Изменения в сопутствующем законодательстве с 2026 года в связи с новым Налоговым Кодексом

04.08.2025
  • 4058
  • ID: -

    Date: 06:09:2025

  • <неавторизован>

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 18.07.2025 года № 215-VIII внесен ряд законодательных изменений, затрагивающих порядок регистрации предпринимателей, порядок предоставления инвестиционных преференций, налоговые обязательства, социальные платежи, правила применения электронной цифровой подписи, а также регулирование торговли и бухгалтерского учета.

Основная часть изменений вступит в силу с 1 января 2026 года, за исключением некоторых положений, указанных в статье 2 Закона.

Рассмотрим основные изменения в сопутствующем законодательстве в связи с принятием нового Налогового кодекса РК.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

В Предпринимательском кодексе РК пересмотрен перечень видов доходов, при получении которых физическое лицо имеет право не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Основные изменения:

Редакция 2025 года

Редакция 2026 года

Статья 35. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

...

3. Физическое лицо, не использующее труд работников на постоянной основе, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя при получении следующих доходов, установленных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс):

1) доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты;

2) имущественного дохода;

3) доходов из источников за пределами Республики Казахстан;

4) доходов домашних работников в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, получающих доходы от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

5) доходов граждан Республики Казахстан по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами;

6) доходов граждан Республики Казахстан по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

7) доходов трудовых иммигрантов-резидентов, полученных (подлежащих получению) по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту;

8) доходов медиаторов, за исключением профессиональных медиаторов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации», полученных от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

9) доходов от личного подсобного хозяйства, учтенного в книге похозяйственного учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежащих налогообложению, по которым не было произведено удержание индивидуального подоходного налога у источника выплаты в связи с представлением налоговому агенту недостоверных сведений лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством.

Статья 35. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

...

3. Физическое лицо, не использующее труд работников на постоянной основе, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя при получении следующих доходов, установленных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс):

1) доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты;

2) доходов, подлежащих налогообложению физическим лицом самостоятельно;

3) Отсутствует

4) Отсутствует

5) Отсутствует

6) Отсутствует

7) Отсутствует

8) Отсутствует

9) доходов, подлежащих налогообложению в специальных налоговых режимах для самозанятых.

Исключенные виды доходов, содержатся в доходах, подлежащих налогообложению физическим лицом самостоятельно (статьи 405406 НК РК), поэтому при наличии таких доходов, регистрация в качестве ИП по-прежнему не требуется.

Таким образом, в 2026 году государственной регистрации в качестве ИП по-прежнему будут подлежать физические лица:

  • использующие труд наемных работников;
  • или, имеющие годовой доход от частного предпринимательства, в размере превышающем 360 МРП (1 557 000 тенге (МРП в 2026 году 4 325 тенге)) в год.
Обратите внимание!

С 15 сентября 2025 года пороговый размер дохода от частного предпринимательства, при превышении которого необходимо зарегистрироваться в качестве ИП составляет 360 МРП (1 557 000 тенге (МРП в 2026 году 4 325 тенге)) в год, в соответствии с п. 2 ст. 1  Закона«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательства и деятельности экспортно-кредитного агентства».

С 2026 года физические лица будут вправе не регистрироваться в качестве ИП если:
  • не используют труд наемных работников и доход от частного предпринимательства не превышает 360 МРП (1 557 000 тенге (МРП в 2026 году 4 325 тенге))в год;
  • либоне используют труд наемных работников и получают доходы (вне зависимости от размера за год):
    • подлежащие налогообложению физическим лицом самостоятельно;
    • доходы в рамках СНР для самозанятых.
Нужно ли физическому лицу, получающему доходы за пределами РК регистрироваться в качестве ИП в 2026 году? (разъяснение ДГД по ВКО от 04.09.2025 г.)

Порядок предоставления инвестиционных преференций

Также в Предпринимательском кодексе РК изменились подходы к поддержке инвестиционной деятельности: 

  • конкретизированы меры государственной поддержки инвестиций;
  • оптимизирован перечень видов инвестиционных проектов; 
  • систематизированы виды инвестиционных преференций.

Меры государственной поддержки инвестиций в 2026 году:

  1. сопровождение инвесторов по принципу «одного окна»;
  2. оказание содействия инвестору уполномоченным органом по инвестициям;
  3. оказание содействия инвестору местными исполнительными органами;
  4. оказание содействия инвестору уполномоченным государственным органом, к компетенции которого относится деятельность, осуществляемая инвестором;
  5. предоставление инвестиционных преференций.

При этом оказание содействия инвестору государственными органами осуществляется при установлении встречных обязательств.

Редакция 2025 года  Редакция 2026 года

Статья 281. Цель государственной поддержки инвестиций

…  

2. Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении государственных преференций в виде предоставления инвестиционных преференций и (или) предоставления гарантии стабильности при изменении налогового законодательства Республики Казахстан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).


Отсутствует










Статья 281. Цель государственной поддержки инвестиций

2. Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении одной или нескольких из следующих мер:
1) сопровождение инвесторов по принципу «одного окна»;
2) оказание содействия инвестору уполномоченным органом по инвестициям в порядке, предусмотренном статьей 282 настоящего Кодекса;
3) оказание содействия инвестору местными исполнительными органами, на территории которых осуществляется деятельность инвестора;
4) оказание содействия инвестору уполномоченным государственным органом, к компетенции которого относится деятельность, осуществляемая инвестором;
5) предоставление инвестиционных преференций, предусмотренных настоящей главой.

3. Меры государственной поддержки, предусмотренные подпунктами 2), 3) и 4) части первой пункта 2 настоящей статьи, осуществляются с учетом установления встречных обязательств инвестора. Встречные обязательства устанавливаются в зависимости от вида деятельности, предусмотренного инвестиционным проектом: в соответствии с правилами по определению и применению встречных обязательств при оказании мер государственного стимулирования промышленности, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О промышленной политике», если вид деятельности, предусмотренный инвестиционным проектом, регулируется данным Законом; по иным видам деятельности, не регулируемым Законом Республики Казахстан «О промышленной политике», – в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом в сфере политики по привлечению инвестиций.

