ID: -
Date: 27:11:2025
<неавторизован>
Если плательщик применяет СНР для самозанятого и реализует товары, работы и услуги (в рамках СНР) плательщику на ОУР, то вправе ли плательщик на ОУР взять такие расходы на вычеты по КПН?
С 1 января 2026 года вступит в силу новый Налоговый кодекс РК.
В соответствии с пп. 16) статьи 286 НК РК вычету не подлежат:
«16) расходы налогоплательщика по приобретению товаров, работ, услуг у лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации на дату получения таких товаров, работ, услуг.
Датой получения товаров признается дата фактической передачи товаров покупателю на основании подтверждающих документов.
Датой получения работ, услуг признается дата подписания акта выполненных работ, оказанных услуг или иного документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг».
При этом запрет распространяется только на СНР на основе упрощенной декларации.
Возникают вопросы:
1. Вправе ли налогоплательщик на ОУР взять на вычеты расходы по приобретению товаров, работ и услуг у физического лица, применяющего СНР для самозанятого?
2. Необходимо ли плательщику на ОУР при приобретении товаров, работ, услуг у физического лица (самозанятого) рассчитывать и удерживать налоги и соц. платежи у источника выплаты, так как в соответствии со статьей 425 НК РК, доходы от реализации товаров, работ и услуг относятся к доходам, облагаемым у источника выплаты (самозанятые не имеют статус ИП), также в соответствии с пп. 2) п. 3 ст. 371 НК РК доходы физического лица облагаются налоговым агентом, в случае получения от налогового агента, за исключением дохода ИП, однако самозанятые не являются ИП.
3. В случае, если по приобретенным товарам, работам, услугам у самозанятого налоговый агент обложит доход у источника выплаты, то не возникнет ли риск двойного обложения дохода самозанятого, так как не предусмотрены положения в НК РК на этот случай?
Республиканское государственное учреждение Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев в пределах компетенции в соответствии с Главой 12 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан в порядке упрощенной административной процедуры письмо, поступившее в единую платформу приема и обработки обращений «E-otinіsh» от 14 октября 2025 года № ЖТ-2025-03600312, сообщает следующее.
По первому вопросу
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее - Налоговый кодекс) расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей, статьями 258 - 273, главами 27- 31 Налогового кодекса, за исключением затрат (расходов), не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 257 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Абзацем первым пункта 5 статьи 257 Налогового кодекса предусмотрено, что если иное не установлено данной статьей, статьями 258 - 273 и главами 27 - 31 Налогового кодекса, для целей раздела 5 Налогового кодекса признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В соответствии с подпунктом 16) статьи 286 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы налогоплательщика по приобретению товаров, работ, услуг у лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации на дату получения таких товаров, работ, услуг.
Датой получения товаров признается дата фактической передачи товаров покупателю на основании подтверждающих документов.
Датой получения работ, услуг признается дата подписания акта выполненных работ, оказанных услуг или иного документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг.
Согласно положениям пункта 1 статьи 715 Налогового кодекса если иное не установлено пунктом 2 данной статьи налогоплательщик вправе выбрать один из следующих специальных налоговых режимов при соответствии положениям данного пункта и раздела 16 Налогового кодекса: специальный налоговый режим для самозанятых, специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств.
На основании вышеизложенного, в целях исчисления корпоративного подоходного налога расходы налогоплательщика по приобретению товаров, работ, услуг у лиц, применяющих СНР для самозанятых, связанные с деятельностью направленной на получение дохода, относятся на вычеты при наличии соответствующих первичных документов, оформленных по форме и требованиям законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и иного законодательства Республики Казахстан.
По второму вопросу
В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса, вступающего в действие, по доходам, подлежащим налогообложению физическим лицом – резидентом самостоятельно, исчисление и уплата индивидуального подоходного налога, а также представление налоговой отчетности производятся таким физическим лицом – резидентом:
В соответствии со статьей 718 Налогового кодекса самозанятыми признаются физические лица (не являющиеся индивидуальными предпринимателями) – граждане Республики Казахстан, кандасы, соответствующие следующим условиям:
В соответствии с пунктом 2 статьи 720 Налогового кодекса исчисление суммы индивидуального подоходного налога и социальных платежей в специальном налоговом режиме производится самозанятым посредством использования специального мобильного приложения, за исключением случаев осуществления деятельности в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.
При этом, статьей 721 Налогового кодекса установлены особенности применения специального налогового режима самозанятым, осуществляющим деятельность с использованием интернет-платформы. Пунктом 3 данной статьи определено, что оператор интернет-платформы является налоговым агентом в соответствии с подпунктом 13) статьи 3 Налогового кодекса, который производит удержание и перечисление индивидуального подоходного налога и социальных платежей, предусмотренных Социальным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», за физических лиц, применяющих специальный налоговый режим для самозанятых и осуществляющих деятельность с использованием интернет-платформы, а также являющихся исполнителями в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан.
Таким образом, если физическое лицо, применяет специальный налоговый режим, в том числе для самозанятых, исполнение налогового обязательства в рамках указанного режима производится в соответствии с разделом 16 Налогового кодекса самостоятельно таким физическим лицом-самозанятым, за исключением осуществления деятельности с использованием интернет-платформы.
Соответственно, при оказании услуг физическим лицом-самозанятым юридическому лицу, применяющему общеустановленный режим налогообложения, у юридического лица не возникают обязательства по исчислению и удержанию налога у источника выплаты.
Данное разъяснение основано на изложенной в запросе информации. В случае наличия каких- либо изменений информации и возникновения новых фактов, указанное разъяснение не подлежит применению, так как налоговые обязательства подлежат определению с учетом таких изменений и фактических обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 АППК Вы вправе обжаловать принятое решение (административный акт) либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 АППК.
Источник: обращение на eOtinish



Нет комментариев