Учет взаиморасчетов с подотчетными лицами

20.09.2016
  • 4469

В деятельности предприятия возникают ситуации выдачи денежных средств сотрудникам в подотчет.

К расходам, на которые выдаются подотчетные средства, можно отнести: приобретение товарно-материальных ценностей, командировочные и представительские расходы, оплата за оказанные услуги, выполненные работы, оплата хозяйственных расходов, которые осуществляются работником за счет средств предприятия.

Рассмотрим подробнее следующие понятия, входящие в систему взаиморасчетов с подотчетными лицами:

  • Подотчетные средства — это денежные средства, выдаваемые сотруднику на предстоящие расходы в наличном или безналичном виде;

  • Авансовый отчет — это отчет подотчетного лица о расходовании выданных денежных средств, подтверждаемый прилагаемыми документами (счетами-фактурами, актами выполненных работ и т.д.);

  • Командировочные расходы — это расходы сотрудника за время нахождения в командировке, оплачиваемые предприятием. Например, суточные, расходы по найму жилья, расходы на проезд и т.д.

  • Представительские расходы — это расходы предприятия по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на различные мероприятия предприятия (оплата услуг переводчика, оплата за проезд, расходы на размещение и питание и т.д.).

При выдаче денежных средств подотчетному лицу необходимо руководствоваться «Правилами ведения бухгалтерского учета», утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 и иными законодательными актами РК.

Правилами ведения бухгалтерского учета регламентируется механизм выдачи денежных средств в подотчет и оформление соответствующих первичных документов.

Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника в соответствии с учетной политикой предприятия и в зависимости от назначения аванса, устанавливаются сроки предоставления отчетности и возврата денежных средств.

Выдача денежных средств лицу, не предоставившему отчет за предыдущий полученный аванс, не производится.

После получения денежных средств, подотчетное лицо предоставляет авансовый отчет в установленные сроки с приложением подтверждающих документов на каждый вид расхода. Предоставленный отчет проверяется главным бухгалтером (иным ответственным лицом) и утверждается руководителем предприятия.

Форма авансового отчета утверждена приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562.

Неиспользованные суммы аванса возвращаются подотчетным лицом в кассу предприятия или могут быть удержаны из доходов сотрудника в случае несвоевременного возврата им остатка денежных средств. Если произошел перерасход денежных средств, то сотруднику выплачивается сумма перерасхода, на основании составленного сотрудником и утвержденного руководителем авансового отчета.

В случае, если предприятие является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее НДС), при составлении авансового отчета необходимо указывать сумму НДС и сумму расходов без НДС. Данное заполнение позволит в дальнейшем произвести корректное отнесение суммы НДС в зачет.

При выдаче денежных средств в подотчет, в бухгалтерском учете формируется краткосрочная кредиторская задолженность работников. Данная задолженность погашается отчетными документами, подтверждающими расход выданных средств.

Выдача денежных средств на командировочные и представительские расходы относится на расходы предприятия. В соответствии со статьей 100 Налогового Кодекса РК расходы налогоплательщика (юридического лица), связанные с хозяйственной деятельностью, относятся на вычеты при определении налогооблагаемого дохода. При этом размер расходов, относимых на вычеты, регулируется законодательными актами РК.

Представительские расходы относятся на вычеты в размере, не превышающем 1% от суммы расходов работодателя по доходам работников, подлежащих налогообложению. Представительские расходы относятся на вычет в случае утверждения руководителем предприятия приказа / распоряжения о проведении представительского мероприятия, сметы расходов, отчетах ответственных лиц с приложением всех подтверждающих документов.

Для проверки достоверности ведения бухгалтерского учета может быть произведена аудиторская проверка по внутренним расчетным операциям и их соответствия нормативно-правовым актам в части налогообложения и учетной политики.

При проведении проверки проверяются следующие документы:

  • авансовые отчеты;

  • приказы о направлении сотрудников в командировки;

  • командировочные удостоверения;

  • копии загранпаспортов командированных сотрудников с отметками о пересечении границы;

  • список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;

  • сметы представительских расходов;

  • приказы об утверждении смет представительских расходов;

  • подтверждающие первичные документы.

Также взаиморасчеты с подотчетными лицами отражаются в отчете о движении денежных средств, главной книге предприятия и других документах бухгалтерского и налогового учета в соответствии с учетной политикой предприятия.

Результаты аудиторской проверки помогают предотвратить в дальнейшем повторение подобных ошибок и повысить эффективность ведения учета на предприятии.

  • (4469)
Нравится
1

База знаний

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи

Нет комментариев