С 1 января 2026 года утверждены порядок применения контрольно-кассовой машины (ККМ) и перечень требований к содержанию чека ККМ, а также квалификационные требования, предъявляемые к оператору фискальных данных (ОФД).
На портале ЭКБ НПА РК опубликован приказ «О некоторых вопросах, связанных с применением контрольно-кассовых машин» от 24.10.2025 г. № 626.
Цель приказа - определение порядка применения контрольно-кассовой машины и перечня требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины и квалификационных требований, предъявляемых к потенциальному оператору фискальных данных и порядка включения в перечень и исключения из перечня оператора фискальных данных.
Ожидаемый результат - совершенствование и модернизация порядка приема и передачи сведений о денежных расчетах через контрольно-кассовые машины, осуществляемого при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг, что может повлиять на снижение доли теневой экономики.
Приказ вступает в силу с 1 января 2026 года и устанавливает:
- Правила применения контрольно-кассовой машины и перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины.
- Правила включения в перечень и исключения из перечня оператора фискальных данных.
- Квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному оператору фискальных данных.
- Форму налогового заявления о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе.
- Форму налогового заявления о снятии с учета контрольно-кассовой машины.
- Форму налогового заявления об исполнении обязательств, возникших при эксплуатации контрольно-кассовой машины.
- Форму налогового заявления о включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр.
Данный приказ заменит следующие приказы:
- Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 208 «О некоторых вопросах применения контрольно-кассовых машин»;
- Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2019 года № 808 «Об утверждении Правил включения (исключения) в (из) перечень (перечня) оператора фискальных данных, а также квалификационных требований, предъявляемых к потенциальному оператору фискальных данных».
Изменения носят редакционный характер, с целью приведения в соответствие нормам НК РК 2026 года, за исключением некоторых положений:
- Добавлен перечень требований к содержанию чека ККМ:
- требования к содержанию чека ККМ дополнены:
- наименование товара, работы, услуги в соответствии с национальным каталогом товаров (ранее НКТ не учитывался);
- идентификационный код товара в соответствии с национальным каталогом и средство идентификации нанесенных на товары, подлежащих маркировке и прослеживаемости товаров (отображается в электронном виде).
Национальный каталог товаров планировали ввести в 2022 году, с требованиями отражать унифицированные данные по товарам в чеках ККМ.
Но после завершения бета-тестирования внедрение НКТ по всем товарам внутри РК отложили.
С 1 января 2026 года снова планируется запуск Национального каталога товаров по всем товарам с обязательным отражением идентификационного кода в ЭСФ, СНТ и чеках ККМ.
- Расширен перечень действий, относящихся к применению ККМ:
- требования к содержанию чека контрольно-кассовых машин;
- включение модели контрольно-кассовых машин в реестр контрольно-кассовых машин;
- прием, хранение сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачу в налоговые органы.
- Исключена возможность постановки на учет по месту нахождения ККМ, являющихся банковскими компьютерными системами, в том числе банковскими компьютерными системами, которыми оснащены терминалы оплаты услуг. Теперь в общем порядке по месту использования ККМ.
- Исключена возможность направления сведений на постановку, изменение сведений и снятие с учета ККМ с ФПД на бумажном носителе через оператора фискальных данных. Теперь только в электронном виде.
- Расширены случаи исключения операторов фискальных данных:
- привлечение два и более раз в течение одного года к административной ответственности за нарушение порядка приема, хранения сведений с ККМ с ФПД о денежных расчетах, осуществляющих при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов;
| Действующая редакция | Новая редакция |
|---|---|
|
Правила применения контрольно-кассовой машины и перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины |
|
|
Глава 1. Общие положения
6. Применение контрольно-кассовых машин включает в себя: 1) постановку контрольно-кассовой машины на учет; 2) внесение изменений в регистрационные данные; 3) снятие контрольно-кассовой машины с учета; 4) эксплуатацию контрольно-кассовых машин. Отсутствует Отсутствует Отсутствует
|
Глава 1. Общие положения ... 5. Применение контрольно-кассовых машин включает в себя: 1) постановку контрольно-кассовой машины на учет; 2) внесение изменений в регистрационные данные; 3) снятие контрольно-кассовой машины с учета; 4) эксплуатацию контрольно-кассовых машин; 5) требования к содержанию чека контрольно-кассовых машин; 6) включение модели контрольно-кассовых машин в реестр контрольно-кассовых машин. 7) прием, хранение сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачу в налоговые органы.
