ID: -
Date: 10:10:2026
<неавторизован>
В статье расскажем о том, чем исчисленная сумма ИПН, ОПВ и ВОСМС отличается от подлежащей к перечислению.
При заполнении Декларации по ИПН и СН (форма 200.00) у многих налогоплательщиков возникает вопрос, для чего в приложениях формы (200.02 и 200.05) по одним и тем же налогам, взносам и отчислениям присутствуют почти дублирующие строки, в которых обязательства разделены на «исчисленные» и «подлежащие к перечислению».
В
приложении 200.05 сведения
по ОПВ отражаются в следующих графах:
Аналогичные графы предусмотрены также для ВОСМС и ИПН.
Чем отличаются данные графы и в каких случаях «исчисленные» суммы ИПН, ОПВ и ВОСМС не равняются «подлежащим к перечислению»?
Первое, на что необходимо обратить внимание – все налоги и взносы, сведения по которым разделяются в форме на «исчисленные» и «подлежащие к перечислению» - это налоги и взносы с ФОТ, а также с доходов, облагаемых у источника выплаты (ГПХ), которые уплачиваются за счет физического лица (удерживаются из его дохода).
Для социального налога (СН) в Декларации по ИПН и СН также предусмотрено отражение данных с разделением на «исчисленные» и «подлежащие к перечислению»:
Ранее, до 2026 года такое разделение было связано с необходимостью отражения суммы исчисленного СН до уменьшения на сумму СО и суммы СН, подлежащего уплате, после уменьшения на сумму СО.
В 2026 году сумма СН, подлежащего уплате в бюджет, не уменьшается на сумму СО, и, следовательно, соответствующие графы заполняются одинаковыми значениями исчисленного СН.
В процессе расчета и выплаты налогов и взносов, удерживаемых с доходов физических лиц, выделяются следующие этапы:
В законодательстве РК (кодексы, правила, постановления), которым регулируется порядок расчета и перечисления налогов и взносов, можно увидеть, что процессы «исчисления» и «удержания» различаются и к ним применяются различные требования и нормы касательно периодичности.
2. Исчисление ИПН по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производится налоговым агентом при начислении дохода, подлежащего налогообложению.
...
3. Удержание ИПН производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, подлежащего налогообложению у источника выплаты...
Если обратиться к нормативно-правовым актам, которые регулируют сроки перечисления ОПВ, ВОСМС и ИПН, то прослеживается взаимосвязь между выплатой дохода и сроками перечисления налога или взноса (между этапами удержания и уплаты).
Так, по ОПВ, ВОСМС и ИПН сроки перечисления определяются не периодом начисления дохода лицу (не на этапе исчисления), а периодом произведенной выплаты такого дохода (на этапе удержания).
ОПВ перечисляются – не позднее 25 числа месяца, следующего
за месяцем выплаты доходов:
Соответственно, если выплата дохода (и этап удержания) производится не в текущем месяце (либо не в полном объеме), то для данных налогов и взносов возникает «разрыв» между суммой, исчисленной в текущем месяце и суммой, которая подлежит к перечислению за текущий месяц.
Документ показан не полностью. Для дальнейшего просмотра необходимо иметь активную подписку на сайте. Авторизуйтесь или оформите подписку.
4 комментариев
Владислав Золотарёв
15.02.2023Ольга Мурзинцева
16.02.2023Любовь Тян
11.05.2024Асемгуль Абижанова (админ)
14.05.2024