Горизонтальный мониторинг в новом Налоговом кодексе 2026 года

19.11.2025
  • 240
  • ID: -

    Date: 21:11:2025

  • <неавторизован>

1. Общие положения

1.1. Минимальные требования по организации витрины данных

1.1.1. Функционал раскрытия показателей налоговой отчетности

1.1.2. Функционал по раскрытию информации о системе внутреннего контроля в сфере налогообложения

1.1.3. Функционал информационного взаимодействия между уполномоченным органом и налогоплательщиком

1.1.4. Функционал по размещению документов

1.1.5. Функционал по раскрытию нормативно-справочной информации

1.1.6. Функционал вспомогательных сервисов витрины данных

1.1.7. Требования к информационной безопасности витрины данных

1.1.8. Минимальные требования к раскрытию показателей налоговой отчетности

1.2. Требования к информации и отчетам по системе внутреннего контроля (СВК)

1.2.1. Перечень необходимых к представлению требований к информации и отчетам по системе внутреннего контроля в сфере налогообложения

1.2.2. Требование у информации о подразделениях, выполняющих функции управления рисками и внутреннего контроля в сфере налогообложения

1.2.3. Требование к информации об организационно - распорядительных документах, регламентирующих порядок функционирования системы внутреннего контроля

1.2.4. Требование к формированию перечня рисков налогоплательщика

1.2.5. Требование к формированию перечня контрольных процедур налогоплательщика

1.2.6. Требование к формированию матрицы рисков и контрольных процедур

1.2.7. Требование к формированию перечня выполняемых контрольных соотношений

1.2.8. Отчет о выполнении контрольных процедур

1.3. Регламент информационного взаимодействия

2. Участие в горизонтальном мониторинге

2.1. Кто может участвовать в мониторинге?

2.1.1. Правила заключения и расторжения соглашения о горизонтальном мониторинге

2.2. Условия участия в мониторинге

2.2.1. Правила подачи и рассмотрения заявления об участии в горизонтальном мониторинге

3. Порядок проведения горизонтального мониторинга

3.1. Сроки проведения мониторинга

3.2. Порядок проведения мониторинга

3.2.1. Порядок публикации пакета отчетности и направления запросов

3.2.2. Порядок представления информации и отчетов по системе внутреннего контроля в сфере налогообложения, а также о деятельности участника

3.2.3. Порядок рассмотрения выявленных расхождений по результатам камерального контроля

3.2.4. Результаты горизонтального мониторинга

3.2.4.1. Порядок направления рекомендаций по вопросам исполнения налогового обязательства

3.2.4.2. Порядок направления рекомендаций по улучшению системы внутреннего контроля в сфере налогообложения

3.2.4.3. Порядок оформления протокола разногласий

3.2.4.4. Порядок рассмотрения Консультативным советом рекомендаций по результатам горизонтального мониторинга

3.2.4.5. Порядок рассмотрения Консультативным советом вопроса о расторжении Соглашения

3.2.4.6. Порядок представления предварительного разъяснения

В 2026 году изменяется подход к горизонтальному мониторингу: будет определен порядок проведения, основные требования и регламент. Рассмотрим изменения подробно.

Налоговый мониторинг – сбор и анализ информации о деятельности отдельных категорий налогоплательщиков с целью контроля соблюдения налогового законодательства и законодательства о трансфертном ценообразовании ( ст. 143 НК РК).

Налоговый мониторинг подразделяется на:

  • мониторинг крупных налогоплательщиков:
    • осуществляется путем изучения информации и документов, представленных участником мониторинга, в том числе по требованию уполномоченного органа.
  • горизонтальный мониторинг (за исключением вопросов трансфертного ценообразования):
    • осуществляется путем информационного взаимодействия между уполномоченным органом и участником мониторинга.

Обратите внимание!

 В отношении участников горизонтального мониторинга, включенных в перечень участников мониторинга крупных налогоплательщиков, мониторинг крупных налогоплательщиков не осуществляется.