|
|
Глава 2. Порядок оказания государственной услуги «Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин (ККМ)» Параграф 1. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов ... 9. Контрольно-кассовые машины подлежат постановке на учет у услугодателя по месту использования, за исключением случаев установленных настоящим пунктом. У услугодателя по месту нахождения услугополучателей подлежат постановке на учет контрольно-кассовые машины: 1) используемые при осуществлении деятельности через нестационарные или иные передвижные (мобильные) объекты;
...
|
Глава 2. Порядок оказания государственной услуги «Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин» Параграф 1. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов ... 9. Контрольно-кассовые машины подлежат постановке на учет у услугодателя по месту использования, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом. У услугодателя по месту нахождения услугополучателей подлежат постановке на учет контрольно-кассовые машины, используемые при осуществлении деятельности через нестационарные или иные передвижные (мобильные) объекты. Отсутствует ... Отсутствует
|
|
Параграф 2. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины
|
Параграф 2. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины Отсутствует |
|
Параграф 3. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в органах государственных доходов
|
Параграф 3. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в органах государственных доходов Отсутствует |
|
Статья 166. Общие положения (НК РК 2025 г.) … 6. Чек контрольно-кассовой машины должен содержать следующую информацию: 1) наименование налогоплательщика; 2) идентификационный номер налогоплательщика; 3) заводской номер контрольно-кассовой машины; 4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе; 5) порядковый номер чека; 6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг; 7) цену товара, работы, услуги за единицу; 8) фискальный признак; 9) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных; 10) наименование товара, работы, услуги; 11) количество приобретаемого товара, работ, услуг, единицу их измерения; 12) общую сумму продажи товара, работы, услуги; 13) сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки по облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотам по реализации товаров, работ, услуг – в случае, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость; 14) адрес места использования контрольно-кассовой машины; 15) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке контрольно-кассовой машины. Положения подпунктов 9) и 15) части первой настоящего пункта не распространяются на чеки контрольно-кассовых машин без функции передачи данных. Форма и содержание контрольного чека аппаратно-программных комплексов, применяемых банками второго уровня, филиалами банков – нерезидентов Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, устанавливаются Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом. Чек контрольно-кассовых машин, применяемых в пунктах обмена валюты, приема лома металлов, стеклопосуды, ломбардов, дополнительно должен содержать информацию о сумме продаж и сумме покупки. 7. Чек контрольно-кассовой машины может дополнительно содержать данные, предусмотренные технической документацией завода-изготовителя контрольно-кассовой машины, в том числе о сумме налога на добавленную стоимость. Чек контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных также по требованию покупателя (клиента), получателя товаров, работ, услуг должен содержать идентификационный номер покупателя (клиента), получателя.