Виды инвестиционных проектов с 2026 года:

  1. соглашение об инвестициях;
  2. соглашение об инвестиционных обязательствах;
  3. упрощенный инвестиционный контракт.

Редакция 2025 года Редакция 2026 года 
   

Статья 283. Понятие и виды инвестиционных преференций

...

2. По инвестиционному проекту (в том числе инвестиционному приоритетному проекту) предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:
      1) освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
      2) государственные натурные гранты.

3. По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются преференции по налогам (далее – инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта).

5. По специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций (далее – инвестиционные преференции для специального инвестиционного проекта) предоставляется освобождение от обложения:
      ввозными таможенными пошлинами;
      налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

   

Статья 283. Понятие и виды инвестиционных преференций

...


2. Инвестиционные преференции предоставляются в зависимости от содержания проекта в соответствии с условиями следующих инвестиционных контрактов:
1) соглашения об инвестициях;
2) соглашения об инвестиционных обязательствах;
3) упрощенного инвестиционного контракта.

Виды инвестиционных преференций в 2026 году

  • Для соглашения об инвестициях:
    • преференции по налогам:
      • уменьшение суммы исчисленного КПН на 100 процентов;
      • применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
      • исчисление налога на имущество по ставке 0 процентов к налоговой базе.
    • государственные натурные гранты;
    • право на привлечение иностранной рабочей силы.
  • Для соглашения об инвестиционных обязательствах:
    • стабильность налогового законодательства РК сроком на десять лет.
  • Для упрощенного инвестиционного контракта:
    • государственный натурный грант;
    • освобождение от обложения таможенными пошлинами.

Инвестиционные преференции по налогам предоставляются по решению уполномоченного органа по инвестициям. Период предоставления решения по рассмотрению заявки на предоставление преференций до 60 рабочих дней.

Не допускается полное освобождение лиц, заключивших инвестиционные контракты, от исполнения налогового обязательства.

Также введена оценка эффективности предоставляемых инвестиционных преференций, на основании анализа эффективности предоставляемых инвестиционных преференций на социально-экономическое развитие.

Редакция 2025 года  Редакция 2026 года 

Статья 283. Понятие и виды инвестиционных преференций

1. Инвестиционными преференциями являются преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта, и лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект.


Юридическое лицо Республики Казахстан – юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.


3. По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются преференции по налогам (далее – инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта).




Отсутствует

5. По специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций (далее – инвестиционные преференции для специального инвестиционного проекта) предоставляется освобождение от обложения:

      ввозными таможенными пошлинами;

      налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Статья 283. Понятие и виды инвестиционных преференций

1. Инвестиционными преференциями являются преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
1) юридическим лицам Республики Казахстан, реализующим инвестиционный проект;
2) лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект.

Отсутствует

...


3. Инвестиционные преференции по налогам предоставляются по решению уполномоченного органа по инвестициям на основании рассмотрения заявок на предоставление инвестиционных преференций по налогам в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

Решение уполномоченного органа по инвестициям по заявке принимается с учетом рассмотрения материалов, предоставленных к заявке в соответствии со статьей 292 настоящего Кодекса, а также заключения уполномоченного органа, к компетенции которого относится приоритетный вид деятельности, предусмотренный заявкой.

3-1. Инвестиционные преференции предоставляются исключительно по одному из инвестиционных контрактов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

5. Не допускается полное освобождение лиц, заключивших инвестиционные контракты, от исполнения налогового обязательства по осуществляемой деятельности в рамках условий инвестиционных контрактов.



Статья 295-2. Соглашение об инвестициях

Отсутствует

Статья 283-1. Соглашение об инвестициях

...

7. Соглашение об инвестициях предусматривает предоставление инвестиционных преференций в виде:
1) преференций по налогам, предусмотренных статьей 283-4 настоящего Кодекса и Налоговым кодексом Республики Казахстан;
2) государственных натурных грантов;
3) права на привлечение иностранной рабочей силы.
Срок применения инвестиционных преференций по налогам в рамках соглашения об инвестициях предусматривается в зависимости от стоимости проекта и вида осуществляемой деятельности по категориям инвестирования, но не более десяти лет в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности, уполномоченным органом в области налоговой политики и государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Статья 295-3. Соглашение об инвестиционных обязательствах

...

Отсутствует


Статья 283-2. Соглашение об инвестиционных обязательствах

...

5. Юридическим лицам, заключившим соглашение об инвестиционных обязательствах в соответствии со статьей 295-2 настоящего Кодекса, гарантируется стабильность налогового законодательства Республики Казахстан в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан сроком на десять лет.

 Отсутствует

Статья 283-3. Упрощенный инвестиционный контракт

1. Упрощенный инвестиционный контракт предусматривает предоставление инвестиционных преференций в виде:
1) государственных натурных грантов;
2) освобождения от обложения таможенными пошлинами.

Инвестиционный проект в рамках упрощенного инвестиционного контракта осуществляется по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

Статья 290. Преференции по налогам

1. Преференции по налогам предоставляются юридическим лицам Республики Казахстан в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

2. Виды преференций по налогам:
1) для инвестиционных приоритетных проектов:
уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов;
применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
исчисление налога на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе;


2) для инвестиционных проектов, за исключением инвестиционных приоритетных проектов, – освобождение от налога на добавленную стоимость импорта сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта;

3) для специальных инвестиционных проектов – освобождение импорта сырья и (или) материалов в рамках специального инвестиционного контракта от налога на добавленную стоимость в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.


Статья 289. Гарантии стабильности при изменении законодательства Республики Казахстан

3. Юридическим лицам, заключившим соглашение об инвестиционных обязательствах в соответствии со статьей 295-3 настоящего Кодекса, гарантируется стабильность налогового законодательства Республики Казахстан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) сроком на десять лет.

