Предприятия, оказывающие различные услуги, выполняющие какие-либо работы либо осуществляющие продажу товаров, ведут расчеты с покупателями и заказчиками.
Покупатель - юридическое или физическое лицо, приобретающее товары, работы или услуги за определенную плату у другого лица.
Заказчик - юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу - изготовителю товаров, работ и услуг, заинтересованное в надлежащем исполнении данного заказа и обязующееся оплатить стоимость заказа.
Расчеты с покупателями и заказчиками включают в себя: отражение операций на счетах бухгалтерского учета, оформление первичных документов, перечисление денежных средств и другие операции.
Операции взаиморасчетов с покупателями и заказчиками отражаются в учете на основании первичных документов. К первичным документам относятся, например: счета на оплату, накладные на отпуск материальных запасов, акты выполненных работ, услуг и другие документы, подтверждающие обоснованность взаиморасчетов.
В случае получения авансов в счет будущих поставок товаров, выполнения работ или услуг от покупателей и заказчиков у предприятия возникает обязательство перед покупателем, которое отражается на счете учета 3510 «Краткосрочные авансы полученные».
После отгрузки товаров, формируется проводка по дебету счета 3510 «Краткосрочные авансы полученные» и кредиту счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков», т.е. будет выполнено обязательство предприятия перед покупателем.
Если же период отгрузки товаров, работ, услуг не совпадает с периодом поступления оплаты от покупателей и заказчиков, то у предприятия возникает дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность - это задолженность по платежам (юридических лиц) или индивидуальных предпринимателей (физических лиц) за поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы перед другим лицом.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков возникает в случае, если:
На практике выделяют следующие виды дебиторской задолженности:
На предприятии может быть создан резерв для покрытия расходов по сомнительным или безнадежным обязательствам покупателей и заказчиков.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков отражается на следующих счетах учета:
Списание дебиторской задолженности происходит в период оплаты покупателем за ранее реализованные товары. При этом необходимо учитывать наличие аванса от покупателя, и в каком размере был перечислен аванс. С учетом ранее перечисленного аванса (при его наличии) происходит частичное либо полное погашение дебиторской задолженности.
Согласно пункту 60 Правил ведения бухгалтерского учета от 31.03.2015 года № 241, проведение инвентаризации активов и обязательств осуществляется не менее 1 раза в год. Одним из видов инвентаризации является инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, которая оформляется актом инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности ( приложение 35 к приказу Министра финансов РК от 20.12.2012 г. № 562), с приложением акта сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами, в произвольной форме.
В акте сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами отражаются обороты за указанный период по операциям проведения оплаты или реализации товаров, работ, слуг. На основании согласованного и подписанного представителями сторон акта сверки взаиморасчетов подтверждается наличие либо отсутствие дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.
Акт сверки взаиморасчетов с покупателями и заказчиками является инструментом контроля за состоянием дебиторской задолженности и позволяет отслеживать расхождения в учете.
2 комментариев
Светлана Медведева
12.11.2019Добрый день,
Ольга Мурзинцева
12.11.2019Добрый день!