченным органом.

Цель – предотвращение необоснованного вычета НДС при выписке ЭСФ.

В рамках нового Налогового кодекса РК регламентируется следующий порядок работы:

  • регистрационный номер ЭСФ присваивается автоматически на основании данных налогового счета в ИС оператора контроля.
  • предполагается создание отдельного налогового счёта по НДС, с которого средства:
    • списываются при выписке ЭСФ;
    • могут быть возвращены, если не использованы;
    • хранятся с обеспечением прозрачности.
  • оператор автоматизированного контроля — отдельное юридическое лицо, назначаемое уполномоченным органом.
  • предусмотрен подробный порядок учета, пополнения, возврата и списания средств на этом счёте.
Статья 139. Общие положения автоматизированного контроля

1. Автоматизированный контроль – автоматизированный процесс присвоения в информационной системе налогового органа регистрационного номера электронному счету-фактуре, выписанному налогоплательщиком, отнесенному к отдельной категории налогоплательщиков.

При присвоении регистрационного номера электронному счету- фактуре учитываются данные налогового счета плательщика налога на добавленную стоимость в информационной системе оператора автоматизированного контроля (далее в целях настоящего параграфа – налоговый счет).

Категории налогоплательщиков, в отношении которых проводится автоматизированный контроль, утверждаются уполномоченным органом.

2. В целях настоящего параграфа оператором автоматизированного контроля признается юридическое лицо, определенное уполномоченным органом, который ведет налоговый счет путем:

1) учета балансовой суммы налога на добавленную стоимость (далее в целях настоящего параграфа – налог);

2) обеспечения сохранности денег плательщика налога, перечисленных в счет обеспечения выписки электронных счетов-фактур;

3) обеспечения перечисления в бюджет денег плательщика налога, использованных для выписки электронного счета-фактуры;

4) возврата неиспользованных для выписки электронного счета-фактуры денег плательщика налога.

3. Правила проведения автоматизированного контроля устанавливаются уполномоченным органом  и должны содержать:

1) порядок ведения налогового счета;

2) порядок учета балансовой суммы налога;

3) порядок пополнения плательщиком налога налогового счета;

4) порядок      перечисления в          бюджет        денег   плательщика налога, использованных для выписки электронного счета-фактуры;

5) порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления плательщика налога о возврате денег;

6) порядок возврата денег плательщику налога;

7) период проведения автоматизированного контроля.

Как проводится автоматизированный контроль?

Проведение контроля предполагает авансовую уплату НДС. Суть контроля расчет балансовой суммы налога (Б) по специально установленной формуле:

Б = НДС1 + НДС2 + НДС3 + НДС4 – НДС5 – НДС6, где:

  • НДС1 — сумма налога из всех электронных счетов-фактур (ЭСФ), полученных налогоплательщиком;
  • НДС2 — сумма НДС, уплаченного при импорте (согласно таможенному законодательству ЕАЭС и РК);
  • НДС3 — сумма НДС, уплаченного при приобретении услуг или работ от нерезидента;
  • НДС4 — сумма НДС по товарам, созданным/приобретённым до постановки на НДС-учет, но относимым в зачет;
  • НДС5 — сумма НДС, указанная в ЭСФ, выставленных самим налогоплательщиком;
  • НДС6 — сумма налога, начисленная при снятии с НДС-учета по остаткам товаров.

На основании этого баланса автоматически оценивается, достаточно ли средств для выписки ЭСФ:

  • если сумма НДС по новому ЭСФ не превышает рассчитанный баланс, системой автоматически присваивается регистрационный номер.
  • если превышаетЭСФ считается не выписанным.

Что делать налогоплательщику:

  • Он может пополнить налоговый счет собственными средствами, чтобы увеличить баланс и иметь возможность выписать ЭСФ.
  • Неиспользованные деньги могут быть возвращены на банковский счет по заявлению в течение одного рабочего дня.
  • Если не заявлены к возврату — автоматически идут в зачёт следующего периода.
  • Использованные суммы за период идут в зачет уплаты НДС.

Эти меры направлены на:

  • усиление контроля за достоверностью выписки ЭСФ,
  • исключение неправомерного формирования вычетов,
  • обеспечение прозрачности в системе учета НДС.
Статья 140. Порядок проведения автоматизированного контроля

1. В ходе автоматизированного контроля в информационной системе налогового органа производится расчет налога.
Расчет налога производится по следующей формуле: Б=НДС1+НДС2+НДС3+НДС4-НДС5-НДС6, где:

Б – балансовая сумма налога;
НДС1 – общая сумма налога, указанного в электронных счетах- фактурах, полученных плательщиком налога;
НДС2 – общая сумма налога, уплаченного при импорте в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
НДС3 – общая сумма налога, уплаченного при приобретении работ, услуг от нерезидента;
НДС4 – общая сумма налога, относимого в зачет по товарам, приобретенным, созданным, построенным налогоплательщиком до даты постановки на регистрационный учет по налогу;
НДС5 – общая сумма налога, указанного в электронных счетах- фактурах, выписанных плательщиком налога;
НДС6 – общая сумма налога, начисленного при снятии с регистрационного учета по налогу по оборотам в виде остатка товаров. Результаты расчета налога отражаются в информационной системе налогового органа и налоговом счете.

2. По итогам расчета налога в случае, если сумма налога, указанная в электронном счете-фактуре, не превышает балансовую сумму налога, то такому электронному счету-фактуре автоматически присваивается регистрационный номер.

Электронный счет-фактура, которому не присвоен регистрационный номер, считается не выписанным. Плательщик налога вправе пополнить налоговый счет собственными деньгами для увеличения балансовой суммы налога.