Отсутствует







3. Инвестиционным контрактом устанавливается срок действия каждого вида преференций по налогам, но не более предельного срока их применения, определенного в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

4. Применение преференций по налогам аннулируется в случае досрочного прекращения действия инвестиционного контракта в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 289. Гарантии стабильности при изменении законодательства Республики Казахстан

1. Юридическим лицам, реализующим инвестиционные приоритетные проекты, соответствующие пункту 5 статьи 286 настоящего Кодекса, или реализующим инвестиционные стратегические проекты по инвестиционным контрактам, заключенным до 1 января 2015 года, или реализующим инвестиционный проект в рамках соглашения об инвестициях, гарантируется стабильность при изменении:
1) налогового законодательства Республики Казахстан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
2) законодательства Республики Казахстан о миграции населения в сфере привлечения иностранной рабочей силы.

Исключения из части первой настоящего пункта составляют случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 295-2 настоящего Кодекса.
 

    


2. Применение гарантии стабильности законодательства Республики Казахстан аннулируется в случае досрочного прекращения действия инвестиционного контракта в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 283-4. Преференции по налогам

1. Преференции по налогам предоставляются юридическим лицам Республики Казахстан в порядке и на условиях, которые предусмотрены Налоговым кодексом Республики Казахстан.

2. Виды преференций по налогам:
1) для соглашения об инвестициях:
уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов;
применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
исчисление налога на имущество по ставке 0 процентов к налоговой базе;
стабильность размера коэффициента, ставок и размера уменьшения налогов, предусмотренных настоящим подпунктом, на период с даты заключения контракта до даты окончания сроков преференций по налогам в рамках инвестиционного проекта;


Отсутствует




Отсутствует





2) для соглашения об инвестиционных обязательствах – стабильность налогового законодательства Республики Казахстан в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан согласно условиям соглашения.


3. Преференции по налогам предоставляются на основании одного из контрактов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Преференции по налогам предоставляются по итогам рассмотрения рабочих программ по проектам, если преобладающим результатом осуществления проекта является следующее:
1) на основании соглашения об инвестициях – если предусмотрено введение в действие нового или реконструированного недвижимого имущества, признанного долгосрочным активом;
2) на основании соглашения об инвестиционных обязательствах – если контрактом предусматриваются приобретение, производство, строительство новых долгосрочных активов либо их капитальная реконструкция в размере не менее семидесяти пяти миллионно кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете.

4. Инвестиционным контрактом устанавливается срок действия каждого вида преференций по налогам, но не более предельного срока их применения, определенного в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

5. Применение преференций по налогам аннулируется в случае досрочного прекращения действия инвестиционного контракта в порядке, установленном настоящим Кодексом.



6. Юридическим лицам, реализующим инвестиционные приоритетные проекты, заключенные до 1 января 2025 года, или реализующим инвестиционные стратегические проекты по инвестиционным контрактам, заключенным до 1 января 2015 года, гарантируется стабильность при изменении налогового законодательства Республики Казахстан в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан.






7. Гарантия стабильности по преференциям по налогам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, предусматривается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Применение гарантии стабильности законодательства Республики Казахстан аннулируется в случае досрочного прекращения действия инвестиционного контракта в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 293. Сроки рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций

1. Заявка на предоставление инвестиционных преференций подается для рассмотрения в уполномоченный орган по инвестициям, который в соответствии с требованиями, установленными статьями 285 и 286 настоящего Кодекса, принимает решение в течение двадцати рабочих дней с даты регистрации заявки.

Порядок рассмотрения заявки на предоставление инвестиционной преференции в виде инвестиционной субсидии определяется правилами предоставления инвестиционной субсидии.

3. Положения настоящей статьи не распространяются на заявки на предоставление инвестиционных преференций для специального инвестиционного проекта.

 

Статья 293. Сроки рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций в рамках упрощенного инвестиционного контракта

1. Заявка на предоставление инвестиционных преференций подается для рассмотрения в уполномоченный орган по инвестициям, который в соответствии с требованиями, установленными статьей 285 настоящего Кодекса, выносит решение в течение шестидесяти рабочих дней с даты регистрации заявки.

Отсутствует


...

Отсутствует


Отсутствует

Статья 296-3. Оценка эффективности предоставляемых инвестиционных преференций

1. Оценка эффективности предоставляемых инвестиционных преференций осуществляется для проведения анализа эффективности предоставляемых инвестиционных преференций на социально-экономическое развитие.

2. Оценка эффективности предоставляемых инвестиционных преференций осуществляется уполномоченным органом в сфере политики по привлечению инвестиций в порядке, им определяемом.

Ограничение на выезд из РК при наличии налоговой задолженности

В рамках изменений в Гражданском кодексе РК вводится новое полномочие для налоговых органов.

С 1 июля 2026 года налоговый орган может выносить постановление о временном ограничении на выезд из РК при наличии определенных оснований, например, налоговой задолженности

Данная мера может применяться к:

  • первому руководителю юридического лица (или к его заместителю);
  • индивидуальному предпринимателю;
  • лицу, занимающейся частной практикой.


Редакция 2025 года

Редакция 2026 года

Отсутствует

Статья 252-1. Санкционирование постановления налогового органа

1. В установленных законом случаях налоговый орган выносит постановление о временном ограничении на выезд из Республики Казахстан первого руководителя (лица, его замещающего) юридического лица, структурного подразделения юридического лица, индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой, о приостановлении, об отмене такого ограничения, подлежащее санкционированию судом.
В постановлении должны быть изложены мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в принятии санкционируемых действий.

2. Постановление, подлежащее санкционированию судом, представляется налоговым органом в суд по месту нахождения юридического лица, структурного подразделения юридического лица, индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой.
К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность принятия санкционируемых действий.

3. Постановление налогового органа должно быть рассмотрено судом в течение трех рабочих дней с момента поступления материалов для санкционирования.

4. Рассмотрев постановление налогового органа и приложенные к нему материалы, суд дает санкцию на временное ограничение на выезд из Республики Казахстан первого руководителя (лица, его замещающего) юридического лица, структурного подразделения юридического лица, индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой, приостановление или отмену такого ограничения либо отказывает в даче санкции.
Дача санкции осуществляется путем проставления на постановлении налогового органа штампа суда «Санкционирую», заверяемого подписью судьи. В случае отказа в даче санкции судья выносит определение об отказе в даче санкции.
Дача санкции на постановление налогового органа, представленное в форме электронного документа, осуществляется судом путем удостоверения посредством электронной цифровой подписи судьи. В случае отказа в даче санкции судья выносит мотивированное определение об отказе в даче санкции в форме электронного документа.

