Запретить заключать договоры ГПХ с признаком трудового договора и сделать Трудовую инспекцию самостоятельным органом предложили депутаты (Проект)

Дата создания: 01.04.2024
Дата изменения: 01.04.2024
  • 1330
  • ID: -

    Date: 15:04:2024

  • <неавторизован>

В соответствии с инициированным депутатами проектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования безопасных условий труда и защиты трудовых прав работников»:

  • Государственная инспекция труда станет самостоятельным органом;
  • устанавливается запрет на заключение гражданско-правовых договоров с признаками трудового договора;
  • вносятся новшества в правила расследования несчастных случаев на производстве;
  • совершенствуется подход к определению тяжести производственных травм.

Для этого требуется внести изменения в:

  1. Предпринимательский кодекс:

  • предлагается предоставить государственному инспектору труда право на проведение проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в сфере безопасности и охраны труда.
  1. Трудовой кодекс:

  • вносится предложение в соответствии с которым государственная инспекция труда должна стать самостоятельным территориальным подразделением уполномоченного органа по труду и осуществлять на этой территории государственный контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • предлагается исключить из компетенции МТСЗН РК полномочие по координации деятельности и осуществлению проверки деятельности местного органа по инспекции труда, а также дополнить компетенцию министерства полномочием по осуществлению государственного контроля;
  • предлагается наделить МТСЗН РК полномочием по разработке и утверждению типовых нормативов численности государственных инспекторов труда;
  • предлагается закрепить на законодательном уровне нормы о взаимоотношениях инспекции труда с профсоюзами не только по вопросам техники безопасности и охраны труда, но и по предупреждению и разрешению трудовых споров, сокращений, невыплаты заработной платы и т.д;
  • запрещается заключение с физическим лицом гражданско-правового договора, если в нем присутствует хотя бы один из отличительных признаков трудового договора, предусмотренных в статье 27 ТК РК;
  • исключается положение в соответствии с которым доплата работникам за исполнение (замещение) обязанностей временно отсутствующего работника не производится в случае, если замещение временно отсутствующего работника входит в должностные обязанности замещающего работника (любая дополнительная работа должна оплачиваться);
  • предлагается дополнить коллективный договор подпунктами:
    • о допустимом соотношении между максимальным и минимальными размерами заработной платы по соответствующей профессии, должности в организации;
    • о порядке и условиях осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства в организации;
  • предлагается дополнить Трудовой кодекс нормами, направленными на более детальное регулирование порядка привлечения и участия в работе согласительной комиссии посредника. В качестве посредников могут выступать физ. и юр. лица независимые от обеих сторон. Предложение об участии посредника должно быть рассмотрено в течение двух рабочих дней;
  • при расследовании несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, предлагается наделить адвоката или лица, являющегося членом палаты юридических консультантов, а также представителя страховой организации правом принимать участие в работе данной комиссии без права голоса;
  • если при расследовании несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, комиссией установлено, что грубая неосторожность явилась причиной возникновения или увеличения вреда, то комиссия применяет смешанную ответственность сторон и определяет степень вины работника и работодателя в процентах. При этом в соответствии с дополнениями степень вины работника не может превышать 25%;
  • в соответствии с дополнениями рассмотрению подлежат, заявления и жалобы не только работников, но и их представителей по доверенности (профсоюзов);
  • теперь действия (бездействие) государственного инспектора труда вышестоящему государственному инспектору и (или) в суд может обжаловать не только работодатель, но и работник;
  1. Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения»
  • предлагается в целях определения тяжести производственных травм разработать правила определения тяжести травмы по всем видам травм (легкий, средний и тяжелый).

п/п

Структура нормативного

правового акта

Действующая редакция статей

Предлагаемые изменения и дополнения

Обоснования

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан

1.

Статья 144

пункт 3

часть третья

Статья 144. Порядок организации проверок

   ….

Положения настоящего пункта не распространяются на проверки субъектов контроля и надзора, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности.

 

Положения настоящего пункта не распространяются на проверки субъектов контроля и надзора, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности, а также в сфере безопасности и охраны труда.

 

Закрепить в законопроекте право государственного инспектора труда на проведение проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в сфере безопасности и охраны труда.

2.

Статья 144-2

пункт 4

часть десятая

Статья 144-2. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора

Положения частей седьмой, восьмой и девятой настоящего пункта не распространяются на профилактический контроль с посещением субъектов контроля и надзора, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности.

Положения частей седьмой, восьмой и девятой настоящего пункта не распространяются на профилактический контроль с посещением субъектов контроля и надзора, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и (или) II групп патогенности, а также в сфере безопасности и охраны труда.

