ID: -
Date: 06:09:2025
<неавторизован>
Законом 208-VIII от 15.07.2025 внесены ретроспективные изменения в Налоговый кодекс РК, нужно ли осуществлять перерасчет ИПН с физическими лицами по договорам ГПХ?
В соответствии со Статьей 345-2 НК РК:
«Налоговый вычет по социальным отчислениям, удерживаемым по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), применяется у налогового агента».
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 342 НК РК физическое лицо применяет налоговые вычеты в виде обязательных пенсионных взносов, по взносам на обязательное социальное медицинское страхование, стандартные вычеты, для многодетных семей – у налогового агента. А вычеты, не указанные в подпункте 1) пункта 2 статьи 342 НК РК, - самостоятельно.
Таким образом имеет место противоречие: статья 345-2 предписывает применять вычет по СО ГПХ у агента, статья 342 - только физическим лицом самостоятельно.
В соответствии со статьей 12 Закона о НПА: "При наличии противоречий в нормах одного нормативного правового акта или нормативных правовых актов одного уровня действует норма акта, позднее введенного в действие, или норма, которая соответствует акту, позднее введенному в действие".
Редакция статьи 345-2 введена в действие с 1 января 2025 года Законом 208-VIII от 15.07.2025.
Редакция статьи 342 была приостановлена до 01.01.2025 и введена в действие после завершения периода приостановления - с 1 января 2025 года.
Просьба разъяснить, правильно ли понимаем, что не смотря на отсутствие вычета по СО ГПХ в пп. 1) статьи 342 НК РК, вычет необходимо предоставлять агенту, руководствоваться при этом требованиями статьи 345-2?
Вправе ли агент не предоставлять новый вычет по договорам, действие которых уже завершено и расчеты по которым уже были произведены без учета этой нормы, введенной в действие ретроспективно?
Полезно
Республиканское государственное учреждение «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее – Комитет), рассмотрев в соответствии с Главой 12 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) в порядке упрощенной административной процедуры обращение от 25 июля 2025 года (№ЖТ-2025-02510403), сообщает следующее.
Согласно положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011 «Вопросы Министерства национальной экономики Республики Казахстан», вопросы формирования государственной политики в сфере налоговой и бюджетной политики, в том числе по внесению изменений в налоговое законодательство Республики Казахстан относятся к компетенции Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Действие норм разделов 8 и 9 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», утратило силу с 1 января 2025 года.
При этом с 1 января 2025 года вступили в действие ранее отсроченные редакции норм разделов 8 и 9 Налогового кодекса.
Со своей стороны Комитет сообщает, что согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 19 Налогового кодекса органы государственных доходов обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан по вопросам введения его в действие» от 15 июля 2025 года № 208-VIII (далее – Закон о внесении изменений от 15 июля 2025 года) внесены уточняющие и редакционные изменения и дополнения в действующий Налоговый кодекс по применению налоговых вычетов с 1 января 2025 года.
С учетом положений Закона о внесении изменений от 15 июля 2025 года подпунктом 6) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса установлено, что физическое лицо имеет право на применение налоговых вычетов, в том числе в виде налогового вычета по социальным отчислениям, удерживаемым с доходов по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), – в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о социальной защите.
При этом в соответствии со статей 345-2 Налогового кодекса налоговый вычет по социальным отчислениям, удерживаемым по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), применяется у налогового агента на сумму социальных отчислений, удерживаемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), исчисленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите в том налоговом периоде, на который приходится дата их исчисления.
Так, пунктом 1-4 статьи 356 Налогового кодекса установлено, что сумма облагаемого дохода физического лица у источника выплаты от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг налоговому агенту определяется в следующем порядке:
сумма доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, начисленная за налоговый период,
минус сумма корректировки дохода в текущем налоговом периоде, предусмотренная пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса,
минус сумма налоговых вычетов в виде обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о социальной защите,
минус сумма налоговых вычетов по взносам на обязательное социальное медицинское страхование в порядке и размере, которые установлены статьей 345-1 Налогового кодекса,
минус сумма налоговых вычетов в виде социальных отчислений, удерживаемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), в порядке и размере, которые установлены статьей 345-2 Налогового кодекса,
минус сумма стандартных вычетов в порядке и размерах, которые установлены статьей 346 Налогового кодекса с учетом положений пункта 3 статьи 343 Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 352 Налогового кодекса исчисление, удержание и уплата в бюджет индивидуального подоходного налога осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в подпунктах 1) – 12) и 17) статьи 321 Налогового кодекса, в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом.
При этом подпунктом 1) пункта 3 статьи 13 Налогового кодекса определено, что налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства.
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 211 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.
На основании вышеизложенного, учитывая, что в обязанности налогоплательщика входит исполнение норм налогового законодательства, а данная норма вступила в законную силу, следовательно, обязательна для исполнения.
При этом налоговый агент при определении суммы облагаемого дохода физического лица у источника выплаты по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), уменьшает на сумму налоговых вычетов, в том числе налогового вычета в виде социальных отчислений, удерживаемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), в порядке и размере, которые установлены статьей 345-2 Налогового кодекса.
В случае если не применен указанный налоговый вычет, то такое физическое лицо вправе обратиться к налоговому агенту, производившему удержание индивидуального подоходного налога с такого дохода по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), для перерасчета доходов в пределах срока исковой давности, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 статьи Налогового кодекса.
В свою очередь, налоговый агент вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность в пределах срока исковой давности путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.
Комитет обращает внимание, что данное разъяснение основано на изложенной в запросе информации. В случае наличия каких-либо изменений информации и возникновения новых фактов, указанное разъяснение не подлежит применению, так как налоговые обязательства подлежат определению с учетом таких изменений и фактических обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 АППК Вы вправе обжаловать принятое решение (административный акт) либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 АППК.
Источник: обращение на eOtinish
Нет комментариев