Порядок применения новых налоговых вычетов и перерасчет ИПН, в связи с ретроспективными изменениями в 2025 году (Разъяснение КГД МФ РК от 24.09.2025 г.)

26.09.2025
  • 674
  • ID: -

    Date: 01:10:2025

  • <неавторизован>

  • Документ Заявление на предоставление вычетов ИПН
  • Документ Расчет удержаний сотрудников организаций

Как применять предварительную сумму прочих налоговых вычетов, вычет для многодетных семей и вычет СО по ГПХ, изменения по которым внесены ретроспективно с 1 января 2025 года? Каков порядок перерасчета ИПН, в связи с произошедшими изменениями?

Вопрос о порядке применения новых вычетов по ИПН и перерасчета сумм ИПН от 08.07.2025 г.

По вопросам порядка действий налогоплательщика в связи с планируемыми в 2025 году изменениями по ИПН ранее по обращению ЖТ-2025-01912488 30 июня 2025 года был предоставлен ответ из которого следует, что изменение порядка применения налоговых вычетов с 1 января 2025 года не планируется, поскольку не поддержано Сенатом Парламента Республики Казахстан. В этой связи ответы по вопросам о способе отражения налогоплательщиком корректировок по ИПН не были предоставлены.

В пресс-релизе КГД от 01.07.2025 г. озвучено изменение ежемесячного размера вычетов для многодетных семей и ввод налогового вычета по социальным отчислениям по договорам ГПХ. Оба изменения, судя по информации пресс-релиза вводятся ретроспективно – с 1 января 2025 года.

В этой связи просьба разъяснить порядок применения налогоплательщиком новых норм, учитывая что все расчеты за 1 и 2 квартал уже завершены, сданы формы налоговой отчетности, выполнена уплата ИПН в бюджет, с некоторыми физ. лицами уже нет правовых отношений (сотрудник уволен, договор по ГПХ завершен и т.д.).

В частности, просьба разъяснить:

1. Вправе ли налогоплательщик применить новые нормы по изменению размера вычетов для многодетных семей перспективно - начиная с периода, в котором Закон будет введен в действие (т.е. не выполнять перерасчет в уже завершенных отчетных периодах, учитывая, что физические лица уже могут быть уволены и пр.)?

2. В случае необходимости выполнения перерасчета за истекшие периоды года вправе ли налогоплательщик предоставить корректировку по вычетам в ближайшем отчетном периоде года (например предоставить вычет для родителя многодетной семьи в повышенном размере с учетом увеличения размера ежемесячного вычета в сравнении с ранее предоставленным или напротив в пониженном, учитывая его изменение для каждого из родителей), без перерасчета результатов прошлых периодов?

3. При уплате ИПН по физическим лицам, вычет которых уменьшается (при ретроспективном уменьшении вычета для одного из родителей многодетных семей с 12 МРП до 11,75 МРП с 1 января 2025 года) после введения в действие Закона, правильно ли понимаем, что уплата будет выполняться без начисления пени и применения административных мер? В том числе по другим обязательным платежам, обязательство по которым зависит от размера выплаченных доходов. Например, размер ОПВ, подлежащих уплате, изменится в связи с изменением удельного веса выплаченных доходов, который зависит от суммы исчисленного ИПН и т.д.

4. Как налогоплательщик должен предоставить корректировки в части изменения вычета для многодетных семей и ввода вычета по СО ГПХ в формах налоговой отчетности, в частности в формах 200.00 и форме 910.00 (в том числе приложениях к форме 200.00): требуется ли подача дополнительных форм за истекшие периоды с начала года или налогоплательщик вправе учесть проведенную корректировку в предстоящих налоговых периодах (по аналогии с вводом права на предоставление предварительной суммы прочих налоговых вычетов в любом периоде года и соответственно права декларировать применение вычета в повышенном размере )?

5. Как налогоплательщик должен применить новый вычет СО по ГПХ, по договорам, расчеты по которым были завершены в начале года и на текущий момент правоотношения с физическим лицом отсутствуют. Вправе ли налогоплательщик применять новый вычет перспективно – начиная с периода, в котором закон будет введен в действие, без выполнения перерасчета за истекшие периоды 2025 года.

6. Просьба разъяснить порядок декларирования вычета СО по ГПХ, вычета для многодетных семей и предварительной суммы прочих налоговых вычетов в формах 200.00 и 910.00 за 2025 год. Планируется ли внесение изменений в формы налоговой отчетности 2025 года в связи с вышеуказанными изменениями?

