Расчет заработной платы в 2026 году

01.09.2026
  • 511675
  • ID: -

    Date: 10:10:2026

  • <неавторизован>

Вашим коллегам были интересны эти материалы в последние три месяца:

В статье «пошагово» разбираемся с базовыми понятиями и формулами по расчету заработной платы и налогов. На «живых» примерах рассмотрим расчет заработной платы в 2026 году.

При расчете заработной платы в 2026 году:

  • С работника удерживаются: ОПВ 10%, ВОСМС 2% и ИПН. Остальные платежи работодатель уплачивает за свой счет.

  • Работодатель уплачивает: ОПВР 3,5%, СО 5%, ООСМС 3% и социальный налог 6%. Эти суммы не уменьшают зарплату «на руки» работника и являются расходами работодателя.

Ставка ИПН в 2026 году составляет 10%, а с годового дохода свыше 8 500 МРП — 15%. 

Для определения суммы заработной платы, которую необходимо выдать сотруднику «на руки», бухгалтер должен правильно рассчитать налоги и взносы с нее. При расчете заработной платы необходимо учитывать действующие нормы законодательства, с учетом всех изменений, чтобы не нарушить права работника и не ошибиться с обязательствами работодателя по уплате необходимых налогов, взносов и отчислений.

Доход работника

Заработная плата сотрудника состоит не только из оклада, который установлен в трудовом договоре, но и из других выплат (ежемесячные премии, надбавки и т.д.). 

Все вместе это является доходом физического лица. В доход лица включаются также и иные доходы, которые лицо получает от налогового агента в натуральной форме или в виде материальной выгоды (бесплатное питание, абонемент в спортзал и т.д.).

Доход работника = денежные выплаты + доход в натуральной форме + доход в виде материальной выгоды

Некоторые «выплаты» от работодателя не признаются доходами физического лица (проживание и питание вахтовиков, спецодежда и средства защиты и т.д.). Такие расходы работодателя в пользу работника не включаются в доход сотрудника и не облагаются налогами. 

Полезно по доходу работника

Для определения доходов работника необходимо руководствоваться статьей 425 НК РК .

Выплаты, которые не являются доходами работников, установлены в статье 366 НК РК.

Уменьшение облагаемого дохода

Для того чтобы корректно посчитать налоги и взносы с заработной платы (в частности, индивидуальный подоходный налог), необходимо разобраться с таким понятием как «уменьшение дохода работника, подлежащего налогообложению у источника выплаты».

Уменьшение дохода работника, подлежащего налогообложению у источника выплаты – это выплаты, которые признаются доходом физического лица, но при расчете индивидуального подоходного налога (и ряда других налогов и взносов), исключаются из объекта обложения, то есть не облагаются.

Примерами таких видов доходов являются выплачиваемые работодателем «экологические», выплаты на погребение, оплата отпуска по беременности и родам и т.д.

Некоторые виды доходов имеют установленные ограничения. Например, расходы работодателя в виде выплаты на погребение уменьшают облагаемый доход (не облагаются индивидуальным подоходным налогом) до 94 МРП. В случае если расходы превысили 94 МРП, «превышение» уже облагается ИПН как обычный доход работника.

Полезно по уменьшению облагаемых доходов

Доходы работника, которые признаются доходами, уменьшающими доход работника, подлежащего налогообложению у источника выплаты, а также применяемые ограничения, установлены  в статьях 429-436 НК РК.

Налоги и взносы с заработной платы

Важный этап при расчете заработной платы – это расчет налогов, взносов и отчислений с нее.

В 2026 году законодательно установлено 8 видов выплат и доходов, рассчитываемых с дохода работника:

  1. Индивидуальный подоходный налог (ИПН);
  2. Обязательные пенсионные взносы (ОПВ);
  3. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ВОСМС);
  4. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (ООСМС);
  5. Социальные отчисления (СО);
  6. Социальный налог (СН);
  7. Профессиональные пенсионные взносы (ОППВ);
  8. Обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР).

Расчет каждого вида налога и взноса имеет свои особенности. В частности, у них разные ставки, состав доходов, с которых они исчисляются, пределы доходов, техника расчета, сроки перечисления и т.д.