Закрепить в законопроекте право государственного инспектора труда на проведение проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в сфере безопасности и охраны труда.

Трудовой кодекс Республики Казахстан

3.

Статья 16

подпункт 2)

Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

Уполномоченный государственный орган по труду:

….

2) организует государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе требования по безопасности и охране труда, законодательства Республики Казахстан о занятости населения, а также координирует деятельность и осуществляет проверку деятельности местного органа по инспекции труда;

2) организует и осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе требований по безопасности и охране труда, законодательства Республики Казахстан о занятости населения;

 

Исключить из компетенции МТСЗН РК полномочие по координации деятельности и осуществлению проверки деятельности местного органа по инспекции труда, а также дополнить компетенцию указанного министерства полномочием по осуществлению государственного контроля.

4.

Статья 16 подпункты

41-10), 41-11), 41-12)

новые

Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

Уполномоченный государственный орган по труду:

41-10) отсутствует;

41-11) отсутствует;

41-12) отсутствует;

41-10) разрабатывает и утверждает Типовое положение о производственном совете по безопасности и охране труда;

41-11) разрабатывает и утверждает Типовое положение о технических инспекторах по охране труда;

41-12) разрабатывает и утверждает Типовые нормативы численности государственных инспекторов труда;

 

Наделить МТСЗН РК полномочием по разработке и утверждению типовых нормативов численности государственных инспекторов труда.

 

5.

Статья 17

подпункт 7)

Статья 17. Компетенция местного органа по инспекции труда

Местный орган по инспекции труда:

7) взаимодействует с представителями работников и работодателей по вопросам совершенствования нормативов безопасности и охраны труда;

7) взаимодействует с представителями работников и работодателей по вопросам трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, совершенствования нормативов безопасности и охраны труда;.

Закрепить на законодательном уровне нормы о взаимоотношениях инспекции труда с профсоюзами не только по вопросам техники безопасности и охраны труда, но и по предупреждению и разрешению трудовых споров, сокращений, невыплаты заработной платы и т.д.

6.

Статья 26

пункт 1-1

новый

 

Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство

   ….

1-1.      Отсутствует.

1-1. Не допускается заключение с физическим лицом гражданско-правового договора, если в нем присутствует хотя бы один из отличительных признаков трудового договора, предусмотренных в статье 27 настоящего Кодекса.

   Договор, содержащий один и (или) несколько отличительных признаков трудового договора, предусмотренных в статье 27 настоящего Кодекса, признается трудовым договором, независимо от его фактического наименования сторонами, и влечет правовые последствия в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

Запрещается заключать с физическим лицом гражданско-правового договора, если в нем присутствует хотя бы один из отличительных признаков трудового договора, предусмотренных в статье 27 ТК РК.

7.

Статья 111

пункт 2

часть вторая

Статья 111. Оплата труда при совмещении должностей, расширении зоны обслуживания и исполнении (замещении) обязанностей временно отсутствующего работника

….

Доплата работникам за исполнение (замещение) обязанностей временно отсутствующего работника не производится в случае, если замещение временно отсутствующего работника входит в должностные обязанности замещающего работника.

  Исключить.

Любая дополнительная работа подлежит оплате. Условия выполнения дополнительной работы, в том числе его объем, и размер доплаты устанавливается актом работодателя по соглашению с работником в соответствии с пунктом 3 ст. 111ТК РК.

8.

Статья 157

пункт 1

часть вторая

подпункты

10) и 11)

новые

 

Статья 157. Содержание и структура коллективного договора

1. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами в соответствии с заключенными генеральным, отраслевыми и региональными соглашениями.

В коллективный договор включаются следующие положения:

10) отсутствует;

11) отсутствует.

10) о допустимом соотношении между максимальным и минимальными размерами заработной платы по соответствующей профессии, должности в организации;

11) о порядке и условиях осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства в организации.

 

В целях обеспечения прав работников предлагается содержание коллективного договора дополнить новыми обязательными условиями.

Согласно действующей норме статьи 157 Трудового кодекса РК условие об индексации заработной платы не является обязательным условием коллективного договора, оно включается в него по волеизъявлению сторон трудового договора: работодателя и работника.

9.

Статья 159

пункт 3

 

Статья 159. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

 ….

 3. Порядок формирования и деятельность согласительной комиссии определяются соглашением о работе согласительной комиссии, которое заключается между работодателем и представителями работников, либо коллективным договором.

