Изменения в порядке применения ККМ и требованиях к содержанию чека ККМ с 1 января 2026 года

04.11.2025
  • 2658
  • ID: -

    Date: 18:11:2025

  • <неавторизован>

С 1 января 2026 года утверждены порядок применения контрольно-кассовой машины (ККМ) и перечень требований к содержанию чека ККМ, а также квалификационные требования, предъявляемые к оператору фискальных данных (ОФД).  

На портале ЭКБ НПА РК опубликован приказ «О некоторых вопросах, связанных с применением контрольно-кассовых машин» от 24.10.2025 г. № 626.  

Цель приказа - определение порядка применения контрольно-кассовой машины и перечня требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины и квалификационных требований, предъявляемых к потенциальному оператору фискальных данных и порядка включения в перечень и исключения из перечня оператора фискальных данных.

Ожидаемый результат -  совершенствование и модернизация порядка приема и передачи сведений о денежных расчетах через контрольно-кассовые машины, осуществляемого при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг, что может повлиять на снижение доли теневой экономики.

Приказ вступает в силу с 1 января 2026 года и устанавливает:

  • Правила применения контрольно-кассовой машины и перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины.
  • Правила включения в перечень и исключения из перечня оператора фискальных данных.
  • Квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному оператору фискальных данных.
  • Форму налогового заявления о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе.
  • Форму налогового заявления о снятии с учета контрольно-кассовой машины.
  • Форму налогового заявления об исполнении обязательств, возникших при эксплуатации контрольно-кассовой машины.
  • Форму налогового заявления о включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр.

Данный приказ заменит следующие приказы:

Изменения носят редакционный характер, с целью приведения в соответствие нормам НК РК 2026 года, за исключением некоторых положений:

  • Добавлен перечень требований к содержанию чека ККМ:
    • требования к содержанию чека ККМ дополнены:
      • наименование товара, работы, услуги в соответствии с национальным каталогом товаров (ранее НКТ не учитывался);
      • идентификационный код товара в соответствии с национальным каталогом и средство идентификации нанесенных на товары, подлежащих маркировке и прослеживаемости товаров (отображается в электронном виде).
Обратите внимание!

Национальный каталог товаров планировали ввести в 2022 году, с требованиями отражать унифицированные данные по товарам в чеках ККМ.  

Но после завершения бета-тестирования внедрение НКТ по всем товарам внутри РК отложили.

С 1 января 2026 года снова планируется запуск Национального каталога товаров по всем товарам с обязательным отражением идентификационного кода в ЭСФ, СНТ и чеках ККМ.
  • Расширен перечень действий, относящихся к применению ККМ:
    • требования к содержанию чека контрольно-кассовых машин;
    • включение модели контрольно-кассовых машин в реестр контрольно-кассовых машин;
    • прием, хранение сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачу в налоговые органы.
  • Исключена возможность постановки на учет по месту нахождения ККМ, являющихся банковскими компьютерными системами, в том числе банковскими компьютерными системами, которыми оснащены терминалы оплаты услуг. Теперь в общем порядке по месту использования ККМ.
  • Исключена возможность направления сведений на постановку, изменение сведений и снятие с учета ККМ с ФПД на бумажном носителе через оператора фискальных данных. Теперь только в электронном виде.
  • Расширены случаи исключения операторов фискальных данных:
    • привлечение два и более раз в течение одного года к административной ответственности за нарушение порядка приема, хранения сведений с ККМ с ФПД о денежных расчетах, осуществляющих при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов;
Действующая редакция Новая редакция

Правила применения контрольно-кассовой машины и перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины

Глава 1. Общие положения
...

6. Применение контрольно-кассовых машин включает в себя:

1) постановку контрольно-кассовой машины на учет;

2) внесение изменений в регистрационные данные;

3) снятие контрольно-кассовой машины с учета;

4) эксплуатацию контрольно-кассовых машин.

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Глава 1. Общие положения

...

5. Применение контрольно-кассовых машин включает в себя:

1) постановку контрольно-кассовой машины на учет;

2) внесение изменений в регистрационные данные;

3) снятие контрольно-кассовой машины с учета;

4) эксплуатацию контрольно-кассовых машин;

5) требования к содержанию чека контрольно-кассовых машин;

6) включение модели контрольно-кассовых машин в реестр контрольно-кассовых машин.