5. Постановление налогового органа, санкционированное судом, может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об административном судопроизводстве.
На определение суда об отказе в даче санкции на постановление может быть подана частная жалоба, принесено ходатайство прокурором в суд апелляционной инстанции, решение которого является окончательным.

Освобождение от бухгалтерского учета для ИП

В закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» внесено уточнение по условиям освобождения индивидуальных предпринимателей от ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Основное изменение:

  • Освобождение возможно только при одновременном соблюдении двух условий:

    • применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации;

    • годовой доход не превышает 135 000-кратного месячного расчетного показателя (583 875 000 тенге (МРП в 2026 году 4 325 тенге)).

 Редакция 2025 года  Редакция 2026 года

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

2. Индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса;

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

2. Индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, и доход за календарный год у которых не превышает 135000 кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

Таким образом, с 2026 года, поскольку порог дохода для применения СНР на основе упрощенной декларации составляет 600 000 МРП (2 595 000 000 тенге (МРП в 2026 году 4 325 тенге)) за год, ИП, применяющие СНР на основе упрощенной декларации, с доходом до 135 000 МРП (583 875 000 тенге (МРП в 2026 году 4 325 тенге)) могут не вести бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности , а с доходом свыше 135 000 МРП (583 875 000 тенге (МРП в 2026 году 4 325 тенге)) обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность.

Национальный каталог товаров и регулирование торговли

В закон «О регулировании торговой деятельности» с 2026 года включены следующие нововведения.

Установлены новые требования и обязанности:

  • товары должны быть классифицированы согласно общему классификатору товаров, работ и услуг, а также иметь унифицированное название и код из НКТ.
  • производители и импортеры обязаны регистрировать товары в Национальном каталоге до начала их продажи.
  • розничная и оптовая торговля возможна только при наличии сведений о товаре в каталоге.

Введены новые понятия:

  • идентификационный код — уникальная последовательность символов, представленная в виде штрихового кода, содержащаяся в Национальном каталоге товаров.
  • уточнено определение самого Национального каталога товаров (НКТ) как объекта информатизации и национального регистра данных о товарах.

Расширены функции Единого оператора маркировки:

  • регистрация и актуализация сведений о товарах;
  • предоставление услуг по проверке идентификационного кода и выдаче кодов через контрольно-кассовые машины.


Редакция 2025 года

Редакция 2026 года

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Отсутствует

 

45) Национальный каталог товаров – информационный ресурс, разработанный Единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров, содержащий единую номенклатуру продукции и обязательный к использованию в качестве справочника товаров при осуществлении процессов маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Казахстан, включающий характеристики товаров, коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и иные значения;

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

30-1) идентификационный код – уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода, присваиваемая видам товаров и содержащаяся в Национальном каталоге товаров в целях его однозначной идентификации в торговой деятельности;

45) Национальный каталог товаров – объект информатизации «электронного правительства», являющийся национальным регистром данных о товарах, а также единым источником номенклатуры товаров и обязательный к использованию в качестве справочника товаров в торговой деятельности;

Статья 7-4. Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров

 1. К компетенции Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров относятся:

5) разработка, ведение и актуализация Национального каталога товаров;

Отсутствует

Статья 7-4. Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров

 1. К компетенции Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров относятся:

5) регистрация товаров в Национальном каталоге товаров и актуализация сведений о них;

5-1) оказание услуг по использованию операторами фискальных данных Национального каталога товаров для осуществления их функций, в том числе для проверки идентификационного кода и доступа к регистрации товаров в Национальном каталоге товаров через контрольно-кассовые машины, а также выдача идентификационного кода товара;

Статья 31. Требования к субъектам внутренней торговли

1. Субъекты внутренней торговли при осуществлении своей деятельности обязаны:

Отсутствует

Отсутствует

Статья 31. Требования к субъектам внутренней торговли

1. Субъекты внутренней торговли при осуществлении своей деятельности обязаны:

...

9-1) при производстве или импорте товаров регистрировать их в Национальном каталоге товаров до осуществления продажи;

9-2) при розничной и оптовой торговле осуществлять продажу товаров только при наличии сведений о товарах в Национальном каталоге товаров;

 

Статья 32. Требования к товарам

Отсутствует

Статья 32. Требования к товарам

4. Товары должны быть классифицированы согласно общему классификатору товаров, работ и услуг и иметь унифицированное наименование и идентификационный код согласно Национальному каталогу товаров.

Изменения в Социальном Кодексе РК с 2026 года

В Социальный кодекс РК внесены изменения по исчислению социальных платежей для самозанятых, по определению объекта исчисления социальных отчислений по ГПХ и по доходам работников, а также изменения в порядке приостановления расходных операций, в случае задолженности.

Социальные платежи для самозанятых

Физические лица, применяющие СНР для самозанятых являются плательщиками СО, также указанные лица признаются агентом по уплате ОПВ, ОПВР, ОППВ и ДПВ.

Самозанятые уплачивают социальные платежи в размере 4 %:

  • СО – 1 % от дохода за месяц (не выше 7 МЗП и порога по СНР);
  • ОПВ – 1 % от дохода за месяц (не выше порога по СНР);
  • ОПВР – 1 % от дохода за месяц (не выше порога по СНР);
  • ВОСМС в соответствии с ЗРК Об ОСМС (1 % от дохода).

При этом самозанятые освобождены от уплаты ИПН.

В случае платформенной занятости, оператор интернет- платформ производит удержание и перечисление СО, ОПВ, ОПВР, ВОСМС и ИПН за самозанятого.

Редакция 2025 годаРедакция 2026 года
 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

18) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в том числе налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан, осуществляющие уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).



