На сайте «Открытые НПА» опубликован проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам отслеживания международных перевозок».
Данным проектом планируется законодательно установить положения по отслеживанию перевозок при помощи навигационных пломб, а также административную ответственность перевозчика в случае нарушения установленных требований.
В случае принятия, изменения вступают в силу через 10 дней после официальной публикации.
Проект находится на публичном обсуждении до 6 сентября 2023 года.
Все заинтересованные пользователи могут оставлять к проекту свои комментарии и предложения на портале
«Открытые НПА».
Давайте разберемся, кто и по каким перевозкам должен соблюдать требование по прослеживаемости. Является ли установка навигационной пломбы возможностью или обязательным требованием для перевозчика.
Для начала разберемся, что такое навигационная пломба.
Навигационная пломба – техническое устройство, состоящее из элемента пломбирования и электронного блока, функционирующее на основе технологий навигационных систем и обеспечивающее передачу информации, имеющей отношение к объекту отслеживания.
Применение навигационной пломбы необходимо для отслеживания перевозок.
Отслеживание перевозки – процесс, включающий в себя активацию навигационной пломбы, наблюдение за объектом отслеживания, деактивацию навигационной пломбы и передачу данных, полученных в процессе наблюдения за объектом отслеживания.
По навигационной пломбе происходит отслеживание объекта.
Объект отслеживания – товары (продукция), транспортные средства, определяемые в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, заключенными в рамках Евразийского экономического союза, и решениями Евразийской экономической комиссии
Навигационная пломба устанавливается перевозчику, установкой и отслеживанием занимается национальный оператор информационной системы отслеживания перевозок.
Национальный оператор информационной системы отслеживания перевозок – юридическое лицо, определенное в соответствии Законом в качестве национального оператора, обеспечивающее отслеживание перевозок с использованием навигационных пломб.
Для отслеживания навигационных пломб, применяется информационная система отслеживания перевозок.
Информационная система отслеживания перевозок – информационная система, включая программно-аппаратный комплекс, функционирующая на основе технологий навигационных систем и навигационной пломбы с обеспечением передачи информации, имеющей отношение к объекту отслеживания.
После того, как определились с основным понятиями, разберемся с планируемыми положениями по отслеживанию перевозок при помощи навигационных пломб.
В Закон РК «О транспорте в Республике Казахстан» от 21 сентября 1994 года N 156, вводится новая статья 6-1, которая устанавливает порядок отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб.
Обратите внимание! В формулировке статьи 6-1 указано «товары и (или) транспортные средства, перемещаемые в рамках перевозки, МОГУТ отслеживаться с использованием навигационных пломб». Таким образом, прямая обязанность не устанавливается, предусматривается возможность.
Отслеживаться навигационными пломбами могут не только транспортные средства, но и перемещаемые товары.
Статьей 6-1 устанавливаются маршруты перевозок и ситуации, при которых перевозчик МОЖЕТ применять навигационные пломбы.
Навигационные пломбы могут применяться для перевозок, если они:
- начаты на территории одного государства-члена и завершены на территории другого государства-члена ЕАЭС;
- начаты на территории государства-члена, осуществляются по территориям двух и более государств-членов и завершены на территории государства-члена ЕАЭС, в котором они начаты;
- начаты за пределами таможенной территории ЕАЭС, осуществляются по территориям двух и более государств-членов ЕАЭС и завершены на территории одного из государств-членов ЕАЭС;
- начаты на территории одного государства-члена ЕАЭС, осуществляются по территориям двух и более государств-членов ЕАЭС и завершены за пределами таможенной территории ЕАЭС;
- начаты за пределами таможенной территории ЕАЭС, осуществляются по территориям двух и более государств-членов и завершены за пределами таможенной территории ЕАЭС;
- начаты и завершены на территории РК.
Статья 6-1 в качестве обоснования применения навигационных пломб, указывает: в целях использования современных технических и технологических решений при организации перевозок по территориям государств-членов ЕАЭС, а также минимизации применения мер таможенного и иных видов государственного контроля в отношении товаров, перевозимых по таможенной территории ЕАЭС, обеспечения законного оборота товаров на внутреннем рынке ЕАЭС.
Взаимоотношения перевозчика и национального оператора информационной системы отслеживания перевозок, строятся на договорной основе. При этом стоимость на товары, работы, услуги национального оператора, устанавливается антимонопольным органом.
Перевозчик несет ответственность за сохранность и правильность применения навигационных пломб.
В КоАП планируется добавить новую статью 571-3, которая предусматривает административные последствия за: несанкционированное снятие, срыв, повреждение, уничтожение, утерю, необеспечение сохранности, несанкционированную замену навигационных пломб.
Если перевозчик осуществил установленные противоправные действия, это влечет за собой наказание в виде штрафа:
- на физических лиц – в размере 5 МРП;
- на субъектов малого предпринимательства – в размере 10 МРП;
- на субъектов среднего предпринимательства – в размере 15 МРП;
- на субъектов крупного предпринимательства – в размере 25 МРП.
При повторно выявленном нарушении в течение года, размеры штрафов увеличиваются в 2 раза.
- Навигационные пломбы для отслеживания перевозок одобрены главами ЕАЭС
- С 2022 года налогоплательщики будут платить за навигационные пломбы при грузоперевозках в ЕАЭС
Нет комментариев