7) прием, хранение сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачу в налоговые органы.

Глава 2. Порядок оказания государственной услуги «Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин (ККМ)»

Параграф 1. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов

...

9. Контрольно-кассовые машины подлежат постановке на учет у услугодателя по месту использования, за исключением случаев установленных настоящим пунктом.

У услугодателя по месту нахождения услугополучателей подлежат постановке на учет контрольно-кассовые машины:

1) используемые при осуществлении деятельности через нестационарные или иные передвижные (мобильные) объекты;

2) являющиеся банковскими компьютерными системами, в том числе банковскими компьютерными системами, которыми оснащены терминалы оплаты услуг.

...

11. Услугополучатель направляет на бумажном носителе сведения на постановку контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных через оператора фискальных данных услугодателю по форме согласно приложению 2 к Правилам передачи сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан "О некоторых вопросах применения контрольно-кассовых машин" от 16 февраля 2018 года № 208 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16508).

Глава 2. Порядок оказания государственной услуги «Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин»

Параграф 1. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов

...

9. Контрольно-кассовые машины подлежат постановке на учет у услугодателя по месту использования, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом.

У услугодателя по месту нахождения услугополучателей подлежат постановке на учет контрольно-кассовые машины, используемые при осуществлении деятельности через нестационарные или иные передвижные (мобильные) объекты.

Отсутствует

...

Отсутствует

Параграф 2. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины

20. Услугополучатель направляет на бумажном носителе сведения на изменение сведений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных через оператора фискальных данных услугодателю по форме согласно приложению 2 к Правилам передачи сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 208 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16508).

Параграф 2. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины 

Отсутствует

Параграф 3. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в органах государственных доходов

25. Услугополучатель направляет на бумажном носителе сведения на снятие с учета контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных через оператора фискальных данных услугодателю по форме согласно приложению 3 к Правилам передачи сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 208 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16508).

Параграф 3. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в органах государственных доходов 

Отсутствует

Статья 166. Общие положения (НК РК 2025 г.)

6. Чек контрольно-кассовой машины должен содержать следующую информацию:

1) наименование налогоплательщика;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) заводской номер контрольно-кассовой машины;

4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе;

5) порядковый номер чека;

6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) цену товара, работы, услуги за единицу;

8) фискальный признак;

9) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных;

10) наименование товара, работы, услуги;

11) количество приобретаемого товара, работ, услуг, единицу их измерения;

12) общую сумму продажи товара, работы, услуги;

13) сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки по облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотам по реализации товаров, работ, услуг – в случае, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость;

14) адрес места использования контрольно-кассовой машины;

15) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке контрольно-кассовой машины.

Положения подпунктов 9) и 15) части первой настоящего пункта не распространяются на чеки контрольно-кассовых машин без функции передачи данных.

Форма и содержание контрольного чека аппаратно-программных комплексов, применяемых банками второго уровня, филиалами банков – нерезидентов Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, устанавливаются Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом.

Чек контрольно-кассовых машин, применяемых в пунктах обмена валюты, приема лома металлов, стеклопосуды, ломбардов, дополнительно должен содержать информацию о сумме продаж и сумме покупки.

7. Чек контрольно-кассовой машины может дополнительно содержать данные, предусмотренные технической документацией завода-изготовителя контрольно-кассовой машины, в том числе о сумме налога на добавленную стоимость.

Чек контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных также по требованию покупателя (клиента), получателя товаров, работ, услуг должен содержать идентификационный номер покупателя (клиента), получателя.

