ID: -
Date: 25:10:2025
<неавторизован>
Если один из детей старше 18 лет, но обучается в колледже или ВУЗе, то имеют ли право родители применять вычет для многодетных семей в 2025 году?
Просьба разъяснить применение налогового вычета для многодетных семей, предусмотренного статьей 347 НК РК.
В частности разъяснить что означает «несовершеннолетний ребенок» в рамках данной статьи.
В кодексе «О браке и семье» под многодетной семьей понимается «семья, имеющая в своем составе 4 и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения по общеобразовательным или профессиональным программам в организациях общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста)».
С точки зрения кодекса «О браке и семье», семья в которой 3 ребенка не достигли 18-летнего возраста, а 1 ребенок является студентом ВУЗа в возрасте 20 лет, считается многодетной семьей.
Просьба разъяснить считаются ли несовершеннолетними детьми в целях применения налогового вычета по статье 347 НК РК дети, возраст которых превышает 18 лет, если их возраст не достиг 23 лет и они обучаются в организациях общего среднего, технического или высшего образования.
Республиканское государственное учреждение «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан», рассмотрев в соответствии с Главой 12 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) в порядке упрощенной административной процедуры обращение от 16 января 2025 года, сообщает следующее.
Согласно положению о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, вопросы формирования государственной политики в сферах налоговой, бюджетной и таможенной политики, в том числе по внесению изменений в налоговое законодательство Республики Казахстан относятся к компетенции указанного министерства.
Со своей стороны, сообщаем, что согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 19 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) органы государственных доходов обязаны предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять вопросы по применению налогового законодательства Республики Казахстан.
В связи с чем, направляем общее разъяснение указанных в обращении норм Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса физическое лицо имеет право на применение налоговых вычетов, в том числе налоговый вычет для многодетной семьи.
Согласно пункту 1 статьи 347 Налогового кодекса налоговый вычет для многодетной семьи применяется в совокупности на обоих родителей в размере не более 282-кратного размера месячного расчетного показателя (далее – МРП), определенного за календарный год, в одном из следующих порядков:
1) для одного из родителей многодетной семьи 23 МРП за каждый месяц;
2) для каждого родителя многодетной семьи в 12 МРП за каждый месяц.
Пунктом 2 статьи 347 Налогового кодекса определено, что налоговый вычет для многодетной семьи применяется в случае наличия у физического лица на 1 января календарного года, в котором применяется вычет, четырех и более несовершеннолетних детей, подтверждаемого копиями свидетельств о рождении таких детей.
На основании вышеизложенного, в целях налогообложения при определении облагаемого дохода физического лица, налоговый вычет для многодетной семьи применяется исключительно при наличии в семье на 1 января 2025 года, четыре и более несовершеннолетних детей, которые подтверждаются копиями свидетельств о рождении таких детей.
Вместе с тем, необходимо отметить, что Концепцией перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство (постановление Правительства РК от 23 сентября 2010 года № 975), было предусмотрено пересмотреть перечень и размер налоговых вычетов для целей обложения индивидуальным подоходным налогом (далее – ИПН), поскольку в связи с переходом на всеобщее декларирование становится возможным реализация механизма применения налоговых вычетов при исчислении ИПН непосредственно самими физическими лицами при составлении декларации в рамках всеобщего декларирования. При этом предусматривалась возможность применения дополнительных социальных налоговых вычетов для физических лиц.
В связи с чем, в целях социальной заинтересованности физических лиц в ежегодном декларировании доходов и имущества Налоговым кодексом в 2017 году с отлагательной нормой введения с 1 января 2025 года предусмотрены дополнительные налоговые вычеты (для многодетных, по расходам на обучение, медицину, вознаграждение по ипотечным жилищным займам) одновременно с полным переходом на всеобщее декларирование доходов и имущества физических лиц. При этом данные налоговые вычеты физическое лицо вправе применить самостоятельно при представлении декларации о доходах и имуществе. Часть данных налоговых вычетов может применить налоговый агент в виде предварительной суммы налоговых вычетов.
Вместе с тем, применение данных налоговых вычетов накладывает дополнительные обязательства на физических лиц:
В свою очередь, как известно Главой государства поручено освободить с 1 января 2025 года от всеобщего декларирования оставшуюся категорию граждан (пенсионеры, работники частных структур, студенты и др.), относящуюся к четвертому этапу декларирования.
Во исполнение данного поручения разработаны подходы по оптимизации порядка декларирования четвертого этапа, в рамках которой освобождены от представления ежегодной декларации о доходах и имуществе (форма 270.00) физические лица, получающие доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты (зарплата, пенсии, стипендии, пенсионные, страховые выплаты и др.).
Вместе с тем, заинтересованными государственными органами, в том числе и с депутатским корпусом, обсуждается вопрос о необходимости упрощения института налоговых вычетов для физических лиц, и распространения на 2025 год механизма заложенного в проекте нового Налогового кодекса (фиксированный размер 30 МРП для всех категорий граждан).
В случае одобрения такого подхода это будет иметь положительный эффект и позволит применять налоговые вычеты без необходимости подтверждения их документами и их хранение, без осуществления проверочных мероприятий и будет распространяться на большее количество физических лиц без привязки к их статусу и категории.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 АППК Вы вправе обжаловать принятое решение (административный акт) либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 АППК.
Сенатом РК не были одобрены положения по упрощению налоговых вычетов и законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан по вопросам введения его в действие» № 208-VІIІ ЗРК от 15.07.2025 г. были внесены ретроспективные изменения с 1 января 2025 года:
Подробнее
Источник: обращение на eOtinish




Нет комментариев