Часть налогов и взносов уплачиваются «за счет» сотрудника (удерживаются из заработной платы), часть налогов и взносов работодатель уплачивает «за свой счет».

В материале рассмотрены основные положения по каждому виду налога и взноса, итоговые данные сведены в таблицу:

Вид налога, взноса, отчисления

Краткое обозначение

Ставка

Предел дохода

Формула расчета

«За чей счет?»

Индивидуальных подоходный налог

ИПН

10%, 15%*

нет

(Доход работника – Уменьшение дохода – Налоговые вычеты) *10%

Сотрудник

Обязательные пенсионные взносы

ОПВ

10%

До 50 МЗП

Доход работника * 10%

Сотрудника

Медицинские взносы

ВОСМС

2%

До 20 МЗП

Доход работника * 2%

Сотрудника

Медицинские отчисления

ООСМС

3%

До 40 МЗП

Доход работника * 3%

Работодателя

Социальные отчисления

СО

5%

Не менее 1 МЗП, не более 7 МЗП

(Доход работника – ОПВ) * 5%

Работодателя

Социальный налог

СН

6%

Не менее 14 МРП

(Доход работника – ОПВ – ВОСМС) * 6%

Работодателя

Обязательные профессиональные пенсионные взносы**

ОППВ

5%

нет

Доход работника * 5%

Работодателя

Обязательные пенсионные взносы работодателя

ОПВР

3,5%

От 1 МЗП до 50 МЗП.

Доход работника *3,5%

Работодателя

* В соответствии со статьей 363 НК РК в 2026 году по некоторым категориям доходов применяется прогрессивная шкала ставок ИПН.

** ОППВ уплачиваются только за сотрудников, занятых на вредных условиях труда, профессии которых предусмотрены перечнем .

Важно по расчету налогов и взносов с заработной платы

При расчете ОПВ, ВОСМС, ООСМС, СО, СН, ОППВ и ОПВР в формуле расчета установлен «Доход работника».

Однако правилами расчета данных видов налогов и взносов из дохода работника предусмотрены исключения некоторых подпунктов статей 429-436 НК РК и других видов дохода. И наоборот «включение» в объект выплат из статьи 425 НК РК (которые не признаются доходом).

Таким образом, при определении объекта исчисления, необходимо руководствоваться положениям правил и предварительно исключить из дохода необлагаемые выплаты и включить облагаемые.

Правила расчета налогов и взносов размещены в Библиотеке бухгалтера.

Бывают случаи, когда не все налоги и взносы необходимо удерживать/исчислять с заработной платы сотрудника. 

Например, если работник пенсионер, лицо с инвалидностью, иностранец, либо относится к другой «льготной» категории, его доходы освобождены от части налогов и взносов. 

При расчете подоходного налога работникам предоставляются налоговые вычеты. Некоторые налоговые вычеты предоставляются всем сотрудникам, часть вычетов - только при наличии основания на их получение.

Например, всем сотрудникам предоставляется вычет социальных платежей в размере пенсионных взносов (ОПВ) и взносов на медицинское страхование (ВОСМС), если они их уплачивают. Также, при наличии заявления, сотрудникам ежемесячно предоставляется базовый вычет в размере 30 МРП.

Сотрудник имеет право и на социальные налоговые вычеты, если он является:

  • лицом с инвалидностью I, II, III группы;
  • родителем, опекуном, попечителем лица, имеющего категорию «ребенок-инвалид»;
  • родителем, опекуном, попечителем лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства»;
  • усыновителем (удочерителем);
  • приемным родителем, принявшим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью;
  • участником ВОВ и приравненным лицам;
  • лицом, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ;
  • лицом, проработавшим (прослужившим) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ.

