Новые правила назначения налоговых проверок и хронометражного обследования с 2026 года (проект)

12.09.2025
  • 268
  • ID: -

    Date: 15:09:2025

  • <неавторизован>

В целях реализации нового Налогового Кодекса разработаны Правила и основание принятия решения органом государственных доходов о проведении налоговой проверки, а также хронометражного обследования.

На портале Открытые НПА опубликован  Проект приказа Министра финансов Республики Казахстан «Об определении Правил и основания принятия решения налоговым органом о проведении налоговой проверки, также Правил вынесения решения о проведении хронометражного обследования налоговым органом по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением»

Как написать комментарий к проекту?

Проект находится на публичном обсуждении до 17 сентября 2025 года. Любой желающий может принять участие в его обсуждении по ссылке.

Целью принятия Проекта приказа является принятие норм права по вынесению налоговым органом решения о проведении налоговой проверки, предусматривающих назначение проверок по уровням органов государственных доходов (районный, областной, республиканский) с указанием конкретных исполнителей.

Ожидаемым результатом является упорядочивание действий органов государственных доходов при назначении налоговых проверок по различным формам,  возложение ответственности на руководителей органов государственных доходов по обоснованности их назначения, а также снижение отмен налоговых проверок судебными органами.

В Правилах описаны основания принятия решений о проведении налоговой проверки для:

  • Комитета государственных доходов (КГД МФ РК):
    • требование Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;
    • обращения центральных государственных органов Республики Казахстан;
    • за ранее проверенный период, за исключением поступивших  заявлений, требований, жалоб налогоплательщика (налогового агента) и постановлений, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
    • правомерность применения положений международных договоров;
    • неисполнение мотивированного решения по мониторингу крупных налогоплательщиков;
    • несогласие с мотивированным решением по горизонтальному мониторингу по вопросам исполнения налогового обязательства и (или) неисполнение такого решения;
    • несоблюдение требований законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также оборота авиационного топлива, биотоплива, мазута;
    • по вопросам трансфертного ценообразования, предусмотренным  Законом Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании»;
    • минимизация налоговых рисков в соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса.
  • Департаментов государственных доходов по областям, городам республиканского значения и столице (ДГД):
    • требование прокуроров областей и приравненных к ним (городов республиканского значения);
    • обращения областных и приравненных к ним (городам республиканского значения) государственных органов Республики Казахстан;
    • определение налогового обязательства по взаиморасчетам с налогоплательщиком (налогоплательщиками), в отношении которого (которых) проводится досудебное расследование по факту совершения действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
    • определение налогового обязательства по взаиморасчетам с налогоплательщиком (налогоплательщиками), в отношении которого (которых)  органом государственных доходов применено приостановление выписки электронных счетов-фактур в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса;
    • подтверждение фактического совершения оборота по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг; 
    • подтверждение наличия нарушений, указанных в уведомлении о расхождениях, выявленных по результатам камерального контроля;
    • получение сведений по расходованию денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, в отдельных случаях.
  • Управлений государственных доходов по районам, городам и районам в городах (УГД):
    • требование районных (городских) прокуроров;
    • обращения районных (городских) государственных органов Республики Казахстан;
    • наличие товарно-транспортных накладных на импортируемые и перемещаемые между государствами – членами ЕАЭС товары и соответствие наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных;
    • наличие сопроводительных накладных на товары и соответствие наименования, количества (объема) товаров сведениям, указанным в сопроводительных накладных на товары:
      • при перемещении, реализации и (или) отгрузке товаров по территории Республики Казахстан, в том числе осуществляемых международными автомобильными перевозками между государствами – членами ЕАЭС;
      • при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и государств – членов ЕАЭС;
      • при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств, не являющихся членами ЕАЭС, и государств – членов ЕАЭС;
    • подтверждение наличия остатков товаров, включенных в перечень товаров, к которым применяются пониженные ставки таможенных пошлин в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации;
    • наличие документов, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств – членов ЕАЭС и соответствия товаров сведениям, указанным в документах;
    • наличие и подлинность на товаре средств идентификации по товарам, подлежащим обязательной маркировке в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и (или) законодательством Республики Казахстан;
    • наличие и подлинность средств идентификации и учетно-контрольных марок;
    • наличие лицензии;
    • постановка на регистрационный учет в органах государственных доходов;
    • соблюдение порядка выписки электронных счетов-фактур;
    • соблюдение требований налоговой регистрации;
    • соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин и (или) трехкомпонентной интегрированной системы;
    • наличие контрольно-кассовых машин и (или) трехкомпонентной интегрированной системы;
    • наличие оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
    • соблюдение законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров.

Также в Правилах описан порядок принятия решения о назначении налоговой проверки и сведения, учитываемые при принятии таких решений.

Решение о проведении хронометражного обследования выносится органом государственных доходов по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением.

При вынесении органом государственных доходов решения о проведении хронометражного обследования учитывается, в том числе наличие одного из  следующих сведений:

  • низкий коэффициент налоговой нагрузки (ниже среднеотраслевого);
  • неисполнение или неустранение нарушений, указанных в уведомлениях, выявленных по результатам камерального контроля;
  • предоставление налоговой отчетности с нулевыми показателями, в том числе при фактическом осуществлении предпринимательской деятельности;
  • наличие сведений, полученных из различных источников информации о деятельности налогоплательщика, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан;
  • по налогоплательщикам, у которых постоянно имеется дебетовое сальдо по налогу на добавленную стоимость, низкий КНН (ниже среднеотраслевого), а также имеются убытки;
  • наличие сведений по осуществлению предпринимательской деятельности налогоплательщиков на одном объекте, созданные путем дробления одного на несколько субъектов предпринимательства, которые применяют специальные налоговые режимы на основе патента и (или) упрощенной декларации в целях уклонения от уплаты налогов;
  • отражение налогоплательщиком (налоговым агентом) одинаковых сумм доходов в налоговых отчетностях, представлявших последовательно за налоговые периоды при осуществлении торгово-закупочной деятельности;
  • наличие сведений о низкой периодичности использования в течение одного рабочего дня контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования;
  • наличие операций по агентским, комиссионным и аналогичным договорам, при которых фактические доходы и (или) затраты налогоплательщика зависят от исполнителя;
  • подтвержденные факты невыдачи фискального чека 2 (два) и более раза по жалобам заявителей.
Скачать проект Правил (получен в рамках запроса e-otinish).


Нравится
(Нет голосов)

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL

Нет комментариев