В качестве плательщика социальных отчислений признаются местные исполнительные органы или иные юридические лица при выплате материальной выгоды индивидуальным помощникам в соответствии с абзацем девятым подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), а также оператор интернет-платформы, определенный подпунктом 1) пункта 2 статьи 102 настоящего Кодекса, уплачивающий социальные отчисления за лиц, указанных в подпункте 7) части первой статьи 243 настоящего Кодекса;



119) агент по уплате обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов (далее – агент) – физическое или юридическое лицо, включая иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие, удерживающие (начисляющие) и перечисляющие обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, обязательные профессиональные пенсионные взносы, добровольные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
      



Отсутствует




Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

18) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим для самозанятых, предусмотренный Налоговым кодексом Республики Казахстан, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в том числе налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан, осуществляющие уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

В качестве плательщика социальных отчислений признаются местные исполнительные органы или иные юридические лица при выплате материальной выгоды индивидуальным помощникам, а также оператор интернет-платформы, определенный подпунктом 1) пункта 2 статьи 102 настоящего Кодекса, уплачивающий социальные отчисления за лиц, указанных в подпункте 8) части первой статьи 243 настоящего Кодекса.





119) агент по уплате обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов (далее – агент) – физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим для самозанятых, предусмотренный Налоговым кодексом Республики Казахстан, физическое или юридическое лицо, включая иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие, удерживающие (начисляющие) и перечисляющие обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, обязательные профессиональные пенсионные взносы, добровольные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
      
    
В качестве агента по уплате обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя за лиц, указанных в статье 102-1 настоящего Кодекса, рассматривается оператор интернет-платформы, определенный подпунктом 1) пункта 2 статьи 102 настоящего Кодекса.

 

Отсутствует

 

Статья 101-1. Социальное обеспечение лиц, применяющих специальный налоговый режим для самозанятых

1. Лицами, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых, признаются физические лица, соответствующие условиям, предусмотренным Налоговым кодексом Республики Казахстан.

2. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим для самозанятых, за исключением указанных в статье 102-1 настоящего Кодекса, производят уплату обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя и социальных отчислений в соответствии с настоящим Кодексом, взносов на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» с полученных ими доходов.

3. Ставка социальных отчислений, подлежащих уплате физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых, устанавливается в размере одного процента от объекта исчисления социальных отчислений.
Объектом исчисления социальных отчислений для физических лиц, применяющих специальный налоговый режим для самозанятых, является доход, полученный ими за отчетный месяц осуществления деятельности в рамках данного режима.
При этом доход, принимаемый для исчисления социальных отчислений, в месяц не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, и порог, установленный для применения специального налогового режима для самозанятых Налоговым кодексом Республики Казахстан.

4. Ставка обязательных пенсионных взносов, подлежащих уплате физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых установлена в размере одного процента от дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов.
Под доходом, принимаемым для исчисления обязательных пенсионных взносов, понимается доход, полученный за отчетный месяц осуществления деятельности в рамках данного режима.
При этом доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, в месяц не должен превышать порог, установленный для применения специального налогового режима для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

5. Ставка обязательных пенсионных взносов работодателя, подлежащих уплате физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых, установлена в размере одного процента от дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя.
Под доходом, принимаемым для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя, понимается доход физических лиц, применяющих специальный налоговый режим для самозанятых, полученный ими за отчетный месяц осуществления деятельности в рамках данного режима.
При этом доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя, в месяц не должен превышать порог, установленный для применения специального налогового режима для самозанятых Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Статья 102-1. Социальное обеспечение лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости

1. Оператор производит удержание обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в соответствии с настоящим Кодексом, взносов на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» и индивидуального подоходного налога в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) с доходов исполнителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, и перечисление удержанных сумм.



2. Ставка социальных отчислений, подлежащих уплате Оператором за исполнителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, определяется по выбору самого исполнителя в размере одного процента от объекта исчисления социальных отчислений или в размере, определенном пунктом 1 статьи 244 настоящего Кодекса.


Объектом исчисления социальных отчислений для исполнителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, является доход, полученный ими за оказанные услуги или выполненные работы.




При этом доход, принимаемый для исчисления социальных отчислений, в месяц не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.



3. Ставка обязательных пенсионных взносов, подлежащих уплате Оператором за исполнителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, определяется по выбору самого исполнителя в размере одного процента от дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов, или в размере, определенном подпунктом 2) пункта 1 статьи 249 настоящего Кодекса.

Под доходом, принимаемым для исчисления обязательных пенсионных взносов, понимается доход, полученный исполнителями, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, за оказанные услуги или выполненные работы.



При этом доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, в месяц не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.




Отсутствует











4. Порядок определения исполнителем ставок социальных отчислений и обязательных пенсионных взносов в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, взносов на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», а также удержания и перечисления Оператором индивидуального подоходного налога, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование, указанных в настоящей статье, определяет уполномоченный государственный орган по согласованию с уполномоченными органами, осуществляющими руководство в области здравоохранения, сферах обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, информатизации, и Национальным Банком Республики Казахстан.

Статья 102-1. Социальное обеспечение физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости

1. Оператор производит удержание и перечисление удержанных сумм обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя и социальных отчислений в соответствии с настоящим Кодексом, взносов на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» и индивидуального подоходного налога в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан с доходов исполнителей, являющихся физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан и осуществляющими деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости.

2. Ставка социальных отчислений, подлежащих уплате Оператором за исполнителей, являющихся физическими лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, устанавливается в размере одного процента от объекта исчисления социальных отчислений.

Объектом исчисления социальных отчислений для исполнителей, являющихся физическими лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, является доход, полученный ими за отчетный месяц от осуществления деятельности по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости в рамках данного режима.

При этом доход, принимаемый для исчисления социальных отчислений, в месяц не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, и порог, установленный для применения специального налогового режима для самозанятых Налоговым кодексом Республики Казахстан.

3. Ставка обязательных пенсионных взносов, подлежащих уплате Оператором за исполнителей, являющихся физическими лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, устанавливается в размере одного процента от дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов.
Под доходом, принимаемым для исчисления обязательных пенсионных взносов, понимается доход, полученный исполнителями, являющимися физическими лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, за отчетный месяц от осуществления деятельности по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, в рамках данного режима.
При этом доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, в месяц не должен превышать порог, установленный для применения специального налогового режима для самозанятых Налоговым кодексом Республики Казахстан.