Соглашение о работе согласительной комиссии либо коллективный договор должны содержать положения о количественном составе членов согласительной комиссии, порядке избрания из числа членов согласительной комиссии председателя и секретаря, порядке подачи заявления в согласительную комиссию, порядке и регламенте работы согласительной комиссии, порядке принятия решения согласительной комиссией и его содержании, сроке полномочий членов согласительной комиссии, предоставлении гарантий ее членам и иные вопросы по организации работы согласительной комиссии.

Допускается проведение заседания согласительной комиссии с применением информационно-коммуникационных технологий. В таком случае участие членов согласительной комиссии и иных лиц подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом с обеспечением авторизации, идентификации и сохранением работодателем записи заседания.

 

3. Порядок формирования и деятельность согласительной комиссии определяются соглашением о работе согласительной комиссии, которое заключается между работодателем и представителями работников, либо коллективным договором.

Соглашение о работе согласительной комиссии либо коллективный договор должны содержать положения о количественном составе членов согласительной комиссии, порядке избрания из числа членов согласительной комиссии председателя и секретаря, порядке подачи заявления в согласительную комиссию, порядке и регламенте работы согласительной комиссии, порядке принятия решения согласительной комиссией и его содержании, сроке полномочий членов согласительной комиссии, предоставлении гарантий ее членам и иные вопросы по организации работы согласительной комиссии.

Допускается проведение заседания согласительной комиссии с применением информационно-коммуникационных технологий. В таком случае участие членов согласительной комиссии и иных лиц подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом с обеспечением авторизации, идентификации и сохранением работодателем записи заседания.

Порядок привлечения и участия посредника в работе согласительной комиссии определяется письменным соглашением между работодателем и работником или работодателем и представителями работников.

В качестве посредников могут выступать независимые по отношению к работнику и работодателю физические или юридические лица.

Предложение по участию в работе согласительной комиссии посредника должно быть рассмотрено другой стороной в течение двух рабочих дней.

 

Дополнить Трудовой кодекс нормами, направленными на более детальное регулирование порядка привлечения и участия в работе согласительной комиссии посредника. В качестве посредников могут выступать физ. и юр. лица независимые от обеих сторон.


10.

Статья 182

пункт 2

подпункт 4)

Статья 182. Права и обязанности работодателя в области безопасности и охраны труда

2.     Работодатель обязан:

....

4) создать работникам необходимые санитарно-гигиенические условия, обеспечить выдачу и ремонт специальной одежды и обуви работников, снабжение их средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, медицинской аптечкой, молоком или равноценными пищевыми продуктами, и (или) специализированными продуктами для диетического (лечебного и профилактического) питания, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, установленными уполномоченным государственным органом по труду.

4) создать работникам необходимые санитарно-гигиенические условия, обеспечить выдачу и ремонт специальной одежды и обуви работников, снабжение их средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, медицинской аптечкой, молоком или равноценными пищевыми продуктами, либо продуктами диетического питания и продуктами лечебно-профилактического питания, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, установленными уполномоченным государственным органом по труду.

В целях обеспечения сохранности здоровья работников, занятых во вредных условиях труда, предлагается предусмотреть замену кисломолочных изделий продуктами диетического питания, прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством.

11.

Статья 188

пункт 7

 

Статья 188. Порядок образования и состав комиссии по расследованию несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью

  ….

    7. В работе комиссии вправе принимать участие представитель страховой организации, имеющей соответствующие договорные отношения с работодателем или пострадавшим.

 

7. В работе комиссии вправе принимать участие представитель страховой организации, имеющей соответствующие договорные отношения с работодателем или пострадавшим.

В работе комиссии вправе принимать участие по волеизъявлению работника, а в случае его гибели – по волеизъявлению его близких родственников или супруга (супруги) – адвокат или лицо, являющееся членом палаты юридических консультантов, оказывающее работнику, а в случае его гибели – его близким родственникам или супругу (супруге) юридическую помощь в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (без права голоса).

Наделить адвоката или лица, являющегося членом палаты юридических консультантов правом принимать участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев. Указанные субъекты будут участвовать в работе комиссии по волеизъявлению работника, а в случае его гибели – по волеизъявлению его близких родственников или супруга (супруги).

При этом, согласно законопроекту, как представитель страховой организации, так и адвокат либо юридический консультант в работе комиссии будут участвовать без права голосования, только с правом совещательного голоса.

 

12.

Статья 188-1

пункт 4

новый 

Статья 188-1. Порядок образования и состав комиссии по расследованию несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью работников направляющей стороны

….

4. Отсутствует.

4. В работе комиссии вправе принимать участие представитель страховой организации, имеющей соответствующие договорные отношения с работодателем или пострадавшим.