Общие положения

Горизонтальный мониторинг – вид налогового мониторинга, осуществляемый путем информационного взаимодействия уполномоченного органа с участником горизонтального мониторинга, который ( п. 1 ст. 146 НК РК):

  • основан на взаимном доверии;
  • направлен на минимизацию налоговых рисков;
  • заключается в изучении и анализе деятельности участника горизонтального мониторинга без вмешательства в его предпринимательскую деятельность и представлении рекомендаций по результатам горизонтального мониторинга:
    • по вопросам исполнения налогового обязательства;
    • по улучшению системы внутреннего контроля в сфере налогообложения;
  • предоставляет возможность получения участником горизонтального мониторинга предварительных разъяснений.

Информационное взаимодействие осуществляется посредством использования витрины данных ( п. 2 ст. 146 НК РК).

Что такое витрина данных?

Витрина данных – информационная система, посредством которой осуществляется расширенное информационное взаимодействие между уполномоченным органом и налогоплательщиком в рамках горизонтального мониторинга:

  • предназначена для обмена информацией и документами, раскрытия данных налоговой отчетности путем размещения информации и документов налогового, бухгалтерского и иных видов учетов, первичных документов, а также отчетов участника горизонтального мониторинга по системе внутреннего контроля в сфере налогообложения;
  • минимальные требования по организации витрины данных налогоплательщика для вступления в горизонтальный мониторинг утверждаются уполномоченным органом.
    Система внутреннего контроля в сфере налогообложения включает свод правил, политик и организационных мер, применяемых налогоплательщиком в его бизнес-процессах для обеспечения достоверности налогового, бухгалтерского, производственного и иных видов учетов в целях достижения корректности исчисления налогового обязательства:

    Порядок осуществления информационного взаимодействия устанавливается в регламенте информационного взаимодействия, являющегося неотъемлемой частью соглашения о горизонтальном мониторинге:

    • в регламенте информационного взаимодействия определяются также порядок и сроки предоставления уполномоченному органу удаленного доступа к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов.

    Участник горизонтального мониторинга обеспечивает информационное взаимодействие по следующим налогам и платежам в бюджет ( п. 3 ст. 146 НК РК):

    • КПН;
    • НДС;
    • ИПН;
    • социальный налог (СН);
    • налог на имущество (НИ);
    • специальные платежи и налоги недропользователей;
    • акциз.
    Обратите внимание!

    Указанный перечень налогов и платежей в бюджет не является исчерпывающим и может быть расширен в соглашении о горизонтальном мониторинге.

    Налоговый контроль по налогам и платежам в бюджет, по которым не осуществляется информационное взаимодействие, проводится в общеустановленном порядке ( п. 4 ст. 146 НК РК).

    Минимальные требования по организации витрины данных

    Приказом от 22 сентября 2025 года «О некоторых вопросах горизонтального мониторинга»  утверждены Минимальные требования по организации витрины данных налогоплательщика для вступления в горизонтальный мониторинг.

    Витрина данных реализуется в виде:

    • отдельной информационной системы на стороне налогоплательщика, интегрированной с учетными системами налогоплательщика;
    • надстройки и (или) дополнительного функционала к существующей учетной системе налогоплательщика.

      Витрина данных должна обеспечить возможность внесения следующих сведений о налогоплательщике:

      • полное и сокращенное наименование;
      • БИН;
      • местонахождение;
      • номер и дата свидетельства о его государственной регистрации (перерегистрации);
      • официальный сайт компании (при его наличии);
      • дата ввода в эксплуатацию витрины данных;
      • URL-адрес витрины данных;
      • список учетных систем, интегрированных с витриной данных.

      Витрина данных должна содержать следующие функционалы:

      • Публикация и раскрытие пакета отчетности по каждому налогу и платежу в бюджет по 4 (четырем) уровням раскрытия и их взаимосвязям.   
      • Раскрытие информации по системе внутреннего контроля в сфере налогообложения.
      • Обмен информацией и документами между Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и налогоплательщиком.
      • Размещение документов.
      • Нормативно-справочная информация.
      • Вспомогательные сервисы витрины данных.

      Функционал раскрытия показателей налоговой отчетности

      Предназначен для просмотра данных налогового, бухгалтерского и других видов учетов, раскрытия данных форм налоговых отчетностей до уровня первичных документов.

