На сайте «Открытые НПА» размещена Концепция проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда», которой планируется внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов, в том числе в сфере труда.
Ознакомиться с полным текстом Концепции можно здесь.
Принятие Законопроекта направлено на совершенствование отдельных законодательных актов РК в социально-трудовой сфере и приведет к улучшению условий труда и социальной защищенности населения, а также к упрощению процедур, связанных с трудовыми отношениями путем применения информационных технологий.
Рассмотрим некоторые положения Концепции, связанные с регулированием взаимоотношений в сфере труда.
Исключение ограничения на работу по совместительству работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда
В ТК РК существует ограничение на работу по совместительству на работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, данный запрет создает препятствия работникам на осуществление дополнительной работы.
На практике этот запрет не соблюдается. Так, в системе здравоохранения врачебный персонал, средний, младший медицинский персонал, занятый во вредных условиях труда, из-за нехватки кадров осуществляет дополнительную работу на условиях совмещения. Подобная практика сложилась и в других отраслях.
С целью ухода от запрета во многих организациях используются другие формы выполнения дополнительной работы: расширение зоны обслуживания, работа на условиях совмещения, что представляет собой ущемление прав работников.
В этой связи предлагается исключить данное ограничение из трудового законодательства.
Расширение перечня документов, подтверждающих трудовую деятельность работника
Трудовым кодексом РК предусмотрен перечень документов, подтверждающих трудовую деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», лицо вправе в судебном порядке доказать юридический факт своей трудовой деятельности. Таким образом, соответствующий судебный акт, подтверждающий трудовую деятельность, фактически не рассматривается в качестве документа, подтверждающего трудовую деятельность.
Таким образом, в целях приведения в соответствие с указанной нормой предлагается расширить перечень документов, подтверждающих трудовую деятельность работника.
Предоставление режима неполного рабочего времени при уходе за больным членом семьи
В целях создания условий для более полной реализации трудовых и социальных прав граждан, предусматривается предоставить возможность работникам, осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, право на режим неполного рабочего времени.
Пеня за несвоевременную выплату заработной платы в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования
В целях усиления ответственности работодателей за несвоевременную выплату заработной платы предлагается по аналогии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», Кодексом Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», установить, что размер пени за период задержки выплаты заработной платы рассчитывается исходя из 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан на день исполнения обязательств по выплате заработной платы.
Внедрение электронной систематизации трудовых договоров и их консолидация в «единой информационной системе учета труда»
За последние два года государственными инспекторами труда выявлены многочисленные факты нарушений со стороны работодателей, нанимавших работников без заключения трудовых договоров в сфере строительства, торговли, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса.
Необходимо отметить, что наличие неформальных трудовых отношений приводит к комплексу негативных последствий:- отсутствие трудовых договоров увеличивает наступление социальных рисков и нарушение прав работников, выраженных в лишении гарантий в сфере труда, пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования;
- сложности при восстановлении утерянных трудовых книжек, что приводит к дополнительным затратам ресурсов.
В данном направлении оптимальным решением видится внедрение электронной систематизации трудовых договоров и их консолидация в «единой информационной системе учета труда».
В этой связи, Законопроектом вводится понятие «единая информационная система учета труда», под которым понимается аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации учета трудовых договоров и взаимодействия государственных органов и работодателей, что дает возможность заключить трудовой договор в электронной форме.
Для реализации единой информационной системы учета труда необходимо предусмотреть компетенции уполномоченного государственного органа по труду в частности по разработке и утверждению:
- порядка функционирования единой информационной системы учета труда;
- порядка регистрации трудового договора в единую информационную систему учета труда, формы заполнения трудового договора посредством электронного документа.
Кроме того, Законопроектом предлагается:
- закрепить обязанности работодателя на предоставление сведений в единую информационную систему учета труда по трудовому договору и о внесенных в него изменений и дополнений, а также его прекращения, а также другие сведения необходимые для заключения трудового договора с работниками и обязанности по регистрации трудовых договоров в единой информационной системе учета труда в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду;
- закрепить права работника на получение из единой информационной системы труда сведения о своей трудовой деятельности, о трудовом договоре и внесенных в него изменения и дополнений, а также другие сведения о своей трудовой деятельности. Все сведения о трудовой деятельности работника (сведения о прежних местах работы) будут сосредоточены в единой информационной системе учета труда, с предоставлением возможности получения сведений в режиме онлайн;
- предусмотреть ответственность работодателей за не предоставление сведений о постановке на учет заключенного трудового договора с работников в единой информационной системе учета труда.
- оптимизировать и систематизировать требования к работодателям, предусмотренные действующим трудовым законодательством;
- упростить процедуру подтверждение трудового стажа, квалификации работника, места работы;
- обеспечения сохранности данных и получения достоверной информации о работниках, включая трудовой стаж, место работы и квалификацию.
Другие изменения
Помимо вышеперечисленного, Концепция содержит положения, связанные со следующими моментами:
- Регулировка деятельности частных агентств занятости;
- Регулировка вопроса предоставления персонала в части прикомандированных работников;
- Расширение полномочий Правительства РК в части регулирования трудовых отношений по утверждению Этического кодекса гражданских служащих;
- Внесение в КоАП положений об ответственности за нарушение прав работников на равные условия труда;
- Расторжение трудового договора с работниками, вовлеченными в коммерческий подкуп;
- Применение мер дисциплинарного характера в отношении зачинщиков/инициаторов драк на рабочем месте;
- При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за квартал или иной более длительный период, но не более одного календарного года и многие другие.
Нет комментариев