Расчеты с поставщиками и подрядчиками

13.09.2016
  • 8846

Общие сведения

Для производственных и хозяйственных нужд в процессе деятельности предприятие приобретает различные товары, работы и услуги.

Для приобретения товарно-материальных ценностей предприятие заключает договора с поставщиками и подрядчиками на поставку товаров или выполнение работ, услуг, необходимых предприятию, и обязуется оплатить стоимость предоставленных товаров, работ, услуг согласно условиям договора.

Поставщик — это юридическое или физическое лицо, осуществляющее поставку товаров, работ, услуг на определенных условиях и за определенную плату покупателю (другому юридическому лицу).

Подрядчик — это физическое или юридическое лицо, обязующееся по договору (подряду) выполнить работы, услуги.

При заключении договора о поставке товаров, работ, услуг подрядчик или поставщик обязуется выполнить свои обязательства при условии своевременной оплаты предприятием-заказчиком (покупателем) за предоставленные товары, работы, услуги.

Отражение операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

При получении товаров, работ, услуг от поставщика или подрядчика в счет будущей оплаты, предприятие отражает на счетах учета дебиторскую задолженность на сумму выполненных работ, услуг или за поставленные товары.

Операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются на следующих счетах учета типового плана счетов:

  • 3310 - «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам»;
  • 4110 - «Долгосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам»;
  • 1610 - «Краткосрочные авансы выданные»;
  • 2910 - «Долгосрочные авансы выданные».

Основанием для оформления операций по счету 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам» могут являться следующие документы:

  • акт приема-сдачи выполненных работ, оказанных услуг, подписанные обеими сторонами договора и заверенные печатями организаций (при наличии печати);
  • счет-фактура, установленной законодательством формы;
  • счет на оплату;
  • товарно-транспортная накладная;
  • приходные ордера и т.д.

При покупке импортных товаров поставщик предоставляет следующие документы:

  • товарно-транспортную накладную;
  • счет-фактуру, утвержденную законодательством РК;
  • грузовую транспортную декларацию (ГТД), заполненную в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми документами и другие документы, подтверждающие операции по доставке и отгрузке товаров.

Акты сверки взаиморасчетов

В целях проверки точности сведений о произведенных расчетах с поставщиками и подрядчиками, предприятием составляются акты сверки взаиморасчетов за определенный период по согласованию сторон.

Акты сверки взаиморасчетов прилагаются к акту о проведении инвентаризации активов и обязательств. До начала проведения инвентаризации кредиторской задолженности формируется оборотно-сальдовая ведомость по счетам кредиторской задолженности.

Инвентаризация активов и обязательств проводится ежегодно в обязательном порядке и согласно внутренних актов предприятия. Обязательство ежегодной инвентаризации регламентируется пунктом 60 Правил ведения бухгалтерского учета от 31.03.2015 г. № 241.

В ходе инвентаризации кредиторской задолженности проверяются: соответствие сумм, числящихся на счетах учета кредиторской задолженности, достоверность и обоснованность первичных документов, расхождения или несоответствия сумм на счетах учета и т.д. Результаты проведения инвентаризации позволяют устранить неточности в оформлении документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками и скорректировать проведенные в учете операции.

  • (8846)
Нравится
(Нет голосов)

База знаний

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи

3 комментариев


  • 64x64
    Лариса Ажиева
    15.12.2017
    + рейтинг(0) количество(0)-

    Как оформить возврат поставщиком аванса в валюте?

    64x64
    Виктория Гусева
    15.12.2017
    + рейтинг(0) количество(0)-

    Возврат аванса поставщиком оформляется с помощью документа Платежное поручение (входящее). Могу предположить, что ваш вопрос касается проблемы курсовых разниц. Обычно счета авансов исключены из механизмов расчета курсовой разницы, поскольку являются немонетарными статьями (см. МСФО 21), но при возврате аванса операцию нужно рассматривать как монетарную (посольку она погашена деньгами) и, следовательно, выполнять переоценку и признавать курсовую разницу. В таком случае до ввода платежного поручения нужно переместить сумму задолженности поставщика на другой счет взаиморасчетов, отличный от счета-авансов. Тогда при проведении платежного поручения будет рассчитана и призана курсовая разница по операции.

  • 64x64
    Арай Касимова
    16.02.2018
    + рейтинг(0) количество(0)-

    Здравствуйте! Как составить акт выполненных работ от физического лица(не ИП)? Есть ли утвержденная форма?