      Раскрытие показателей налоговой отчетности необходимо реализовать в соответствии со следующей структурой (уровнями) раскрытия:

      • Первый уровень раскрытия (уровень 1) - налоговая отчетность с приложениями;
      • Второй уровень раскрытия (уровень 2) - налоговые регистры (в том числе сводные налоговые регистры, аналитические налоговые регистры (при наличии));
      • Третий уровень раскрытия (уровень 3) - регистры бухгалтерского учета и (или) отчеты, формируемые в учетной системе налогоплательщика;
      • Четвертый уровень раскрытия (уровень 4) - первичные документы (электронные образы документов, в том числе сканированные и (или) машиночитаемые копии оригиналов (первичных) документов).
      Витрина данных должна обеспечивать формирование сводной налоговой отчетности, содержащей показатели и сведения очередных форм налоговых отчетностей с представленными к ним дополнительными, в том числе дополнительными по уведомлению формами налоговых отчетностей.

      При раскрытии показателей налоговой отчетности по четырем уровням витрина данных должна обеспечивать выполнение автоматических контрольных соотношений для обеспечения контроля полноты и корректности раскрытия данных на всех уровнях, включая сопоставление межстрочных и межформенных контрольных соотношений, а также контрольных соотношений между пакетами отчетности и данных налогового и бухгалтерского учета.

      Результаты выполнения автоматических контрольных соотношений должны быть сформированы в виде отчета (протокола) о выполнении автоматических контрольных соотношений с возможностью предоставления налогоплательщиком пояснений к ним.

      Раскрытие (представление) показателей налоговой отчетности и их взаимосвязей в витрине данных должно осуществляться путем декомпозиции данных «сверху-вниз» в рамках функционала по раскрытию показателей налоговой отчетности.

      Также витрина данных должна содержать функционал, который показывает, в какие показатели налоговых отчетностей включен выбранный документ. Такой функционал должен работать по принципу «снизу-верх» и показывать путь от  конкретного документа во все показатели формы налоговых отчетностей, в которых содержится данных документ.

      Функционал по раскрытию информации о системе внутреннего контроля в сфере налогообложения

      Должен обеспечивать:

      • создание карточки риска с описанием риска в сфере налогового учета, со ссылкой на статью Налогового кодекса Республики Казахстан и код строки формы налоговой отчетности, а также оценкой вероятности реализации риска и последствий реализации риска;
      • создание карточки контрольной процедуры с описанием действия и (или) мероприятия, предусмотренного в бизнес-процессе налогоплательщика, направленного на выявление или предупреждение рисков в сфере налогового учета, со ссылкой на код строки формы налоговой отчетности, а также указанием частоты и способа проведения контрольной процедуры, ответственного  подразделения и должности ответственного лица налогоплательщика, а также внутренние нормативные документы налогоплательщика, регламентирующие порядок проведения контрольной процедуры;
      • отражение связи риска и контрольной процедуры с конкретным показателем формы налоговой отчетности в пакете соответствующей налоговой отчетности за соответствующий отчетный период;
      • формирование следующих отчетов на основании данных созданных карточек рисков и контрольных процедур, а также загруженных шаблонов в формате «xls» и «xlsx»:
        • перечень рисков налогоплательщика;
        • перечень контрольных процедур налогоплательщика;
        • матрица рисков и контрольных процедур;
        • отчет (протокол) о выполнении контрольных процедур и контрольных соотношений.

      Функционал информационного взаимодействия между уполномоченным органом и налогоплательщиком

      Должен обеспечивать:

      • формирование и направление запросов и ответов по ним с возможностью их согласования вышестоящими должностными лицами сторон;
      • вложение файлов и документов к запросам и ответам;
      • назначение срока подготовки ответа на запрос и уведомление пользователей о наступлении срока ответа;
      • фиксацию даты и время направления запроса и получения ответа.

      Функционал по размещению документов

      Обеспечивает настройку структуры папок в форме дерева каталогов (папок) с размещением документов в машиночитаемых форматах.

      Функционал по раскрытию нормативно-справочной информации

      Обеспечивает наличие нормативно-справочной информации в виде справочников, которые содержат расшифровки буквенно-цифровых кодов, сокращений и (или) аббревиатур, используемых в раскрытии пакета отчетности, в том числе информацию и отчеты по системе внутреннего контроля в сфере налогообложения.