В работе комиссии вправе принимать участие по волеизъявлению работника, а в случае его гибели – по волеизъявлению его близких родственников или супруга (супруги) – адвокат или лицо, являющееся членом палаты юридических консультантов, оказывающее работнику, а в случае его гибели – его близким родственникам или супругу (супруге) юридическую помощь в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (без права голоса).

 

Наделить представителя страховой организации правом принимать участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев. Указанные субъекты будут участвовать в работе комиссии по волеизъявлению работника, а в случае его гибели – по волеизъявлению его близких родственников или супруга (супруги).

При этом, согласно законопроекту, как представитель страховой организации, так и адвокат либо юридический консультант в работе комиссии будут участвовать без права голосования, только с правом совещательного голоса.

13.

Статья 190

пункт 2

 

Статья 190. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и их учет

 ….

  2. Акт должен быть оформлен в соответствии с материалами расследования и с учетом мнения большинства членов комиссии.

    Если при расследовании несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, комиссией установлено, что грубая неосторожность явилась причиной возникновения или увеличения вреда, то комиссия применяет смешанную ответственность сторон и определяет степень вины работника и работодателя в процентах.

2. Акт должен быть оформлен в соответствии с материалами расследования и учетом мнения большинства членов комиссии.

Если при расследовании несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, комиссией установлено, что грубая неосторожность пострадавшего явилась причиной возникновения или увеличения вреда, то комиссия устанавливает степень вины пострадавшего в процентах, но не более двадцати пяти процентов.

В случае, если один из членов комиссии по расследованию несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, не согласен с выводами комиссии (большинства), он в течение двух рабочих дней с момента завершения расследования представляет в письменном виде свое мотивированное мнение для включения его в материал расследования и акт специального расследования подписывает с оговоркой «смотри особое мнение».

Предлагается исключить из Трудового кодекса РК норму о смешанной ответственности.

Если работодатель считает, что в несчастном случае имеется вина самого работника в виде грубой неосторожности, то он имеет право обратиться в суд.

14.

Статья 192

часть вторая

подпункт 3)

 

Статья 192. Принципы деятельности и основные задачи государственной инспекции труда

   ….

Основными задачами государственной инспекции труда являются:

….

3) рассмотрение обращений, заявлений и жалоб работников и работодателей по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан.

3) рассмотрение обращений, заявлений и жалоб работников (их представителей по доверенности), и работодателей по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан.

 

В целях обеспечения реализации прав профсоюзов, поскольку в соответствии со статьей 10 Закона РК «О профессиональных союзах» профессиональные союзы имеют право представлять и защищать права и интересы своих членов, а также быть представителями работников во взаимоотношениях с государственными органами в пределах своих полномочий, работодателями, объединениями субъектов частного предпринимательства (ассоциациями, союзами), иными общественными организациями.

15.

Статья 194

подпункт 4)

 

Статья 194. Обязанности государственных инспекторов труда

  Государственные инспекторы труда обязаны:

….

  4) своевременно рассматривать обращения работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан;

4) своевременно рассматривать обращения работников (их представителей по доверенности) и работодателей по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан;

В целях обеспечения реализации прав профсоюзов, поскольку в соответствии со статьей 10 Закона РК «О профессиональных союзах» профессиональные союзы имеют право представлять и защищать права и интересы своих членов, а также быть представителями работников во взаимоотношениях с государственными органами в пределах своих полномочий, работодателями, объединениями субъектов частного предпринимательства (ассоциациями, союзами), иными общественными организациями.

16.

Статья 198

пункт 1

  Статья 198. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственного инспектора труда, осуществляющего государственный контроль

  1. В случае нарушения прав и законных интересов работодателя при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан работодатель вправе обжаловать действия (бездействие) государственного инспектора труда вышестоящему государственному инспектору и (или) в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.

1. В случае нарушения прав и законных интересов работодателя или работника при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан работодатель или работник вправе обжаловать действия (бездействие) государственного инспектора труда вышестоящему государственному инспектору и (или) в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.

Предлагается наделить работника правами на обжалование решений, действий (бездействия) государственного инспектора труда, осуществляющего государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

 

Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

17.

Статья 7

подпункт

98-1)

новый

   Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

   Уполномоченный орган:

   ….

   98-1) отсутствует.

98-1) утверждает правила определения степени тяжести производственной травмы;

Предлагается разработать правила определения тяжести травмы по всем видам травм (легкий, средний и тяжелый).

Подробнее ознакомиться с проектом Закона можно по ссылке: «Скачать».

Нравится
(Нет голосов)

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход с помощью STSL

Нет комментариев