Глава 3. Перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины

55. При применении контрольно-кассовой машины осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, оплаченную за реализованный товар, выполненную работу, оказанную услугу установленных подпунктом 2) пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса

56. Чек контрольно-кассовой машины включает следующую информацию:

1) наименование налогоплательщика;

2) адрес места использования контрольно-кассовой машины;

3) идентификационный номер налогоплательщика;

4) заводской номер контрольно-кассовой машины;

5) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе;

6) порядковый номер чека;

7) наименование товара, работы, услуги в соответствии с национальным каталогом товаров;

8) идентификационный код товара в соответствии с национальным каталогом и средство идентификации нанесенных на товары, подлежащих маркировке и прослеживаемости товаров;

9) количество приобретаемого товара, работ, услуг, единицу их измерения;

10) цену товара, работы, услуги за единицу;

11) общую сумму продажи товара, работы, услуги;

12) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных;

13) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

14) фискальный признак;

15) сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки по облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотам по реализации товаров, работ, услуг – в случае, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость;

16) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке контрольно-кассовой машины.

Положения подпунктов 12) и 16) части первой настоящего пункта не распространяются на чеки контрольно-кассовых машин без функции передачи данных.

Информация в подпункте 7) в чеке контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных отображается в электронном виде.

Чек контрольно-кассовых машин, применяемых в пунктах обмена валюты, приема лома металлов, стеклопосуды, ломбардов, дополнительно включает информацию о сумме продаж и сумме покупки.

57. Чек контрольно-кассовой машины дополнительно содержит реквизиты, предусмотренные технической документацией завода-изготовителя контрольно-кассовой машины, в том числе о сумме налога на добавленную стоимость.

По требованию покупателя (клиента), получателя товаров, работ, услуг в чеке контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных отображается идентификационный номер покупателя (клиента), получателя.

Вся информация, содержащаяся в чеке контрольно-кассовой машины по требованию покупателя (клиента), получателя товаров, работ, услуг отражается и печатается на казахском и (или) русском языках.

Правила включения в перечень и исключения из перечня оператора фискальных данных

Глава 3. Исключение из перечня операторов фискальных данных

7. Исключение оператора фискальных данных из Перечня осуществляется Комитетом в следующих случаях:

1) несоответствия оператора фискальных данных квалификационным требованиям, предъявляемым к потенциальному оператору фискальных данных, утвержденным настоящим приказом;

2) признания оператора фискальных данных бездействующим в порядке, определенном статьей 91 Налогового Кодекса, либо банкротом – со дня вступления в законную силу решения суда о признании банкротом;

3) если первый руководитель или учредитель (участник) оператора фискальных данных является:

недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) безвестно отсутствующим физическим лицом по решению суда;

физическим лицом, имеющим непогашенную или неснятую судимость по статьям 216, 238 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан;

физическим лицом, находящимся в розыске;

физическим лицом – иностранцем или лицом без гражданства, цель пребывания которого не связана с осуществлением трудовой деятельности в Республике Казахстан, либо разрешенный срок его пребывания на территории Республики Казахстан истек;

4) подачи оператором фискальных данных заявления об исключении из Перечня по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

5) исключения оператора фискальных данных из Государственной базы данных налогоплательщиков;

   

Глава 3. Исключение из перечня операторов фискальных данных

7. Исключение оператора фискальных данных из Перечня осуществляется Комитетом в следующих случаях:

1) несоответствия оператора фискальных данных квалификационным требованиям, предъявляемым к потенциальному оператору фискальных данных, утвержденным настоящим приказом;

2) признания оператора фискальных данных бездействующим в порядке, определенном статьей 108 Налогового Кодекса, либо банкротом – со дня вступления в законную силу решения суда о признании банкротом;

3) если первый руководитель или учредитель (участник) оператора фискальных данных является:

недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) безвестно отсутствующим физическим лицом по решению суда:

физическим лицом, имеющим непогашенную или неснятую судимость по статьям 216, 238 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан;

физическим лицом, находящимся в розыске;

физическим лицом – иностранцем или лицом без гражданства, цель пребывания которого не связана с осуществлением трудовой деятельности в Республике Казахстан, либо разрешенный срок его пребывания на территории Республики Казахстан истек;

4) подачи оператором фискальных данных заявления об исключении из Перечня по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

5) исключения оператора фискальных данных из Государственной базы данных налогоплательщиков;

6) привлечение два и более раз в течение одного года к административной ответственности за нарушение порядка приема, хранение сведений с контрольно – кассовых машин с функцией фиксации и передачи данных о денежных расчетах, осуществляющих при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов;

Нравится
(Нет голосов)

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL

Нет комментариев