Вопрос:
С 2020 года в Налоговый кодекс РК внесены изменения в части индивидуальных предпринимателей, использующих специальный налоговый режим (СНР) на основе патента. Прошу Вас на примере рассмотреть использование ККМ при деятельности такси и внести изменения в НК. Согласно НК с 01.01.2020 года индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность обязаны использовать ККМ.
Как на мой взгляд это будет выглядеть в легковом автомобиле (такси):
-
Кассовый аппарат либо мобильное приложение должно находиться в доступности. Но для выдачи чека пассажиру необходим еще и блютуз-принтер. Если это мобильное приложение, то вопросов меньше, но если это аппарат, то его нужно где-то разместить. Это достаточно дорогое оборудование и просто бросить под сиденье не получится. В большинстве автомобилей предусмотрен конструкцией перчаточный ящик (бардачок) для МЕЛКИХ вещей, чаще всего там находятся диагностические разъемы, документы, связанные с деятельностью (договор с диспетчерской службой, диагностическая карта ТО, страховые полисы), запасные предохранители, лампочки и пр., следовательно и без того маленький отсек превращается в ничтожный. Таким образом фактически места для размещения ККМ и принтера в легковом автомобиле нет!!!
-
В большинстве случаев такси это экспресс вид городского транспорта, т.е. прямое предназначение доставить пассажира в точку заказа в кратчайшие сроки. Итак, автомобиль подъезжает по указанному адресу, забирает пассажира, оговаривается маршрут следования и выполняется поездка. По прибытии на место (аэропорт, ЖД вокзал, кинотеатр и пр.) пассажир торопится покинуть автомобиль и отправиться по своим делам, но, подождите! ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите чек!!! Статья 284 КоАП РК предусматривает наказание в этом случае до 20 МРП. Следовательно ИП (таксист) должен достать из багажного отсека автомобиля ККМ, провести заполнение чека, распечатать и вручить клиенту, а при условии его отсутствия в автомобиле догнать и ВРУЧИТЬ! Это же невыполнимо!!! И в этот момент не берутся новые заказы, которые могут увеличить в конечном итоге прирост налоговых выплат при правильной организации отношений агрегатор-водитель-клиент. Логично предположить, что в отношении п.2 моего обращения создается почва для коррупционных действий со стороны контролирующих органов. В некоторых областях Казахстана даже стали выплачивать вознаграждение лицам, сообщившим о фактах невыдачи чека, что тоже предполагает заведомо лживую информацию со стороны клиентов (пассажиров).
Предложение: Отменить законодательно применение ККМ при осуществлении деятельности такси на основе патента, но для обеспечения налогового учета возложить эту обязанность на диспетчерские службы. По истечении контрольного периода диспетчерская служба выдает документ ИП о совершенных поездках и на основании этого документа подается в налоговый орган дополнительная форма 911.00 с указанием фактического дохода для осуществления корректировки налоговых вычетов.
Ответ:
Султангазиев М.Е. 29.11.2019, 10:06В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ). Денежными расчетами признаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек ( пункт 1 статьи 165 Налогового кодекса).
При этом согласно пункту 2 статьи 166 Налогового кодекса требование по применению ККМ не распространяется на денежные расчеты:
- физических лиц;
- адвокатов и медиаторов;
- индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющих деятельность:
- с применением специального налогового режима на основе патента;
- в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим (до 1 января 2020 года);
- в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, по согласованию с уполномоченным органом;
- Национального Банка Республики Казахстан;
- банков второго уровня.
Таким образом, налогоплательщики осуществляющие деятельность на основе патента освобождены от применения ККМ до 1 января 2020 года.
Обращаем внимание, что на сегодняшний день в государственный реестр ККМ включено 85 моделей онлайн ККМ, в том числе 7 моделей, являющихся мобильным приложением.
Вместе с тем, отмечаем, что налогоплательщики самостоятельно выбирают для применения модель онлайн ККМ в зависимости от модификации и технических возможностей, включенную в государственный реестр ККМ.
Дополнительно сообщаем, вопросы формирования государственной политики в сфере налоговой политики, который входит в компетенцию Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в связи с чем, предложение в части освобождения от применения ККМ налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на основе патента (деятельность такси) рекомендуем направить в указанный уполномоченный орган.
Источник: Блог-платформа государственных органов Республики Казахстан.
2 комментариев
Вадим Иваченко
13.12.2019Ольга Мурзинцева
13.12.2019