      Функционал вспомогательных сервисов витрины данных

      Обеспечивает:

      • фильтрацию данных и поиска документов по их атрибутам;
      • обработку и хранение больших объемов данных, включая хранение документов и журналов событий в течение 5 лет с даты начала проведения горизонтального мониторинга, раскрытие которых осуществлено через витрину данных;
      • защиту от внесения изменений в опубликованный пакет отчетности с обеспечением фиксации, подтверждающей отсутствие изменений в опубликованных версиях отчетности с доступом просмотра журнализации (логирования) по опубликованным пакетам отчетности;
      • проверку целостности информации при передаче данных из учетных систем налогоплательщика в витрину данных, их хранении, преобразовании и отображении в витрине данных;
      • интеграцию витрины данных с информационными системами КГД МФ РК (ИСНА и ИС ЭСФ), при условии успешного прохождения испытаний на соответствие единым требованиям в области информационно-коммуникационных технологий в Республике Казахстан (вступает в силу с 01.01.2027 г.);
      • конвертацию налоговой отчетности в формат XML (eXtensible Markup Language) для последующей загрузки в ИС ИСНА (вступает в силу с 01.01.2027 г.);
      • интеграцию витрины данных с другими системами налогоплательщика связанных с налогообложением;
      • безопасный доступ посредством веб-браузера (веб-интерфейс);
      • навигацию и управление функционалом витрины данных с помощью набора экранных меню, кнопок и (или) значков;
      • наличие экранных форм, обеспечивающих работу пользователей с многостраничными отчетами;
      • наличие локализованного интерфейса для пользователей витрины данных;
      • наличие архитектуры витрины данных, обеспечивающей расширяемость, доработку и развитие функционала.

      Требования к информационной безопасности витрины данных

      Информационная безопасность витрины данных обеспечивает:

      • информационную безопасность, соответствующую единым требованиям в области информационно-коммуникационных технологий в Республике Казахстан, конфиденциальность и доступность витрины данных;
      • предоставление удаленного доступа одним из следующих способов:
        • посредством VPN (по защищенному каналу);
        • без VPN;
        • иным, не противоречащим законодательству Республики Казахстан в сфере информатизации;
      • наличие аутентификации посредством (по выбору налогоплательщика):
        • логина и пароля;
        • SMS сообщения и (или) токена;
        • биометрической идентификации;
      • использование при передаче данных из учетных и других систем налогоплательщика в витрину данных одного из следующих протоколов:
        • SOAP (Simple Object Access Protocol);
        • ODATA (Open Data Protocol);
        • иного, не противоречащего законодательству Республики Казахстан в сфере информатизации;
      • применение шифрования при передаче данных по одному из следующих методов:
        • HTTPS (Hyper Text Transfer Protocol Secure);
        • TLS (Transport Layer Security);
        • иного, соответствующего единым требованиям в области информационно-коммуникационных технологий в Республике Казахстан;
      • резервное копирование и контроль за своевременной актуализацией электронных информационных ресурсов, при отдельно или серийно возникающих сбоях в работе витрины данных, создающих угрозу их надлежащему функционированию;
      • целевое время восстановления витрины данных в случае аварии или сбоя;
      • целевую точку восстановления информации из резервного хранилища;
      • наличие SSL-сертификатов;
      • наличие журнализации (логирования):
        • журнализацию (логирование) необходимо хранить не менее 5 лет с даты ввода в эксплуатацию витрины данных;
      • установление ролевой модели, с разделением прав доступа на 3 типа рабочих мест, за исключением прав на изменение, удаление и отключение журнализации (логирования):
        • должностного лица КГД МФ РК;
        • должностного лица налогоплательщика;
        • администратора витрины данных;
      • распределенную отказоустойчивую архитектуру витрины данных c наличием резервных экземпляров ключевых технических ее компонентов.
      • (240)
      ©Копирование материала возможно только с согласия администрации сайта. Вся информация, опубликованная на этом сайте, носит исключительно информационный характер.
      © 2025 ТОО "1C-Рейтинг"
      Создание сайта - 1С-Рейтинг
      Рейтинг@Mail.ru