Сопоставительный контроль выписки ЭСФ с 2026 года (разъяснение КГД МФ РК)

19.08.2025 08:00:00
  • 589
  • ID: -

    Date: 06:09:2025

  • <неавторизован>

Критерии и условия для осуществления сопоставительного контроля налоговым органом с 1 января 2026 года.

В каких случаях будет осуществляться сопоставительный контроль?

Согласно статье 142 нового Налогового кодекса РК, предусматривается проведение сопоставительного контроля в целях выявления операций по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг, в отношении которых у налогового органа имеются сомнения в их фактическом совершении. В связи с этим просим разъяснить:

  1. Что именно подразумевается под «сомнениями» налогового органа? 
  • Какими критериями или индикаторами руководствуется налоговый орган при их формировании
  • Являются ли такими индикаторами, например, отсутствие транспорта у поставщика, расхождения по складским остаткам, непропорционально низкая численность персонала и т.п.?
  1. При возникновении таких сомнений у налогового органа, предусмотрено ли уведомление покупателя, особенно с учётом того, что:
  • в рамках автоматизированного контроля ( статья 139 НК РК) могут быть приостановлены операции по выписке ЭСФ;
  • покупатель может не знать об отзыве ЭСФ и фактически, оказаться вовлечённым в цепочку блокировок, не имея информации о сути претензий к его поставщику.
  1. Будут ли предусмотрены официальные уведомления в адрес покупателей о наличии сомнений у налоговых органов в отношении конкретных поставщиков или операций.

Ответ КГД МФ РК

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет), рассмотрев Ваш запрос от 20.06.2025г., сообщает следующее. По первому вопросу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса контроль выписки электронных счетов-фактур является одним из контрольных мер по минимизации налогового риска. Согласно пункту 3 статьи 93 проекта Налогового кодекса информация, полученная при управлении налоговыми рисками, а также порядок организации управления налоговыми рисками являются конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничен законодательством Республики Казахстан.

Предоставление указанной информации иным лицам, в том числе налогоплательщикам, запрещается. Таким образом, критерии, применяемые при проведении контроля выписки электронных счетов-фактур, не подлежат разглашению. По второму и третьему вопросу Согласно пункту 10 статьи 142 проекта Налогового кодекса налоговый орган направляет извещение по взаиморасчетам, указанным в уведомлении, контрагентам налогоплательщика, уведомление которого признано неисполненным или не исполнившего уведомление.

Согласно пункту 3 статьи 81 Налогового кодекса извещения, указанные в подпунктах 2) и 3) пункта 1 данной статьи, представляются контрагенту налогоплательщика, который является получателем товаров, работ, услуг по электронному счету-фактуре, отраженному в уведомлении, предусмотренном подпунктом 5) пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса, в течение одного рабочего дня, следующего за днем приостановления выписки электронных счетов-фактур налогоплательщику. Такие извещения содержат сведения об указанных электронных счетах-фактурах. Таким образом, проектом Налогового кодекса предусмотрено направление извещений покупателям налогоплательщиков, которым приостановлена выписка ЭСФ.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан Вы вправе обжаловать принятое решение (административный акт), либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

Источник:  обращение на eOtinish

Сопоставительный контроль 2026

  • 589
Нравится
(Нет голосов)

Практика учета

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL Войти через портал 1С:ИТС

Нет комментариев