Полезно

Разъяснение КГД МФ РК по применению новых вычетов по ИПН и порядку перерасчета суммы ИПН от 24.09.2025 г.

Республиканское государственное учреждение «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее – Комитет), рассмотрев в соответствии с Главой 12 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) в порядке упрощенной административной процедуры обращение от 9 июля 2025 года (№ЖТ-2025-02277552), сообщает следующее.

По первому, второму и третьему вопросам

Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан по вопросам введения его в действие» от 15 июля 2025 года № 208-VIII (далее – Закон о внесении изменений от 15 июля 2025 года) внесены уточняющие и редакционные изменения и дополнения в действующий Налоговый кодекс по применению налоговых вычетов с 1 января 2025 года.

Пунктом 2 статьи 347 Налогового кодекса определено, что налоговый вычет для многодетной семьи применяется в случае наличия у физического лица на 1 января календарного года, в котором применяется вычет, четырех и более несовершеннолетних детей, подтверждаемого копиями свидетельств о рождении таких детей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 347 Налогового кодекса налоговый вычет для многодетной семьи применяется в совокупности на обоих родителей в размере не более 282-кратного размера месячного расчетного показателя (далее – МРП), определенного за календарный год, в одном из следующих порядков:

1) для одного из родителей многодетной семьи в 23,5 МРП за каждый месяц;

2) для каждого родителя многодетной семьи в 11,75 МРП за каждый месяц.

Пунктом 1 статьи 343 Налогового кодекса установлено, что налоговые вычеты, за исключением налогового вычета в виде обязательных пенсионных взносов, взносов на обязательное социальное медицинское страхование и социальных отчислений, удерживаемых с доходов по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), применяются налоговым агентом у источника выплаты на основании:

1) заявления физического лица о применении налоговых вычетов;

2) копий подтверждающих документов, кроме прочих налоговых вычетов. Такие копии хранятся у налогового агента в течение срока исковой давности, составляющего три года.

Согласно пункту 4 статьи 343 Налогового кодекса в случае, если налоговые вычеты не применены налоговым агентом к доходу физического лица по причине обращения физического лица позже даты удержания индивидуального подоходного налога с такого дохода, физическое лицо вправе представить налоговому агенту, производившему удержание индивидуального подоходного налога с такого дохода, заявление и подтверждающие документы, на основании которых налоговый агент производит перерасчет доходов в пределах срока исковой давности, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса.

Пунктом 1 статьи 356 Налогового Кодекса определено, что сумма облагаемого дохода работника определяется в следующем порядке:

сумма доходов работника, подлежащих налогообложению у источника выплаты, начисленных за налоговый период,

минус

сумма корректировки дохода за налоговый период, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса,

минус

сумма налоговых вычетов в виде обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о социальной защите,

минус

сумма налоговых вычетов по взносам на обязательное социальное медицинское страхование в порядке и размере, которые установлены статьей 345-1 Налогового кодекса,

минус

сумма стандартных вычетов в порядке и размерах, которые установлены статьей 346 Налогового кодекса,

минус

сумма налогового вычета для многодетных семей в порядке и размере, которые установлены статьей 347 Налогового кодекса,

минус

предварительная сумма прочих вычетов, определяемая в соответствии с пунктом 2 данной статьи.

При этом подпунктом 1) пункта 3 статьи 13 Налогового кодекса определено, что налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства.

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 211 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 352 Налогового кодекса исчисление, удержание и уплата в бюджет индивидуального подоходного налога осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в подпунктах 1) – 12) и 17) статьи 321 Налогового кодекса, в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, может обеспечиваться начислением пени на неуплаченную сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.

На основании изложенного, налоговый вычет для многодетной семьи физическое лицо вправе применить в случае наличия на 1 января 2025 года четырех и более несовершеннолетних детей, что подтверждается копиями свидетельств о рождении таких детей, для одного из родителей многодетной семьи в 23,5 МРП за каждый месяц, или для каждого родителя многодетной семьи в 11,75 МРП за каждый месяц, при этом в совокупности на обоих родителей в размере не более 282 МРП.

Вместе с тем, в случае, если налоговые вычеты не применены налоговым агентом к доходу физического лица по причине обращения физического лица позже даты удержания ИПН с такого дохода, физическое лицо вправе представить налоговому агенту, производившему удержание ИПН с такого дохода, заявление и подтверждающие документы, на основании которых налоговый агент производит перерасчет доходов в пределах срока исковой давности, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса.

