ID: -
Date: 10:10:2026
<неавторизован>
В соответствии с законодательством Республики Казахстан, граждане трудоспособного возраста являются плательщиками обязательных пенсионных взносов (ОПВ).
Обязательные пенсионные взносы – это деньги, перечисляемые в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), которые необходимы для сбережения, накопления и дальнейшего получения пенсионных выплат при выходе «на пенсию».
В общем случае, в 2026 году обязательные пенсионные взносы уплачивают ( пункт 2 статьи 248 СК РК):
За работников и физических лиц по договорам ГПХ ОПВ исчисляются, удерживаются и уплачиваются налоговыми агентами, то есть работодателями или заказчиками. ИП уплачивают пенсионные взносы сами «за себя».
Рассмотрим требования по расчету ОПВ для разных категорий плательщиков в 2026 году:
|
Категория |
Ставка |
Доход |
Предел дохода |
Формула расчета |
За чей счет? |
Кто исчисляет и перечисляет? |
|---|---|---|---|---|---|---|
|
ИП «в свою пользу» |
10% |
Заявленный доход для уплаты социальных отчислений, определяется самостоятельно. Равняется доходу для СО. Не более «налогового» дохода. |
До 50 МЗП Если доход менее 1 МЗП - с фактического дохода или с 1 МЗП. Если дохода нет – вправе (не обязаны) с 1 МЗП. |
Заявленный доход ИП * 10% |
ИП |
ИП |
|
Работник по трудовому договору |
10% |
Все доходы по трудовому договору (в денежной форме, в натуральной форме, в виде материальной выгоды и т.д.), с которых удерживается ОПВ |
До 50 МЗП |
Доход работника * 10% |
Работника |
Работодатель |
|
Физическое лицо по договору ГПХ |
10% |
Доход по договору ГПХ |
До 50 МЗП |
Доход по договору ГПХ * 10% |
ФЛ по ГПХ |
Заказчик |
|
Физическое лицо, применяющее СНР для самозанятых |
1% |
Доход самозанятого в рамках СНР для исчисления ОПВ |
Не более порога для СНР для самозанятых за месяц |
Доход в месяц * 1% |
ФЛ на СНР для самозанятых |
ФЛ на СНР для самозанятых/ Оператор интернет-платформ (в случае платформенной занятости) |
На 1 января 2026 года действующей остается ставка обязательных пенсионных отчислений (ОПВ) - 10% ( статья 249 СК РК).
С 1 января 2026 года для физических лиц, применяющих СНР для самозанятых, ставка ОПВ установлена в размере 1% от дохода в рамках СНР ( п. 4 статьи 101-1 СК РК).
Категории, освобожденные от уплаты пенсионных взносов ( пункт 3 статьи 248 СК РК):
Документ показан не полностью. Для дальнейшего просмотра необходимо иметь активную подписку на сайте. Авторизуйтесь или оформите подписку.
5 комментариев
Наталья Дроздецкая
28.01.2019Ольга Мурзинцева
21.01.2021Ілияс Серікбай
20.01.2021Ілияс Серікбай
20.01.2021Асемгуль Абижанова Абижанова
21.01.2021