4. Ставка обязательных пенсионных взносов работодателя, подлежащих уплате Оператором за исполнителей, являющихся физическими лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, устанавливается в размере одного процента от дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя.
Под доходом, принимаемым для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя, понимается доход, полученный исполнителями, являющимися физическими лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, применяющими специальный налоговый режим для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, за отчетный месяц от осуществления деятельности по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, в рамках данного режима.
При этом доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя, в месяц не должен превышать порог, установленный для применения специального налогового режима для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

5. Порядок удержания и перечисления Оператором индивидуального подоходного налога, обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, социальных отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование, указанных в настоящей статье, определяет уполномоченный государственный орган по согласованию с уполномоченными органами, осуществляющими руководство в области здравоохранения, сферах обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, информатизации, и Национальным Банком Республики Казахстан.

Порядок определения объекта исчисления социальных отчислений

При исчислении СО по договорам ГПХ с 01.01.2026 снимается ограничение по минимальному размеру объекта обложения, применяется только верхний предел в размере 7 МЗП от одного налогового агента.

Социальные отчисления не уплачиваются с доходов, не являющихся доходом физического лица в рамках Налогового кодекса РК (без исключений), при этом норма не распространяется на единый платеж и доходы лиц, работающих в рамках СНР для самозанятых.

Редакция 2025 годаРедакция 2026 года

Статья 245. Объект исчисления социальных отчислений

1. Объектом исчисления социальных отчислений для работников и лиц, указанных в подпункте 1) статьи 243 настоящего Кодекса, являются расходы работодателя, выплачиваемые им в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления.








В расходы работодателя включается денежное содержание военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, органов гражданской защиты.

При этом ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В случае если объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика за календарный месяц составляет менее минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

Положение части четвертой настоящего пункта не распространяется на лиц, указанных в подпункте 7) части первой статьи 243 настоящего Кодекса.

3. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, указанных в подпункте 4) статьи 243 настоящего Кодекса, является 

сумма дохода, получаемого по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в Фонд, с учетом ограничений, установленных пунктом 1 настоящей статьи.












5. Объектом исчисления единого платежа является доход работника, определенный статьей 776-2 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

6. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, указанных в подпункте 6) статьи 243 настоящего Кодекса, является материальная выгода, выплачиваемая им местными исполнительными органами и иными юридическими лицами в соответствии с абзацем девятым подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

7. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов:
1) установленных пунктом 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) и в абзаце девятом подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
2) установленных пунктом 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 21) и 50) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
3) установленных подпунктом 1) пункта 3 статьи 484 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Действие настоящего пункта не распространяется на доходы работников, с которых исчисляется единый платеж в соответствии с главой 89-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), а также на доходы лиц, указанных в подпункте 7) части первой статьи 243 настоящего Кодекса.

 

Статья 245. Объект исчисления социальных отчислений

1. Объектом исчисления социальных отчислений для работников и лиц, указанных в подпункте 1) части первой статьи 243 настоящего Кодекса, являются расходы работодателя в виде:

дохода работника, подлежащего налогообложению у источника выплаты, начисленного за налоговый период, 

минус

обязательные пенсионные взносы за налоговый период
минус

доход, на который уменьшается доход, подлежащий налогообложению у источника выплаты, предусмотренный пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса Республики Казахстан, за исключением доходов, указанных в подпунктах 1), 2), 3) и 7) статьи 429 Налогового кодекса Республики Казахстан, за налоговый период.

В расходы работодателя включается денежное содержание военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов.

При этом ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В случае если объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика за календарный месяц составляет менее минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

Положение части четвертой настоящего пункта не распространяется на лиц, указанных в подпунктах 7) и 8) части первой статьи 243 настоящего Кодекса.

3. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, указанных в подпункте 4) части первой статьи 243 настоящего Кодекса, является:

сумма дохода физического лица по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), подлежащего налогообложению у источника выплаты, начисленного за налоговый период

минус

обязательные пенсионные взносы за налоговый период

минус

доход, на который уменьшается доход, подлежащий налогообложению у источника выплаты, предусмотренный пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса Республики Казахстан, за налоговый период.

При этом ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Удержанные из доходов лиц, указанных в подпункте 4) части первой статьи 243 настоящего Кодекса, социальные отчисления перечисляются плательщиками в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом.

5. Объектом исчисления единого платежа является доход работника, определенный статьей 821 Налогового кодекса Республики Казахстан.


...

6. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, указанных в подпункте 6) части первой статьи 243 настоящего Кодекса, является доход, выплачиваемый им местными исполнительными органами и иными юридическими лицами.


7. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, которые в целях налогообложения не рассматриваются в качестве дохода физического лица, за исключением дохода индивидуального помощника, оказывающего социальные услуги лицу с инвалидностью первой группы, имеющему затруднение в передвижении.











Действие настоящего пункта не распространяется на доходы работников, с которых исчисляется единый платеж в соответствии с главой 94 Налогового кодекса Республики Казахстан, а также на доходы лиц, указанных в статьях 101-1 и 102-1 настоящего Кодекса.


Обратите внимание!

Ранее СО не уплачивались с доходов:

  • 1) установленных пунктом 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) и в абзаце девятом подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
  • 2) установленных пунктом 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 21) и 50) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
  • 3) установленных подпунктом 1) пункта 3 статьи 484 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
В новой редакции не учтены:

  • исключение доходов , указанных в подпунктах 3), 4) пункта 2 статьи 319 НК РК;
  • исключение доходов, указанных в подпунктах 12), 14), абзаце шестом подпункта 17) пункта 1 статьи 341 НК РК.
Порталом PRO1C заданы соответствующие вопросы в уполномоченный орган, новость будет актуализирована по мере поступления разъяснений, поэтому не забудьте добавить ее в Актуальное, чтобы не пропустить изменений.

