Опубликованы поправки в НК РК 2022 года. Что изменится?

22.12.2021
  • 19588

На сайте Президента РК опубликована информация о подписании Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении  в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» от 20 декабря 2021 года № 85-VIІ.

Текст Закона официально опубликован на сайте Казахстанская правда 21.12.2021 года.

 Рассмотрим, какие наиболее «интересные» изменения для бухгалтеров и предпринимателей внес Закон № 85-VIІ со сроками их введения.

Передача данных банками по платежам физ. лиц

В статью 24 НК РК внесены изменения и дополнения по передаче банками второго уровня сведений в уполномоченный орган по платежам, которые поступают физическим лицам.

В подпункте 19) установлено, что банки передают данные по платежам юр. лиц, ИП и лиц, занимающихся частной практикой, которые поступили по pos-терминалу при оплате картой. В подпункте уточнено, что передаваться будут также и данные по мобильным платежам.

В статью добавлены новые подпункты:

  • 21) с 1 марта 2022 года в уполномоченный орган будут передаваться данные о суммах поступивших платежей ИП, которые применяют СНР и являются пользователями специального мобильного приложения. Данные будут передаваться только по счетам для осуществления предпринимательской деятельности (не по личным счетам физ.лица), за календарный месяц.
  • 22) с 1 марта 2022 года в уполномоченный орган будут передаваться данные о суммах платежей и переводов в пользу иностранных компаний (указанных в пунктах 1 и 2 статьи 779).  Данные передаются за календарный год, не позднее 15 числа второго месяца следующего года.
  • 23) с 2025 года в уполномоченный орган будут передаваться данные по всем физическим лицам, которые не являются ИП (только по операциям, имеющим признаки получения дохода от предпринимательской деятельности).
Важно по передаче банковских данных физ. лиц!

Законом О введении подпункт 23) принят в нескольких отдельных редакциях (для каждого года до 2025 года). То есть с 2022 года действие подпункта распространяется только на госслужащих и их супругов и ежегодно к ним прибавляются новые категории (см. таблицу). 

К 2025 году данные будут передаваться по всем физическим лицам, у которых выявлены операции, связанные с предпринимательской деятельностью. На сегодня озвучено, что критерием определения таких операций является получение переводов от 100 лиц каждый месяц в течение 3-х последовательных месяцев.

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

лица, занимающие ответственную гос. должность, и их супругам

лица, занимающие ответственную гос. должность, и их супругам

лица, занимающие ответственную гос. должность, и их супругам

лица, занимающие ответственную гос. должность, и их супругам

лица, уполномоченные на выполнение гос. функций, и их супругам

лица, уполномоченные на выполнение гос. функций, и их супругам

лица, уполномоченные на выполнение гос. функций, и их супругам

лица, уполномоченные на выполнение гос. функций, и их супругам

лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение гос. функций, и их супругам

лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение гос. функций, и их супругам

лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение гос. функций, и их супругам

лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение гос. функций, и их супругам

лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с:

·        Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан»;

·        Законом РК «О противодействии коррупции»;

·        Законом РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

·        Законом РК «О страховой деятельности»;

·        Законом РК  «О рынке ценных бумаг»

лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с:

·        Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан»;

·        Законом РК «О противодействии коррупции»;

·        Законом РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

·        Законом РК «О страховой деятельности»;

·        Законом РК  «О рынке ценных бумаг»

лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с:

·        Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан»;

·        Законом РК «О противодействии коррупции»;

·        Законом РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

·        Законом РК «О страховой деятельности»;

·        Законом РК  «О рынке ценных бумаг»

лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с:

·        Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан»;

·        Законом РК «О противодействии коррупции»;

·        Законом РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

·        Законом РК «О страховой деятельности»;

·        Законом РК  «О рынке ценных бумаг»

 

 + работники государственных учреждений и их супруги

 работники государственных учреждений и их супруги

 работники государственных учреждений и их супруги

 

 + работники квазигосударственного сектора и их супруги

работники квазигосударственного сектора и их супруги

работники квазигосударственного сектора и их супруги

 

 

 + руководители, учредители (участники) юридических лиц и их супруги

 руководители, учредители (участники) юридических лиц и их супруги

 

 

 + индивидуальные предприниматели и их супруги

 индивидуальные предприниматели и их супруги

 

 

 

+ все физ. лица 

(только если выявлены операции, имеющие признаки получения дохода!)

Паспорт налогоплательщика

С 1 марта 2022 года в положения НК РК водится новое понятие «Паспорт налогоплательщика».  

