ID: -
Date: 25:10:2025
<неавторизован>
Применять ли вычет для многодетных семей в 2025 году, если родители не состоят в браке или разведены?
Добрый день, просьба разъяснить порядок применения налогового вычета для многодетных семей, предусмотренного статьей 347 НК РК в случае, если физические лица, являющиеся родителями 4 и более несовершеннолетних детей, не состоят в браке (разведены или не были зарегистрированы в качестве супругов), а также проживают раздельно.
В статье 347 НК РК применяется термин «многодетная семья».
В соответствии с кодексом РК «О браке и семье»:
«17-3) многодетная семья – семья, имеющая в своем составе четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения по общеобразовательным или профессиональным программам в организациях общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста);»
При этом «Семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений».
Таким образом термин «многодетная семья» предполагает, что физические лица, воспитывающие детей, являются супругами, все дети проживают совместно. При этом супруг физического лица может не быть родителем всех детей в многодетной семье. В статье 347 НК РК вычет предоставляется одному или обоим родителям многодетной семьи. Подтверждающим документом для предоставления налоговым агентом вычета, является свидетельство о рождении несовершеннолетних детей многодетной семьи. При этом налоговый агент не располагает информацией о семейном статусе родителя.
Просьба разъяснить:
1. Имеют ли право на вычет, предусмотренный статьей 347 НК РК физическое лицо, являющееся родителем 4-х и более несовершеннолетних детей, если оно не состоит в браке или состоит в браке с физическим лицом, не являющимся родителем всех 4-х детей.
2. Имеет ли право на вычет, предусмотренный статьей 347 НК РК родитель, указанный в свидетельстве о рождении 4-х и более несовершеннолетних детей, если он не проживает со всеми 4 детьми?
Например:
Республиканское государственное учреждение «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан», рассмотрев в соответствии с Главой 12 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) в порядке упрощенной административной процедуры обращение от 15 января 2025 года, сообщает следующее.
Действие норм разделов 8 и 9 Налогового кодекса в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», утратило силу с 1 января 2025 года.
При этом с 1 января 2025 года вступили в действие ранее отсроченные нормы разделов 8 и 9 Налогового кодекса.
Согласно положению о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, вопросы формирования государственной политики в сферах налоговой, бюджетной и таможенной политики, в том числе по внесению изменений в налоговое законодательство Республики Казахстан относятся к компетенции указанного министерства.
Со своей стороны, сообщаем, что согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 19 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) органы государственных доходов обязаны предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять вопросы по применению налогового законодательства Республики Казахстан.
В связи с чем, направляем общее разъяснение указанных в обращении норм Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса физическое лицо имеет право на применение налоговых вычетов, в том числе налоговый вычет для многодетной семьи.
Согласно пункту 1 статьи 347 Налогового кодекса налоговый вычет для многодетной семьи применяется в совокупности на обоих родителей в размере не более 282-кратного размера месячного расчетного показателя (далее – МРП), определенного за календарный год, в одном из следующих порядков:
1) для одного из родителей многодетной семьи 23 МРП за каждый месяц;
2) для каждого родителя многодетной семьи в 12 МРП за каждый месяц.
Пунктом 2 статьи 347 Налогового кодекса определено, что налоговый вычет для многодетной семьи применяется в случае наличия у физического лица на 1 января календарного года, в котором применяется вычет, четырех и более несовершеннолетних детей, подтверждаемого копиями свидетельств о рождении таких детей.
При этом подпунктом 29) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О браке и семье» семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.
На основании вышеизложенного, в целях налогообложения при определении облагаемого дохода физического лица, налоговый вычет для многодетной семьи применяется исключительно при наличии в семье на 1 января 2025 года, четырех и более несовершеннолетних детей, с подтверждением копиями свидетельств о рождении таких детей. При этом данная норма на лиц, не зарегистрировавших брак (супружество), расторгнувших брак (разведенных), не распространяется, поскольку положение нормы статьи 347 Налогового кодекса предусмотрены для многодетной семьи.
Вместе с тем, необходимо отметить, что Концепцией перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство (постановление Правительства РК от 23 сентября 2010 года № 975), было предусмотрено пересмотреть перечень и размер налоговых вычетов для целей обложения индивидуальным подоходным налогом (далее – ИПН), поскольку в связи с переходом на всеобщее декларирование становится возможным реализация механизма применения налоговых вычетов при исчислении ИПН непосредственно самими физическими лицами при составлении декларации в рамках всеобщего декларирования. При этом предусматривалась возможность применения дополнительных социальных налоговых вычетов для физических лиц.
В связи с чем, в целях социальной заинтересованности физических лиц в ежегодном декларировании доходов и имущества Налоговым кодексом в 2017 году с отлагательной нормой введения с 1 января 2025 года предусмотрены дополнительные налоговые вычеты (для многодетных, по расходам на обучение, медицину, вознаграждение по ипотечным жилищным займам) одновременно с полным переходом на всеобщее декларирование доходов и имущества физических лиц. При этом данные налоговые вычеты физическое лицо вправе применить самостоятельно при представлении декларации о доходах и имуществе. Часть данных налоговых вычетов может применить налоговый агент в виде предварительной суммы налоговых вычетов.
Вместе с тем, применение данных налоговых вычетов накладывает дополнительные обязательства на физических лиц:
В свою очередь, как известно Главой государства поручено освободить с 1 января 2025 года от всеобщего декларирования оставшуюся категорию граждан (пенсионеры, работники частных структур, студенты и др.), относящуюся к четвертому этапу декларирования.
Во исполнение данного поручения разработаны подходы по оптимизации порядка декларирования четвертого этапа, в рамках которой освобождены от представления ежегодной декларации о доходах и имуществе (форма 270.00) физические лица, получающие доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты (зарплата, пенсии, стипендии, пенсионные, страховые выплаты и др.).
Вместе с тем, заинтересованными государственными органами, в том числе и с депутатским корпусом, обсуждается вопрос о необходимости упрощения института налоговых вычетов для физических лиц, и распространения на 2025 год механизма заложенного в проекте нового Налогового кодекса (фиксированный размер 30 МРП для всех категорий граждан).
В случае одобрения такого подхода это будет иметь положительный эффект и позволит применять налоговые вычеты без необходимости подтверждения их документами и их хранение, без осуществления проверочных мероприятий и будет распространяться на большее количество физических лиц без привязки к их статусу и категории.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 АППК Вы вправе обжаловать принятое решение (административный акт) либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 АППК.
Сенатом РК не были одобрены положения по упрощению налоговых вычетов и законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан по вопросам введения его в действие» № 208-VІIІ ЗРК от 15.07.2025 г. были внесены ретроспективные изменения с 1 января 2025 года:
Источник: обращение на eOtinish
Нет комментариев