Порядок приостановления расходных операций, в случае непогашения задолженности по соц. платежам

С 2026 года при непогашении задолженности по социальным платежам в сумме, превышающей 6 МРП (25 950 тенге (МРП в 2026 году 4 325 тенге)), производится приостановление расходных операций по истечении десяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления:

  • по банковским счетам - только в пределах суммы задолженности;
  • по кассе  - по всем расходным операциям, кроме операций по уплате и сдаче наличных денег в банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, для последующего их перечисления в счет уплаты социальных платежей.

Редакция 2025 года

Редакция 2026 года

Статья 256. Ответственность плательщика за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, агента за несвоевременное удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов

2. Орган государственных доходов не позднее пяти рабочих дней со дня образования задолженности по социальным отчислениям у плательщика, по обязательным пенсионным взносам, обязательным пенсионным взносам работодателя, обязательным профессиональным пенсионным взносам у агента, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого или среднего уровня риска, направляет плательщику или агенту уведомление о сумме задолженности.

Форма уведомления утверждается уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.

3. В случае непогашения задолженности по социальным отчислениям, обязательным пенсионным взносам, обязательным пенсионным взносам работодателя, обязательным профессиональным пенсионным взносам орган государственных доходов приостанавливает расходные операции по банковским счетам и кассе плательщика или агента:

отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого уровня риска, – по истечении одного рабочего дня со дня вручения ему уведомления;

отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории среднего уровня риска, – по истечении десяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления.




...

Статья 256. Ответственность плательщика за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, агента за несвоевременное удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов

2. Орган государственных доходов не позднее пяти рабочих дней со дня образования задолженности по социальным отчислениям у плательщика, по обязательным пенсионным взносам, обязательным пенсионным взносам работодателя, обязательным профессиональным пенсионным взносам у агента направляет плательщику или агенту уведомление о сумме задолженности в размере более 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.




3. При непогашении задолженности по социальным отчислениям, обязательным пенсионным взносам, обязательным пенсионным взносам работодателя, обязательным профессиональным пенсионным взносам орган государственных доходов производит приостановление расходных операций плательщика или агента:

по банковским счетам – в пределах суммы задолженности по социальным отчислениям, обязательным пенсионным взносам, обязательным пенсионным взносам работодателя, обязательным профессиональным пенсионным взносам;

по кассе – по всем расходным операциям наличных денег в кассе, кроме операций по уплате и сдаче наличных денег в банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, для последующего их перечисления в счет уплаты социальных отчислений, обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, пеней, начисленных за их несвоевременную уплату по истечении десяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления.

...

Изменения в Законе об ОСМС с 2026 года

В Законе «Об обязательном социальном медицинском страховании» произошли изменения связанные с исчислением ВОСМС для самозанятых, с определением объекта исчисления взносов и отчислений, а также с порядком приостановления расходных операций, в случае непогашения задолженности по взносам и отчислениям ОСМС.

ВОСМС для самозанятых

Физические лица, применяющие СНР для самозанятых являются плательщиками взносов ОСМС.

В случае осуществления самозанятым деятельности с с использованием интернет-платформ, удержание и перечисление взносов осуществляется оператором интернет-платформы.

Для самозанятых ставка ВОСМС определена в размере 1 % от объекта исчисления.

Редакция 2025 годаРедакция 2026 года
 

Статья 14. Плательщики

2. Плательщиками взносов являются:

2-1) лица, являющиеся работниками субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы и осуществляющих уплату взносов в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

3-1) индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и являющиеся исполнителями в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан

...

4-2. Исчисление (удержание) и перечисление взносов индивидуальных помощников осуществляются местными исполнительными органами или иными юридическими лицами при выплате им материальной выгоды в соответствии с абзацем девятым подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

4-3. Удержание и перечисление взносов за индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения и являющихся исполнителями, осуществляются оператором интернет-платформы, определенным Социальным кодексом Республики Казахстан.

...

 

Статья 14. Плательщики

2. Плательщиками взносов являются:

2-1) лица, являющиеся работниками субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы и осуществляющих уплату взносов в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 820 Налогового кодекса Республики Казахстан.


3-1) физические лица, применяющие специальный налоговый режим для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.



4-2. Исчисление (удержание) и перечисление взносов индивидуальных помощников осуществляются местными исполнительными органами или иными юридическими лицами при выплате им дохода.


4-3. Удержание и перечисление взносов за физических лиц, применяющих специальный налоговый режим для самозанятых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан и являющихся исполнителями в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан, осуществляются оператором интернет-платформы, определенным Социальным кодексом Республики Казахстан.

 

Статья 28. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование

3. Взносы индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, с 1 января 2020 года устанавливаются в размере пяти процентов от объекта исчисления взносов, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.

Взносы лиц, указанных в подпункте 3-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, определяются по их выбору в размере одного процента от объекта исчисления взносов или в размере, определенном частью первой настоящего пункта.

Объектом исчисления взносов лиц, указанных в подпункте 3-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, являются их доходы, исчисленные в соответствии со статьей 29 настоящего Закона и полученные за оказанные услуги или выполненные работы с использованием интернет-платформ в соответствии со статьей 102 Социального кодекса Республики Казахстан.


Статья 28. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование

3. Взносы индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, с 1 января 2020 года устанавливаются в размере пяти процентов от объекта исчисления взносов, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.

Взносы лиц, указанных в подпункте 3-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, определяются в размере одного процента от объекта исчислений взносов.


Объектом исчисления взносов лиц, указанных в подпункте 3-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, являются их доходы, исчисленные в соответствии со статьей 29 настоящего Закона и полученные ими за месяц осуществления деятельности в рамках применяемого режима.

Порядок определения объекта исчисления взносов и отчислений ОСМС

Объект для исчисления отчислений и взносов в 2026 году определяется следующим образом:

  • доходы работников (включая госслужащих), облагаемые у источника выплаты, за вычетом:
    • сумм, уменьшающих налогооблагаемый доход по статье 400 Налогового кодекса;
  • для доходов по договорам гражданско-правового характера, сумма дохода за минусом:
    • сумм, уменьшающих налогооблагаемый доход по статье 400 Налогового кодекса.
  • доходы индивидуальных помощников — выплаченные им суммы.
  • для самозанятых -  доходы за месяц, по деятельности в рамках СНР для самозанятых .