Паспорт налогоплательщика – информационная карта субъекта предпринимательства, не являющейся налоговой тайной, которая содержится в штрих-коде (QR-код), формируемом органом государственных доходов.

Добавлена новая статья 75-1, по которой паспорт налогоплательщика используют предприниматели и организации, работающие в сфере торговли или общественного питания. 

Паспорт размещается возле ККМ или в других общедоступных местах и должен содержать:

  • ИИН/БИН;
  • Наименование налогоплательщика;
  • ФИО ИП или руководителя юр. лица;
  • статус налогоплательщика;
  • дату постановки на рег. учет;
  • рег. номер ККМ;
  • наличие лицензий на алкогольную продукцию. 
Паспорт (в виде QR-кода) формируется налоговым органом 1 раз в месяц.

Прослеживаемость оборота товаров

Вводится государственный контроль по прослеживаемости оборота товаров. Для этого в НК РК с 2022 года выделена отдельная статья 176-1, которая устанавливает основные положения по прослеживаемости оборота товаров, импортированных из ЕАЭС.

Закреплено, что национальной системой прослеживаемости является ИС ЭСФ.

Налогоплательщики по товарам, подлежащим прослеживаемости, обязаны оформлять сопроводительные документы в электронном виде и представлять полные и достоверные сведения, подлежащие включению в систему. Сопроводительным документом национальной системы прослеживаемости является электронный счет-фактура. 

За неисполнение обязательств по прослеживаемости оборота товара, налогоплательщик несет ответственность.

Отсрочка по налогам

В статью 51 НК РК добавлено положение, по которому отсрочка по налогам на срок более одного года предоставляется только под залог недвижимого имущества налогоплательщика или третьего лица или под банковскую гарантию. Изменение вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Чек ККМ по мобильным платежам

Статьей 165 НК РК мобильные платежи включены в понятие денежных расчетов. Это означает, что при проведении мобильного платежа также необходима выдача чека ККМ.

ФНО 101.04 при отсутствии объектов налогообложения

В статью 208 НК РК добавлена уточняющая норма, что при отсутствии объектов налогообложения, налоговая отчетность по КПН у источника выплаты с дохода нерезидента, не представляется.

Данной нормой урегулирована проблемная ситуация, которая сложилась в 2021 года по форме. Поправка вводится в действие с 1 января 2018 года.

Новые категории грузовых автомобилей по налогу на транспорт

По налогу на транспортные средства расширено определение грузовых автомобилей по статье 492 НК РК. 

К категории грузовых автомобилей добавлены автомобили категории В с жестким кузовом и общего назначения с бортовой платформой. 

«2) к грузовым автомобилям относятся: 

  • автомобили категории С (включая СЕ, С1Е, С1), если иное не установлено подпунктом 1) настоящего пункта;
  • специализированные грузовые автомобили категории В с жестким закрытым кузовом, устанавливаемым на автомобильном шасси или кузовом вагонного типа, с перегородкой, отделяющей грузовой отсек, предназначенный для перевозки промышленных, продовольственных и сельскохозяйственных грузов, оборудованный приспособлениями для укладки и закрепления груза внутри кузова (автомобили - фургоны); 
  • грузовые автомобили категории В общего назначения с бортовой платформой (за исключением автомобилей - пикапов)».
Изменение вступает в силу с 2021 года.

Имущественный налог с кладовок в подъездах и парковочных мест

В статью 529, которая устанавливает порядок расчета имущественного налога с холодных пристроек, цокольному этажу, подвалу жилища, гаражу и т.д., добавлены положения по расчету налога с кладовок в жилых многоквартирных домах

Расчет с кладовок в многоквартирных домах производится аналогично предыдущим объектам, налоговой базой является стоимость объекта по состоянию на 1 января каждого года, следующего за отчетным, расчет производится по утвержденной формуле.

В статье 528 НК РК, в качестве объекта обложения налогом на имущество физических лиц, добавлены парковочные места. Речь идет о тех парковочных местах, которые находятся на праве собственности. 

Сведения о налоговой задолженности физ. лиц

Налоговые органы расширяют список каналов, по которым они могут оповещать физ. лиц об исчисленных налоговых обязательствах и имеющихся задолженностях (по налогу на транспорт, землю, имущество).

Добавлено оповещение через налоговое мобильное приложение

Налоговое мобильное приложение – программный продукт, установленный и запущенный на абонентском устройстве сотовой связи и предоставляющий доступ к государственным и иным услугам, оказываемым налоговыми органами в электронной форме, а также исполнения налогового обязательства.

Нравится
1

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход с помощью STSL

Нет комментариев