Сводная таблица по налоговым вычетам при расчете подоходного налога:

Категория

Вычет

Размер вычета

Все сотрудники

ОПВ

Исходя из размера ОПВ за месяц

ВОСМС

Исходя из размера ВОСМС за месяц

30 МРП

Фиксированная сумма 30 МРП в месяц

(в 2026 году 129 750 тенге)

 

Лицо с инвалидностью I, II группы

 5 000 МРП

 Фиксированная сумма 5 000 МРП за год (в 2026 году – 21 625 000 тенге)

Лицо с инвалидностью III группы

882 МРП

 Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2026 году - 3 814 650 тенге)

Участники ВОВ и приравненные лица

882 МРП

Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2026 году - 3 814 650 тенге)

Родитель или попечитель ребенка с инвалидностью

Родитель приемного ребенка

Полезно по налоговым вычетам сотрудников в 2026 году

Положения по налоговым вычетам установлены в статьях 402 – 404 НК РК

Пример расчета заработной платы в 2026 году

Рассмотрим на нескольких примерах как в 2026 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

Расчет заработной платы в 2026 году за работника с окладом 85 000 тенге

Рассмотрим расчет заработной платы работника с окладом по нижнему пределу (исходя из 1 МЗП). В 2026 году = 85 000 тенге. Исходя из этих значений определим доход работника.

В данном расчете необходимо обратить внимание, что базовый налоговый вычет и другие вычеты «покрывают» всю сумму дохода и у работника не возникает ИПН.

    Расчет заработной платы с дохода 85 000 тенге

    Доход работника в январе 2026 года составил 85 000 тенге. Это совокупный доход работника за месяц.

    Работник имеет право на налоговые вычеты социальных платежей по ОПВ и ВОСМС, базовый налоговый вычет в размере 30 МРП – 129 750 тенге.

    Расчет ОПВ

    Min предела по доходу работника нет. Max предел - 50 МЗП (4 250 000 тенге).

    85 000 * 10% = 8 500 тенге.

    Расчет ВОСМС

    Min предела по доходу работника нет. Max предел - 20 МЗП (1 700 000 тенге).

    85 000 * 2% = 1 700 тенге.

    Расчет ИПН

    Min предела по доходу работника нет. Max предела по доходам работника нет.

    Облагаемый доход работника: 85 000 – 8 500 (ОПВ) – 1 700 (ВОСМС) – 129 750 = - 54 950 тенге;

    ИПН = 0 тенге.  

    Расчет СО

    Min предел - 1 МЗП (85 000 тенге). Max предел - 7 МЗП (595 000 тенге).

    85 000 (нижний предел) * 5% = 4 250 тенге.

    Расчет СН

    Min предел - 14 МРП (60 550 тенге). Max предела по доходам работника нет.

    85 000 – 8 500 (ОПВ) – 1 700 (ВОСМС) = 74 800 тенге.

    74 800 * 6% = 4 488 тенге.

    Расчет ООСМС

    Min предела по доходу работника нет. Max предел - 40 МЗП (3 400 000 тенге).

    85 000 * 3% = 2 550 тенге.

    Расчет ОПВР

    Min предел – 1 МЗП (85 000 тенге). Max предел - 50 МЗП (4 250 000 тенге).

    85 000 * 3,5% = 2 975 тенге.

    Показатель

    2026 год

    Сумма

    ОПВ

    85 000 * 10%

    8 500 тенге

    ОПВР

    85 000 * 3,5%

    2 975 тенге

    ИПН

    85 000 – 8 500 (ОПВ) – 1 700 (ВОСМС) – 129 750 (30 МРП) = -  54 950 тенге * 10%

    0 тенге

    СО

    85 000 (нижний предел) * 5%

    4 250 тенге

    СН


    85 000 – 8 500 (ОПВ) – 1 700 (ВОСМС) = 74 800 * 6%

    4 488 тенге

    ООСМС

    85 000 * 3%

    2 550 тенге

    ВОСМС

    85 000 * 2%

    1 700 тенге

    За счет работодателя

    14 263 тенге

    За счет работника

    10 200 тенге

    Сумма «на руки»

    74 800 тенге


    • (511675)
    Нравится
    26

    База знаний

    Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
    Вход через портал STSL Войти через портал 1С:ИТС

