В 2026 году прогрессивная ставка ИПН по доходам нерезидента применяется к сумме дохода за календарный год (Разъяснение КГД МФ РК от 3 ноября 2025 года)

05.11.2025
  • 75
  • ID: -

    Date: 05:11:2025

  • <неавторизован>

Как применять прогрессивную ставку ИПН к доходам нерезидента в 2026 году?

Прогрессивная ставка ИПН по доходам нерезидента применяется к сумме дохода за год?

С 1 января 2026 года вступит в силу новый Налоговый кодекс РК.

При анализе раздела 15 Налогообложение нерезидента выяснилось, что по доходам работника-нерезидента ( п. 3 ст. 692 НК РК) и по доходам иностранцев и лиц без гражданства, направленных в РК юридическим лицом – нерезидентом, не зарегистрированным в качестве налогоплательщика РК ( пп. 8) ст. 682 НК РК) применяется ставка в соответствии с пп. 8) п. 1 ст. 682 НК РК:

  • до 8 500 МРП – 10%;
  • свыше 8 500 МРП – 10% от 8 500 МРП + 15% с превышения.
Однако не указан порядок расчета подоходного налога, будет ли ставка применяться к сумме дохода нарастающим итогом за год, аналогично положениям статьи 441 НК РК по доходу работника-резидента или же к сумме начисленного дохода?

Также по обложению дивидендов нерезидента, выплачиваемых лицу, прямо или косвенно владеющему не менее 25% капитала юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды применяется ставка в соответствии с пп. 6) п. 1 ст. 682 НК РК:

  • до 230 000 МРП – 5%;
  • свыше 230 000 МРП – 5% от 230 000 МРП + 15% с превышения.

Также не указан порядок расчета, от суммы нарастающим итогом или от суммы начисленных дивидендов?

В случае если, необходимо применять прогрессивные ставки к доходу нерезидента нарастающим итогом за год, будут ли внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс?

Разъяснение КГД МФ РК от 03.11.2025 г.

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение от 14 октября 2025 года № ЖТ-2025-03599536, поступившее через единую платформу приема и обработки всех обращений граждан, в пределах компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью первой пункта 2 статьи 221 Налогового кодекса Республики Казахстан от 18 июля 2025 года № 214-VIII ЗРК (Налоговый кодекс) нерезидент уплачивает в Республике Казахстан налоги с доходов из источников в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Статьей 679 Налогового кодекса определен перечень доходов нерезидента, признаваемых доходами из источников в Республике Казахстан.

При этом порядок исчисления, удержания и перечисления индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты определен статьей 692 Налогового кодекса.

Так, согласно пункту 1 статьи 692 Налогового кодекса доходы физического лица – нерезидента из источников в Республике Казахстан, за исключением доходов, указанных в пункте 1 статьи 693 и пункте 4 статьи 738 Налогового кодекса, облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 682 Налогового кодекса, без осуществления налоговых вычетов, если иное не установлено данной статьей.

При этом согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 682 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 2 данной статьи, дивиденды, выплачиваемые лицу, прямо или косвенно владеющему не менее двадцатью пятью процентами капитала юридического лица – резидента, выплачивающего дивиденды, сумма облагаемого дохода до 230 000-кратного месячного расчетного показателя (включительно) облагается налогом по ставке 5 процентов, свыше 230 000-кратного месячного расчетного показателя сумма налога с облагаемого дохода в размере 230 000-кратного месячного расчетного показателя облагается налогом по ставке 15 процентов с суммы, превышающей его.

В целях применения подпунктов 6) и 8) данной статьи применятся месячный расчетный показатель, действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Таким образом, дивиденды, выплачиваемые лицу, прямо или косвенно владеющему не менее двадцатью пятью процентами капитала юридического лица – резидента, выплачивающего дивиденды, признаются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан и подлежат налогообложению у источника выплаты от суммы облагаемого оборота до 230 000-кратного месячного расчетного показателя за календарный год по ставке 5 процентов, свыше 230 000-кратного месячного расчетного показателя по ставке 15 процентов с суммы, превышающей его.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 692 Налогового кодекса установлено, исчисление индивидуального подоходного налога у источника выплаты производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной подпунктом 8) пункта 1 статьи 682 Налогового кодекса, к сумме доходов физического лица – нерезидента, включая доходы, определенные статьей 372 Налогового кодекса, с учетом положений, предусмотренных пунктом 5 статьи 372 Налогового кодекса, в том числе от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем.

При этом, согласно подпункту 8) пункта 1 статьи 682 Налогового кодекса доходы налогоплательщика до 8 500-кратного месячного расчетного показателя (включительно) облагаются налогом по ставке 10 процентов, свыше 8 500-кратного месячного расчетного показателя облагаются налогом по ставке 15 процентов с суммы, превышающей его.

Таким образом, доход физического лица – нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору облагается налогом по ставке 10 процентов до 8 500-кратного месячного расчетного показателя (включительно) за календарный год, свыше 8 500-кратного месячного расчетного показателя облагается налогом по ставке 15 процентов с суммы, превышающей его.

В соответствии со статьей 33 Налогового кодекса налоговой политикой является совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов и платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

При этом вопросы формирования государственной политики в сферах налоговой, бюджетной и таможенной политики, в том числе по внесению изменений в налоговое законодательство Республики Казахстан и предоставлению дополнительных налоговых льгот относятся к компетенции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 г. № 1011).

Вместе с тем, отмечаем, что предложение по внесению изменений в новый Налоговый кодекс будет учтено в рамках дальнейшей работы по совершенствованию налогового законодательства.

Обращаем внимание, что данное разъяснение основано на изложенной в запросе информации. В случае наличия каких - либо изменений информации и возникновения новых фактов, указанное разъяснение не подлежит применению, так как налоговые обязательства подлежат определению с учетом таких изменений и фактических обстоятельств.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан Вы вправе обжаловать принятое решение (административный акт) либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

Источник: обращение eOtinish

ЖТ-2025-03599536 от 14.10.2025 г.

ЖТ-2025-03599536 от 14.10.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 03.11.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 03.11.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 03.11.2025 г.

Ответ КГД МФ РК от 03.11.2025 г.

  • 75
Нравится
(Нет голосов)

Практика учета

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход через портал STSL Войти через портал 1С:ИТС

Нет комментариев