|
Глава 3. Перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины 55. При применении контрольно-кассовой машины осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, оплаченную за реализованный товар, выполненную работу, оказанную услугу установленных подпунктом 2) пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса 56. Чек контрольно-кассовой машины включает следующую информацию: 1) наименование налогоплательщика; 2) адрес места использования контрольно-кассовой машины; 3) идентификационный номер налогоплательщика; 4) заводской номер контрольно-кассовой машины; 5) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе; 6) порядковый номер чека; 7) наименование товара, работы, услуги в соответствии с национальным каталогом товаров; 8) идентификационный код товара в соответствии с национальным каталогом и средство идентификации нанесенных на товары, подлежащих маркировке и прослеживаемости товаров; 9) количество приобретаемого товара, работ, услуг, единицу их измерения; 10) цену товара, работы, услуги за единицу; 11) общую сумму продажи товара, работы, услуги; 12) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных; 13) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг; 14) фискальный признак; 15) сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки по облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотам по реализации товаров, работ, услуг – в случае, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость; 16) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке контрольно-кассовой машины. Положения подпунктов 12) и 16) части первой настоящего пункта не распространяются на чеки контрольно-кассовых машин без функции передачи данных. Информация в подпункте 7) в чеке контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных отображается в электронном виде. Чек контрольно-кассовых машин, применяемых в пунктах обмена валюты, приема лома металлов, стеклопосуды, ломбардов, дополнительно включает информацию о сумме продаж и сумме покупки. 57. Чек контрольно-кассовой машины дополнительно содержит реквизиты, предусмотренные технической документацией завода-изготовителя контрольно-кассовой машины, в том числе о сумме налога на добавленную стоимость. По требованию покупателя (клиента), получателя товаров, работ, услуг в чеке контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных отображается идентификационный номер покупателя (клиента), получателя. Вся информация, содержащаяся в чеке контрольно-кассовой машины по требованию покупателя (клиента), получателя товаров, работ, услуг отражается и печатается на казахском и (или) русском языках. |
|
Правила включения в перечень и исключения из перечня оператора фискальных данных |
|
|
Глава 3. Исключение из перечня операторов фискальных данных 7. Исключение оператора фискальных данных из Перечня осуществляется Комитетом в следующих случаях: 1) несоответствия оператора фискальных данных квалификационным требованиям, предъявляемым к потенциальному оператору фискальных данных, утвержденным настоящим приказом; 2) признания оператора фискальных данных бездействующим в порядке, определенном статьей 91 Налогового Кодекса, либо банкротом – со дня вступления в законную силу решения суда о признании банкротом; 3) если первый руководитель или учредитель (участник) оператора фискальных данных является: недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) безвестно отсутствующим физическим лицом по решению суда; физическим лицом, имеющим непогашенную или неснятую судимость по статьям 216, 238 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан; физическим лицом, находящимся в розыске; физическим лицом – иностранцем или лицом без гражданства, цель пребывания которого не связана с осуществлением трудовой деятельности в Республике Казахстан, либо разрешенный срок его пребывания на территории Республики Казахстан истек; 4) подачи оператором фискальных данных заявления об исключении из Перечня по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам; 5) исключения оператора фискальных данных из Государственной базы данных налогоплательщиков;
|
Глава 3. Исключение из перечня операторов фискальных данных 7. Исключение оператора фискальных данных из Перечня осуществляется Комитетом в следующих случаях: 1) несоответствия оператора фискальных данных квалификационным требованиям, предъявляемым к потенциальному оператору фискальных данных, утвержденным настоящим приказом; 2) признания оператора фискальных данных бездействующим в порядке, определенном статьей 108 Налогового Кодекса, либо банкротом – со дня вступления в законную силу решения суда о признании банкротом; 3) если первый руководитель или учредитель (участник) оператора фискальных данных является: недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) безвестно отсутствующим физическим лицом по решению суда: физическим лицом, имеющим непогашенную или неснятую судимость по статьям 216, 238 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан; физическим лицом, находящимся в розыске; физическим лицом – иностранцем или лицом без гражданства, цель пребывания которого не связана с осуществлением трудовой деятельности в Республике Казахстан, либо разрешенный срок его пребывания на территории Республики Казахстан истек; 4) подачи оператором фискальных данных заявления об исключении из Перечня по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам; 5) исключения оператора фискальных данных из Государственной базы данных налогоплательщиков; 6) привлечение два и более раз в течение одного года к административной ответственности за нарушение порядка приема, хранение сведений с контрольно – кассовых машин с функцией фиксации и передачи данных о денежных расчетах, осуществляющих при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов; |
Нет комментариев