3. Неиспользованные деньги для выписки электронного счета-фактуры подлежат возврату на банковский счет плательщика налога по его заявлению о возврате средств в течение одного рабочего дня. Не заявленные к возврату деньги используются в счет обеспечения выписки электронных счетов-фактур следующего налогового периода.

4. Использованные средства для выписки электронного счета-фактуры по итогам отчетного налогового периода засчитываются в счет уплаты налога

Сопоставительный контроль – что это?

Сопоставительный контроль – это новый вид контроля в рамках СУНР. Он отличается от камерального и автоматизированного контроля.

Сопоставительный контроль представляет собой анализ и сравнение данных ЭСФ:

  • с данными поставщиков;
  • с налоговой отчетностью;
  • с данными госорганов;
  • с банковскими операциями.
Статья 141. Сопоставительный контроль

1. Сопоставительный контроль – мероприятие, осуществляемое налоговым органом путем сопоставления выписанных налогоплательщиком электронных счетов-фактур с данными:

1) электронных счетов-фактур, выписанных его поставщиками;

2) налоговой отчетности;

3) сведений иных уполномоченных государственных органов по деятельности налогоплательщика, в том числе об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;

4) сведений банков второго уровня по банковским счетам.

Сопоставительный контроль проводится налоговым органом в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг.

2.Сопоставительный контроль осуществляется по выписанным в пределах срока исковой давности электронным счетам-фактурам

Как проводится сопоставительный контроль ЭСФ?

Сопоставительный контроль проводится автоматически и направлен на обнаружение операций, по которым у налоговых органов возникают сомнения в их фактическом совершении.

Что происходит при выявлении сомнительных операций?

Налогоплательщику направляется уведомление — с перечнем операций (ЭСФ), подлежащих подтверждению.

При получении уведомления есть два варианта его исполнения:

  1. Согласие — отзыв указанных ЭСФ и пояснение.
  2. Несогласие — представление пояснений с копиями подтверждающих документов:
  • договоры, счета, накладные, акты,
  • документы о происхождении товаров,
  • иные доказательства выполнения работ/оказания услуг.

Пояснение предоставляется в произвольной форме, но с обязательными реквизитами (идентификационные данные налогоплательщика, номер и дату уведомления, обоснование позиции).

Что будет, если пояснение не подтверждает сделку?

  • Уведомление признается неисполненным.
  • В течение 10 рабочих дней налоговый орган выносит решение о признании уведомления неисполненным.
  • Далее в течение 1 рабочего дня:
    • приостанавливается возможность выписки ЭСФ;
    • приостанавливаются расходные операции по банковским счетам;
    • контрагенты уведомляются о проблемных расчетах.

Сведения о таких налогоплательщиках будут публиковаться на сайте уполномоченного органа.

Отказ от исполнения или неполное подтверждение может негативно отразиться на всей цепочке сделок. 

Статья 142. Проведение сопоставительного контроля

1. По результатам проведенного сопоставительного контроля в случае выявления операций по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг, по которым у налогового органа имеются сомнения в фактическом их совершении, налогоплательщику, совершившему оборот по такой реализации, представляется уведомление о подтверждении фактического совершения оборота по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг (далее в целях настоящей статьи – уведомление). 

2. Уведомление исполняется налогоплательщиком в случае: 

1) согласия с отсутствием факта совершения оборота по электронным счетам-фактурам, указанным в уведомлении, путем отзыва таких электронных счетов-фактур и представления пояснения об их отзыве; 

2) несогласия с отсутствием факта совершения оборота по электронным счетам-фактурам, указанным в уведомлении, путем представления пояснения с обоснованием, подтверждающим фактическое совершение оборота, с обязательным приложением копий документов по операциям (сделкам) и (или) по происхождению товаров, а также любых других документов, подтверждающих фактическое выполнение работ, оказание услуг (далее в целях настоящей статьи – пояснение). 

3. Пояснение представляется в произвольной форме и должно содержать: 

1) идентификационные данные налогоплательщика и налогового органа, представившего уведомление; 

2) номер и дату уведомления; 

3) обоснование несогласия в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи. Налогоплательщик к пояснению вправе приложить копии документов, подтверждающих его доводы. 

Истребование налоговым органом документов, не относящихся к нарушениям, указанным в уведомлении, не допускается. 

4. Уведомление признается неисполненным в случае, если представленное пояснение не подтверждает происхождение товаров, фактическое выполнение работ, оказание услуг по электронным счетам- фактурам, указанных в уведомлении. 

5. Налоговый орган в течение десяти рабочих дней, следующих за днем поступления пояснения, выносит решение о признании уведомления неисполненным. Решение о признании уведомления неисполненным (далее в целях настоящей статьи – решение) представляется налогоплательщику в течение двух рабочих дней, следующих за днем его вынесения. 

6. Налоговый орган в течение одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения, приостанавливает выписку электронных счетов-фактур. 

7. При неисполнении налогоплательщиком уведомления налоговый орган в течение одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока исполнения такого уведомления: 

1) выносит распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика; 2) приостанавливает выписку электронных счетов-фактур. 

8. Способы обеспечения, предусмотренные пунктами 5, 6 и 7 настоящей статьи, если иное не установлено указанными пунктами, применяются в порядке и сроки, которые установлены параграфом 4 главы 5 настоящего Кодекса. 

9. Сведения о налогоплательщиках, которым приостановлена выписка электронных счетов-фактур, размещаются на интернет-ресурсе уполномоченного органа в течение одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о приостановлении выписки электронных счетов-фактур. 

10. Налоговый орган направляет извещение по взаиморасчетам, указанным в уведомлении, контрагентам налогоплательщика, уведомление которого признано неисполненным или не исполнившего уведомлении.


Нравится
(Нет голосов)

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL

Нет комментариев