    30 комментариев


    • Софья Кириллова
      31.01.2022
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день. У вас в таблице опечатка. Строка "Социальный налог" графа "Предел дохода"  у вас написано не менее 1МЗП. должно быть не менее 14 МРП
      Ольга Мурзинцева
      31.01.2022
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день. Благодарим за внимательность - материал скорректирован.
    • Людмила Малыгина
      11.02.2022
      [0]
      |
      [0]
      Здравствуйте. Как рассчитать СН для работника и владельца ИП на ОУР?
      Ольга Мурзинцева
      14.02.2022
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день. Расчет СН подробно расписан в материале Социальный налог за ИП: порядок расчета, ставки, налоговая отчетность
    • ТОО СМЗ
      12.09.2022
      [0]
      |
      [0]
      Здравствуйте!
      Статья требует корректуры.
      А именно:
      Содержание статьи: пункт 4.1, пункт 4.2.
      Первые три абзаца - это какой-то бред.
      .
      Вот так выглядело начало статьи в версии от 01.04.2022.
      .
      Содержание статьи:
      4.1. Расчет заработной платы в 2022 году для работников с окладом 60 000 тенге 
      4.2. Расчет заработной платы в 2022 году для работников с окладом 150 000 тенге 
      4.3. Расчет заработной платы в 2022 году для работников с окладом 500 000 тенге 
      .
      Расчет заработной платы – ежемесячный и очень трудоемкий процесс, который содержит в себе много тонкостей и нюансов.  
      Для определения суммы заработной платы, которую необходимо выдать сотруднику «на руки», бухгалтер должен правильно рассчитать налоги и взносы с нее. Часть из них «созависимы». Например, при расчете подоходного налога, из него вычитаются пенсионные взносы и взносы на медстрахование. 
      Таким образом, одна закравшаяся ошибка может повлиять полностью на весь произведенный расчет и привести к некорректной сумме, которую получит работник. 
      .
      Сравните это с тем, что написано в статье на сайте.
      ***
      Виктория Гусева Гусева
      12.09.2022
      [0]
      |
      [0]
      Благодарим за сообщение. Материал действительно был поврежден.
      Статья восстановлена.
    • Жумагуль Аманкулова
      23.09.2022
      [0]
      |
      [0]
      корректировками дохода являются выплачиваемые работодателем «экологические», расходы на медицинские услуги работника, материальная помощь при рождении ребенка, на погребение, оплата отпуска по беременности и родам и т.д.

      Как понять слово Экологические
    • Индира Сванбаева
      17.01.2023
      [0]
      |
      [0]
      Здравствуйте! Подскажите как посчитать налоги и платежи в бюджет главе крестьянского хозяйства с заработной платы в 250 000 тенге?
      Ольга Мурзинцева
      17.01.2023
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день. Расчеты не выполняем. С уважением.
    • Татьяна Брежнева
      28.02.2023
      [0]
      |
      [0]
      Отличная, исчерпывающая статья.
      Ольга Мурзинцева
      28.02.2023
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день. Благодарим за отзыв.
    • Назарова Вероника
      08.08.2023
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день! Подскажите почему не могу распечатать вашу статью, жму на значок принтера вверху и ничего не происходит, или подскажите возможно статью сохранить в формате WORD  или PDF? Заранее благодарю за ответ!
      Ольга Мурзинцева
      08.08.2023
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день. Значок принтера выводи статью на печать. Проверили, ошибок не возникло. Попробуйте воспользоваться другим браузером. 
    • ТОО СМЗ
      20.01.2024
      [0]
      |
      [0]
      Здравствуйте!
      В тексте статьи есть неточности.
      ----------------------------------------------------------

      Марина Девяткина
      22.01.2024
      [0]
      |
      [0]
      спасибо за ваше внимание, все замечания будут скорректированы

    • Динара Жидебаева
      26.01.2024
      [0]
      |
      [0]
      Здравствуйте. Сотрудник уволился 1го декабря. Компенсация менее 25 МРП. Применяется ли при увольнении корректировка 90% при расчете ИПН?
      Марина Девяткина
      29.01.2024
      [0]
      |
      [0]
      Уменьшение налогооблагаемого дохода на 90% при расчете ИПН производится в случае, если сумма всех начисленных за месяц доходов не превышает 25 МРП. Подробнее в статье Какие данные необходимо учитывать для применения корректировки дохода в размере 90% в случае, если доход менее 25 МРП (с 2019 года): доход работника или облагаемый доход работника?
    • Ирина Макаренко
      16.01.2025
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день.Благодарю за информацию.  Почему в сводной таблице по налоговым вычетам (ИПН) нет категории "Инвалиды"? 
      Гуркина (Адм)
      17.01.2025
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день.
      Спасибо за замечание, учтем в материалах. 
      Дополнительно, обращаем Ваше внимание, что на портале есть отдельный материал с расчетами по ф.л. с инвалидностью - PRO расчет заработной платы работников с инвалидностью в 2025 году

