Автоматизированный контроль выписки ЭСФ: кто участвует и какие условия? (разъяснение КГД МФ РК)

11.08.2025
  • 1303
  • ID: -

    Date: 02:10:2025

  • <неавторизован>

Как будет осуществляться автоматизированный контроль при оформлении ЭСФ?

Статья 139 нового Налогового кодекса РК вводит новый вид налогового контроля — автоматизированный контроль, направленный на предотвращение необоснованного вычета НДС при оформлении электронных счетов-фактур (ЭСФ). Ключевые положения:

  • регистрационный номер ЭСФ присваивается автоматически на основании данных налогового счёта в информационной системе оператора контроля;
    • вводится отдельный налоговый счёт по НДС, с которого: 
      • списываются средства при выписке ЭСФ, 
      • осуществляется возврат неиспользованных средств, 
      • обеспечивается прозрачность движения;
  • оператор автоматизированного контроля — отдельное юридическое лицо, назначаемое уполномоченным органом;
  • предусмотрен регламент учёта, пополнения, возврата и списания средств с данного счёта. 
В связи с этим просим разъяснить следующее: 

  1. Существуют ли на данный момент официальные инструкции или разъяснения, регулирующие порядок работы с налоговым счётом (порядок пополнения, возврата средств, отражения операций и т.д.)? Если да — просим приложить или указать, где они опубликованы. 
  2. Каким образом будет осуществляться пополнение налогового счёта по НДС? 
  3. В случае, если в 09:00 поступает уведомление о недостаточности средств, а пополнение счёта произведено в 10:00: 
    • через сколько времени средства будут зачислены на счёт? 
    • с какого момента будет вновь доступна возможность выписки ЭСФ? 
  1. Допускается ли временная выписка ЭСФ при незначительном «минусовом» остатке (например, -1 тенге)? Или даже минимальный отрицательный баланс блокирует оформление ЭСФ?

Ответ КГД МФ РК 

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на Ваше обращение касательно автоматизированного контроля выписки электронных счетов-фактур (далее-ЭСФ) сообщает следующее.

На сегодняшний день на стадии подписания Президентом Республики Казахстан находится проект Налогового кодекса Республики Казахстан (далее- Кодекс). В целях противодействия выписке фиктивных ЭСФ с высоким риском и уклонению от уплаты налогов Главой 13 Кодекса предусмотрено проведение автоматизированного контроля при выписке ЭСФ с использованием специального информационного сервиса «e-Тамга» путем расчета текущего баланса налога на добавленную стоимость (далее-НДС).

В целях реализации вышеуказанной нормы Кодекса ведется работа по разработке правил проведения автоматизированного контроля выписки ЭСФ» (далее-проект), которые определяют: 

1) порядок ведения налогового счета;

2) порядок учета балансовой суммы налога на добавленную стоимость;

3) порядок пополнения плательщиком налога налогового счета; 

4) порядок перечисления в бюджет денег плательщика налога, использованных для выписки электронного счета-фактуры; 

5) порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления плательщика налога о возврате денег; 

6) порядок возврата денег плательщику налога; 

7) период проведения автоматизированного контроля.

Так, согласно нормам проекта, если ЭСФ не подтверждается легальными расходами с НДС (приобретения от поставщиков, импорт товаров или услуги нерезидента и т.д.), то система позволит выписать ЭСФ только после пополнения баланса, то есть оплаты НДС. Такой вид контроля будет распространяться для рисковых категорий налогоплательщиков (вновь зарегистрированные и прошедшие перерегистрацию плательщики НДС, имеющие минимальное количество работников и т.д.).

Также отмечаем, что контроль возможно будет применяться в течение 1 года с начала выписки ЭСФ. При регулярных пополнениях налогового счета в течение 6 месяцев – снимается с контроля. Вместе с тем, принятие нормативного акта требует определенного времени, поскольку осуществляется с установленными действующим законодательством процедурами.

В частности, разработка проекта, согласование, антикоррупционная экспертиза, правовая экспертиза, публичное обсуждение, а также государственная регистрация и официальное опубликование нормативного правового акта осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом Республики Казахстан «О правовых актах» (далее- Закон) и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 37 и статьи 54 Закона все уполномоченные органы обязаны предоставлять доступ заинтересованным лицам для ознакомления с принятыми нормативными правовыми актами, кроме тех, которые содержат государственные секреты или охраняемую законом тайну. Первое официальное опубликование нормативных правовых актов должно быть осуществлено одновременно на казахском и русском языках в течение тридцати календарных дней после дня их вступления в силу. Учитывая изложенное отмечаем, что после принятия Правила будут размещены в открытом доступе. Согласно статьи 11 Закона Республики Казахстан «О языках» ответ предоставляется на языке обращения. 

В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее-АППК) Вы вправе обжаловать административный акт либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 АППК.

Источник: обращение на e-Otinish

Автоматизированный контроль ЭСФ

  • 1303
Нравится
1

Практика учета

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL Войти через портал 1С:ИТС

Нет комментариев