Наряду с этим, согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, может обеспечиваться начислением пени на неуплаченную сумму налога в бюджет.

При этом согласно нормам статьи 279 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, по удержанным (подлежащим удержанию) суммам налогов, выявленным налоговым агентом самостоятельно и указанным в дополнительной налоговой отчетности, при условии их перечисления в бюджет не позднее трех рабочих дней со дня представления дополнительной налоговой отчетности в орган государственных доходов.

По четвертому пятому и шестому вопросам

С учетом положений Закона о внесении изменений от 15 июля 2025 года подпунктом 6) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса установлено, что физическое лицо имеет право на применение налоговых вычетов, в том числе в виде налогового вычета по социальным отчислениям, удерживаемым с доходов по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), – в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о социальной защите.

При этом в соответствии со статьей 345-2 Налогового кодекса налоговый вычет по социальным отчислениям, удерживаемым по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), применяется у налогового агента на сумму социальных отчислений, удерживаемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), исчисленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите в том налоговом периоде, на который приходится дата их исчисления.

Так, пунктом 1-4 статьи 356 Налогового кодекса установлено, что сумма облагаемого дохода физического лица у источника выплаты от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг налоговому агенту определяется в следующем порядке:

сумма доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, начисленная за налоговый период,

минус сумма корректировки дохода в текущем налоговом периоде, предусмотренная пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса,

минус сумма налоговых вычетов в виде обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о социальной защите,

минус сумма налоговых вычетов по взносам на обязательное социальное медицинское страхование в порядке и размере, которые установлены статьей 345-1 Налогового кодекса,

минус сумма налоговых вычетов в виде социальных отчислений, удерживаемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), в порядке и размере, которые установлены статьей 345-2 Налогового кодекса,

минус сумма стандартных вычетов в порядке и размерах, которые установлены статьей 346 Налогового кодекса с учетом положений пункта 3 статьи 343 Налогового кодекса.

На основании вышеизложенного, налоговый агент при определении суммы облагаемого дохода физического лица у источника выплаты по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), уменьшает на сумму налоговых вычетов, в том числе налогового вычета в виде социальных отчислений, удерживаемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), в порядке и размере, которые установлены статьей 345-2 Налогового кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 781 Налогового кодекса предварительная сумма прочих вычетов может быть применена начиная с любого периода в течении календарного года путем предоставления заявления налоговому агенту о применении налоговых вычетов.

Вместе с тем, в случае, если указанный налоговый вычет не применен, то такое физическое лицо вправе обратиться к налоговому агенту, производившему удержание индивидуального подоходного налога с такого дохода по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), для перерасчета доходов, индивидуального подоходного налога, исчисленных с доходов с учетом уточняющих изменений и дополнений, предусмотренных Законом о внесении изменений от 15 июля 2025 года, налоговый агент вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность формы 200.00 и 910.00 к которому относятся данные изменения и дополнения.

При этом в реализованном функционале информационной системы Комитета предусмотрено указание значений и сумм налогового вычета для многодетной семьи и предварительной суммы прочих вычетов:

- в разделе «Исчисление индивидуального подоходного налога с доходов иностранцев и лиц без гражданства» формы 200.02 (Исчисление индивидуального подоходного налога с доходов иностранцев и лиц без гражданства) в графах «X – Прочие налоговые вычеты», «Y – Cумма прочих налоговых вычетов».

- в разделе «Исчисление налогов и социальных платежей с доходов физических лиц» формы 200.05 (Исчисление налогов и социальных платежей по доходам физических лиц) в графах «O – Прочие налоговые вычеты», «P – Cумма прочих налоговых вычетов».

При этом выбор налогового вычета для многодетной семьи и предварительной суммы прочих вычетов доступны в Справочнике прочих налоговых вычетов информационной системы Комитета.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 АППК Вы вправе обжаловать принятое решение (административный акт) либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 АППК.

Источник: обращение на eOtinish

Запрос ЖТ-2025-02277552 от 08.07.2025 г.Запрос ЖТ-2025-02277552 от 08.07.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 24.09.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 24.09.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 24.09.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 24.09.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 24.09.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 24.09.2025 г.

  • 674
Нравится
3

Практика учета

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL Войти через портал 1С:ИТС

Нет комментариев