      Источник: https://pro1c.kz/articles/trud-zarplata-kadry/pro-raschet-zarabotnoy-platy-rabotnikov-s-invalidnostyu/

      Жайна Сейтенова
      05.03.2025
      [0]
      |
      [0]
      ДД!
      если у работника в феврале только материальная помощь на рождение ребенка в сумме 60 000 тенге/ перейдет ли 14 МРП на март?
      ведь при расчете ИПН=60000-55048 будет? или как?
      Арман Тулюканов
      06.03.2025
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день, материальная помощь относится на корректировку дохода. (пп. 23) п. 1 ст. 341 НК РК)

      « 23) выплаты в пределах 94-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, по каждому виду выплат, произведенные налоговым агентом в течение календарного года:
      ...
       в виде оказания материальной помощи работнику при рождении его ребенка – при предоставлении работником копии свидетельства (свидетельств) о рождении ребенка (детей);
      ...»


      В соответствии со ст. 356 НК РК порядок расчета, в соответствии с вашим примером:

      60 000 тенге (доход) - 60 000 (корректировка) - 55 048 (сумма вычетов)  = - 55 048 тенге (сумма превышения налоговых вычетов)

      Таким образом, в течение календарного года (п. 5 ст. 356 НК РК) вы можете применить сумму превышения налогового вычета.
    • Анагуль Исламова
      24.12.2025
      [0]
      |
      [0]
      Доход работника *2,5%

      Источник: https://pro1c.kz/articles/trud-zarplata-kadry/raschet-zarabotnoy-platy/
      © pro1c.kz
      Арман Тулюканов
      25.12.2025
      [0]
      |
      [0]
      Доброе утро! 
      спасибо, текст был скорректирован.
    • Жанаргуль Жумалиева
      06.01.2026
      [0]
      |
      [0]
      Подскажите, для пенсионеров по возрасту при расчете социального налога предел не менее 14 МРП уже не применяется?
      Арман Тулюканов
      08.01.2026
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день, норма сохранена и регламентирована пунктом 3 статьи 556 НК РК:

       3. В случае если объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до 14-кратного месячного расчетного показателя, действующего на первое число этого календарного месяца, то объект налогообложения определяется исходя из 14-кратного месячного расчетного показателя. Положения настоящего пункта не применяются к доходам работника, начисленным за календарный месяц, в котором произведен наем и (или) увольнение такого работника.
    • Айгуль Абдраимова
      20.01.2026
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день ! Можете в статью добавить зарплату студента и есть ли льготы для студента
    • Ольга Городилова
      20.01.2026
      [0]
      |
      [0]
      Здравствуйте! Можно сделать Расчет заработной платы в 2026 году за работников с экологической доплатой (не важно какой оклад). С 2026 года не поняла при расчете ОПВ, ИПН, СН, СО  как и в какой момент  уменьшаем доход на сумму экологических доплат?

    • Елена Сереброва
      11.02.2026
      [0]
      |
      [0]
      Здравствуйте. 
      Подскажите пожалуйста % обложения ИПН в 2026 году, если сотрудник принят по Трудовому договору: иностранец без ВНЖ, временно пребывающий (менее 183 календ.дня в РК): 
      по статье 682 п.1 пп1 -20%  или 
      статье 682 п1 пп8 - по прогрессивной шкале 10% до 8500-кратного МРП

      Арман Тулюканов
      12.02.2026
      [0]
      |
      [0]
      Добрый день, 

      Статья 692. Порядок исчисления, удержания и перечисления индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты
      ...
        3. Исчисление индивидуального подоходного налога у источника выплаты производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной подпунктом 8) пункта 1 статьи 682 настоящего Кодекса, к сумме следующих доходов физического лица – нерезидента, включая доходы, определенные статьей 372 настоящего Кодекса, с учетом положений, предусмотренных пунктом 5 статьи 372 настоящего Кодекса:      от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем;