Как предоставить работнику прочий вычет по вознаграждениям в 2025 году (Разъяснение КГД от 25.08.2025)

26.08.2025 12:10:00
  • 474
  • ID: -

    Date: 06:09:2025

  • <неавторизован>

В 2025 году работодатель не предоставляет работникам прочие налоговые вычеты, но обязан уменьшить облагаемый доход работника на предварительную сумму прочих налоговых вычетов в соответствии с Заявлением работника. Как правильно оформить такое Заявление, если работник планирует применить прочий налоговый вычет по вознаграждениям (по ипотечным жилищным займам)?

Запрос ЖТ-2025-02676708 портала PRO1C от 06.08.2025

В соответствии с пунктом 2 статьи 356 НК РК физическое лицо вправе самостоятельно определить сумму применения у налогового агента предварительной суммы прочих вычетов в одном из двух вариантов:

  • в размере 23,5-кратного месячного расчетного показателя за каждый календарный месяц;

  • либо 282-кратного месячного расчетного показателя за календарный месяц с последующим переносом на последующие месяцы суммы превышения налоговых вычетов в пределах календарного года.

Просьба разъяснить: вправе ли физическое лицо указать в Заявлении о применении налоговых вычетов другую сумму (меньше указанной в пункте 2 статьи 356 НК РК).

Например, если физическое лицо претендует на прочий вычет по вознаграждениям и учитывает, что размер этого вычета ограничен суммой 118 МРП в год (т.е. подтвердить этот вычет он сможет только в пределах этой суммы), то можно ли указать в Заявлении о применение вычетов предварительную сумму в размере допустим 9,8 МРП в месяц или 118 МРП единовременно с переносом на последующие периоды?

Вопрос связан с тем, что в пункте 2 статьи 356 НК РК не указано, что данные суммы являются предельными значениями и физическое лицо может самостоятельно заявить любую сумму, не превышая данные значения. Возникает мнение, что сумма в заявлении физического лица не может отличаться от указанных в статье.

Ответ на запрос ЖТ-2025-02676708 портала PRO1C от 25.08.2025

Республиканское государственное учреждение «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее – Комитет), рассмотрев в соответствии с Главой 12 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) в порядке упрощенной административной процедуры обращение от 7 августа 2025 года (ЖТ-2025-02676708), сообщает следующее.

Согласно положению о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, вопросы формирования государственной политики в сферах налоговой, бюджетной и таможенной политики, в том числе по внесению изменений в налоговое законодательство Республики Казахстан относятся к компетенции указанного министерства.

Со своей стороны, сообщаем, что согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 19 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) органы государственных доходов обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.

Вместе с тем, Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан по вопросам введения его в действие» (далее – Закон), вступил в действие с 1 января 2025 года, которым предусмотрены переходные положения по исчислению, удержанию и уплате индивидуального подоходного налога (далее – ИПН) с 1 января 2025 года.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса физическое лицо имеет право на применение налоговых вычетов, в том числе прочих налоговых вычетов, которые включают в себя, в том числе налоговый вычет по вознаграждениям.

Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса установлено, что физическое лицо применяет налоговые вычеты:

  1. в виде обязательных пенсионных взносов, по взносам на обязательное социальное медицинское страхование, стандартные вычеты, для многодетных семей - у налогового агента;
  2. в виде обязательных пенсионных взносов, по взносам на обязательное социальное медицинское страхование, стандартные вычеты, для многодетных семей - самостоятельно при неприменении у налогового агента;
  3. не указанные в подпункте 1) данного пункта - самостоятельно.

Согласно пункту 1 статьи 351 Налогового кодекса налоговый вычет по вознаграждениям применяется физическим лицом-резидентом Республики Казахстан по расходам на оплату вознаграждения по ипотечным жилищным займам, полученным в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций на основании лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Пунктом 2 статьи 351 Налогового кодекса установлено, что налоговый вычет по вознаграждениям применяется в размере не более 118-кратного размера месячного расчетного показателя (далее – МРП), определенного за календарный год.

В соответствии с пунктом 3 статьи 351 Налогового кодекса подтверждающими документами для применения налогового вычета по вознаграждениям являются:

  • договор ипотечного жилищного займа с банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций на основании лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

  • график погашения ипотечного жилищного займа с выделением суммы вознаграждения;

  • документ, подтверждающий погашение вознаграждения по такому займу.

Пунктом 4 статьи 351 Налогового кодекса определено, что налоговые вычеты применяются в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:

  • дата погашения вознаграждения по графику погашения ипотечного жилищного займа;

  • дата оплаты вознаграждения.

Согласно пункту 2 статьи 356 Налогового кодекса предварительная сумма прочих вычетов определяется физическим лицом как планируемая сумма прочих вычетов за календарный год в размере, не превышающем 282 МРП. Физическое лицо вправе самостоятельно определить сумму применения у налогового агента предварительной суммы прочих вычетов в размере 23,5 МРП за каждый календарный месяц либо 282 МРП за календарный месяц с последующим переносом на последующие месяцы суммы превышения налоговых вычетов в пределах календарного года.

Физическое лицо указывает такую сумму в заявлении о применении налоговых вычетов и представляет его налоговому агенту.

Налоговый агент уменьшает облагаемый доход на предварительную сумму прочих налоговых вычетов на основании заявления физического лица без подтверждающих документов.

Совокупная сумма предварительных сумм прочих вычетов за календарный год, указанная физическим лицом в заявлениях, предоставленных всем налоговым агентам:

  • не должна превышать 282 МРП;
  • должна быть в последующем документально подтверждена при применении физическим лицом прочих вычетов в декларации о доходах и имуществе по итогам календарного года.

Согласно пункту 2 статьи 781 Налогового кодекса налоговый агент вправе применить по заявлению физического лица о применении налоговых вычетов предварительную сумму прочих вычетов, начиная с любого календарного месяца 2025 года в пределах календарного года.

На основании вышеизложенного, при определении облагаемого дохода физическое лицо вправе применить предварительную сумму прочих вычетов, в том числе налоговый вычет по расходам на оплату вознаграждения по ипотечному жилищному займу путем подачи заявления налоговому агенту. При этом планируемая сумма прочих вычетов за календарный год определяется физическим лицом самостоятельно, в рассматриваемом случае в размере, не превышающем 118 МРП. Налоговый агент уменьшает облагаемый доход на предварительную сумму прочих налоговых вычетов на основании заявления физического лица.

Наряду с этим, применение физическим лицом предварительной суммы прочих вычетов обязывает такое лицо представить декларацию о доходах и имуществе (форма 270.00) за 2025 год, до 15 сентября 2026 года с приложенными копиями подтверждающих документов.

Обращаем внимание, что данное разъяснение основано на изложенной в запросе информации. В случае наличия каких-либо изменений информации и возникновения новых фактов, указанное разъяснение не подлежит применению, так как налоговые обязательства подлежат определению с учетом таких изменений и фактических обстоятельств.

Источник: обращение на eOtinish

Налоговый вычет по ипотечным жилищным займам в РК в 2025 году

ЖТ-2025-02676708 прочие налоговые вычеты по ипотеке в 2025 году

  • 474
Нравится
(Нет голосов)

Практика учета

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL Войти через портал 1С:ИТС

Нет комментариев