При этом, отчисления и взносы не удерживаются с выплат и доходов, которые не рассматриваются в качестве дохода физического лица в целях налогообложения.

Редакция 2025 года

Редакция 2026 года

Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов

1. Доходами работников, в том числе государственных и гражданских служащих, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, установленных пунктом 4 настоящей статьи.





Доходами персонала дипломатической службы, направленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан на работу в загранучреждение Республики Казахстан, в период пребывания на территории иностранного государства в связи с осуществлением профессиональной деятельности являются доходы, начисленные работодателем на территории Республики Казахстан в национальной валюте, за исключением доходов, установленных  пунктом 4 настоящей статьи.


2. Доходами физического лица по договорам гражданско-правового характера являются все начисленные доходы по данным договорам, за исключением доходов, установленных  пунктом 4 настоящей статьи.





2-1. Доходами индивидуальных помощников являются доходы, указанные в абзаце девятом  подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

2-2. Доходами лиц, указанных в подпункте 3-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, являются их доходы, полученные за оказанные услуги или выполненные работы с использованием интернет-платформ в соответствии со  статьей 102 Социального кодекса Республики Казахстан.

В случае, предусмотренном пунктом 4  статьи 686-2 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), уплата взносов в фонд осуществляется с каждого объекта исчисления.



 4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:

 1) доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

3) доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

4) выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

5) компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя - физического лица либо ликвидации работодателя - юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов

1. Объектом исчисления отчислений и (или) взносов для работников, в том числе государственных и гражданских служащих, является доход работника, подлежащий налогообложению у источника выплаты, начисленный за налоговый период, 

минус 

доход, на который уменьшается доход, подлежащий налогообложению у источника выплаты, предусмотренный пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса Республики Казахстан, за налоговый период.

Доходами персонала дипломатической службы, направленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан на работу в загранучреждение Республики Казахстан, в период пребывания на территории иностранного государства в связи с осуществлением профессиональной деятельности являются доходы, начисленные работодателем на территории Республики Казахстан в национальной валюте, за исключением доходов, установленных пунктом 4 настоящей статьи.

2. Объектом исчисления взносов для доходов физических лиц по договорам гражданско-правового характера является: 

сумма дохода физического лица по договору гражданско-правового характера, подлежащего налогообложению у источника выплаты, начисленного за налоговый период, 

минус 

доход, на который уменьшается доход, подлежащий налогообложению у источника выплаты, предусмотренный пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса Республики Казахстан, за налоговый период.

2-1. Доходами индивидуальных помощников являются выплачиваемые им доходы.


2-2. Доходами лиц, указанных в подпункте 3-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, являются их доходы, полученные за месяц осуществления деятельности в рамках применяемого режима.





4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются с выплат и доходов, которые в целях налогообложения не рассматриваются в качестве дохода физического лица.














Обратите внимание!

Ранее взносы и отчисления ОСМС не уплачивались с доходов:

  • 1) доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
  • 2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
  • 3) доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
  • 4) выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);
  • 5) компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя - физического лица либо ликвидации работодателя - юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.
В новой редакции не учтены:
  • доходы, указанные в п. 1 ст. 341 НК РК, за исключением пп. 10), 12) и 13);
  • доходы в пп. 10) ст. 654 НК РК;
  • выплаты за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);
  • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя - физического лица либо ликвидации работодателя - юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.
Порталом PRO1C заданы соответствующие вопросы в уполномоченный орган, новость будет актуализирована по мере поступления разъяснений, поэтому не забудьте добавить ее в Актуальное, чтобы не пропустить изменений.

Порядок приостановления расходных операций, в случае непогашения задолженности по взносам и отчислениям ОСМС

В 2026 году при непогашении задолженности размером более 6 МРП (25 950 тенге (МРП в 2026 году 4 325 тенге)) будет выставляться уведомление о приостановлении расходных операций:

  • по банковским счетам – в пределах суммы задолженности;
  • по кассе – по всем расходным операциям наличных денег в кассе, кроме операции по уплате и сдаче наличных денег в банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций;
  • приостановление расчетных операций будет производится по истечении десяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления.
Редакция 2025 годаРедакция 2026 года

Статья 31. Ответственность плательщика за несвоевременное перечисление отчислений и (или) взносов

...

2. Не позднее пяти рабочих дней со дня образования задолженности по отчислениям и (или) взносам у плательщика, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого или среднего уровня риска, орган государственных доходов направляет плательщику уведомление о сумме задолженности.


3. В случае непогашения задолженности по отчислениям и (или) взносам орган государственных доходов приостанавливает расходные операции по банковским счетам и кассе:

плательщика, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого уровня риска, – по истечении одного рабочего дня со дня вручения ему уведомления;

плательщика, отнесенного в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории среднего уровня риска, – по истечении десяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления.



8. Для целей настоящей статьи под плательщиком понимаются плательщики отчислений, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в подпункте 3-1)  пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, местные исполнительные органы или иные юридические лица при выплате материальной выгоды индивидуальным помощникам в соответствии с абзацем девятым  подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Статья 31. Ответственность плательщика за несвоевременное перечисление отчислений и (или) взносов

...

2. Не позднее пяти рабочих дней со дня образования задолженности по отчислениям и (или) взносам орган государственных доходов направляет плательщику уведомление о сумме задолженности в размере более 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года

3. В случае непогашения задолженности по отчислениям и (или) взносам орган государственных доходов приостанавливает расходные операции:

по банковским счетам – в пределах суммы задолженности;

по кассе – по всем расходным операциям наличных денег в кассе, кроме операции по уплате и сдаче наличных денег в банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, для последующего их перечисления в счет уплаты отчислений и (или) взносов, пеней, начисленных за их несвоевременную уплату, по истечении десяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления.

8. Для целей настоящей статьи под плательщиком понимаются плательщики отчислений, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, местные исполнительные органы или иные юридические лица при выплате дохода индивидуальным помощникам.



Нравится
1

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL

Нет комментариев