Периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска - это проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).
Основанием для назначения проверок на основе оценки степени риска будет являться полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
При этом внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок не допускается.
Размещение полугодового сводного графика проведения проверок будет производиться уполномоченным органом на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года.
В зависимости от характера риска налоговыми органами применяются различные методы оценки риска, меры реагирования на них.
Категорирование налогоплательщиков, «ограничение выписки ЭСФ» в рамках пилотного проекта, формирование результатов камерального контроля, а также отбор налогоплательщика (налогового агента) для проведения налоговых проверок являются отдельными направлениями применения системы управления рисками (далее - СУР).
- С 2023 года налогоплательщикам могут блокировать выписку ЭСФ по результатам камерального контроля
- Утверждены правила блокировки ЭСФ по результатам камерального контроля
- В 2024 году планируется пилот по должной налоговой осмотрительности (проект)
Категорирование осуществляется путем отнесения деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов) к одной из трех степеней риска: низкой, средней или высокой в соответствии со статьей 136 Налогового кодекса и правила применения Системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией регламентированы приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года №252 (далее – Правила).
В зависимости от степени риска, присвоенной по результатам категорирования, дифференцируются следующие меры налогового администрирования, связанные с налоговыми обязательствами налогоплательщика:
- прекращение деятельности отдельных категорий ИП в упрощенном порядке;
- подача налогового заявления о регистрационном учете по НДС;
- продление, приостановление представления налоговой отчетности;
- обеспечение исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства;
- принудительное взыскание налоговой задолженности.
Категорирование осуществляется путем анализа данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками, а также других сведений о деятельности налогоплательщика.
Оценка степени риска для отбора на налоговую проверку осуществляется в автоматизированном режиме на центральном уровне.
По показателям степени риска субъект (объект) налоговой проверки относится к одной из двух степеней риска: высокая (при показателе вероятности свыше 51%) или не высокая (при показателе 51% и ниже).
Таким образом, степень риска по результатам общего категорирования налогоплательщиков (в рамках 136 статьи Налогового кодекса) и степень риска по результатам отбора на налоговую проверку не идентичны, так как применяются в различных сферах администрирования, имеют различную нормативную правовую базу и различный состав показателей отбора.
Источник: КГД МФ РК
Нет комментариев