Как учесть рабочее время в условиях карантина и отразить начисления работникам за время вынужденного простоя по причине ЧП?

30.03.2020
  • 36661

Вашим коллегам были интересны эти материалы в этом году:

27 марта 2020 года Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте РК приняла решение о приостановлении с 30 марта по 5 апреля 2020 деятельности предприятий и организаций (за исключением отдельных видов деятельности), в городах Нур-Султан и Алматы.

В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Республики Казахстан: «Порядок оформления простоя и условия оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, определяются трудовым, коллективным договорами и устанавливаются в размере не ниже минимального размера заработной платы, по вине работодателя – в размере не менее пятидесяти процентов от средней заработной платы работника».

Способ отражения простоя в учетной системе зависит от условий, предусмотренных трудовым договором либо решением компании. Но  решение компании в любом случае не может противоречить условиям трудового договора и Трудовому кодексу.

В целом возможны три различных варианта:

  • Если работодатель считает возможным не уменьшать заработную плату работникам, не смотря на наличие дней простоя, то дни карантина можно отметить в учете, например, в качестве дополнительных выходных дней. В этом случае норма рабочего времени для сотрудников будет сокращена и отсутствие часов в табеле в эти дни не отразится на их заработной плате.
  • Если работодатель считает возможным оплатить дни простоя, но в меньшем размере, чем стандартные рабочие дни, то можно уменьшить размер начисления работникам в этот период.
  • Если работодатель оформляет для сотрудников отпуск без сохранения заработной платы, то есть не оплачивает это время, то отражение в учете зависит от применяемого типового решения.

Рассмотрим подробнее порядок отражения в учетной системе каждого из трех вариантов.

В конфигурации «Бухгалтерия для Казахстана», ред.3.0:

Период карантина - нерабочие дни

В случае если дни карантина определены как дополнительные выходные дни, то норма рабочего времени для сотрудников будет сокращена и отсутствие часов в табеле в эти дни не отразится на их заработной плате. 

В данном варианте перед расчетом заработной платы необходимо настроить производственный календарь, где для соответствующих дней изменить статус на Дополнительный выходной (раздел Зарплата – Справочники и настройки - Производственный календарь).


При автозаполнении документа Начисление зарплаты сотрудникам организации норма рабочего времени будет уменьшена на количество дополнительных выходных дней, связанных с карантином. Таким образом начисления работников не будут уменьшены и отразятся по новой уменьшенной норме рабочего времени.

Период карантина - простой, по причине объявленного в стране ЧП

Оплата дней карантина как простой, по причинам независящим от работника и работодателя. В том случае если работодатель имеет возможность оплатить дни простоя, но в меньшем размере, чем стандартные рабочие дни, то можно уменьшить размер начисления работникам в период ЧП.

При использовании этого варианта необходимо руководствоваться статьей 112 ТК РК, где указано, что оплата производится с учетом условий, определенных трудовым и коллективным договорами, но не ниже 1 МЗП. Таким образом, перед начислением заработной платы сотрудникам, не работающим по причинам простоя необходимо назначить новый вид начисления. 

Для этого в первую очередь требуется создать новый вид расчета со способом расчета По минимальной заработной плате и определить порядок налогообложения и отражения в учете (раздел ЗарплатаСправочники и настройки).

  • (36661)

База знаний

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход с помощью STSL

1 комментариев


  • 64x64
    Ержан Ермекбаев
    22.10.2021
    [0]
    |
    [0]
    Хотел узнать, в 1с Зуп 3.1. простой по вине работодателя, в документе можно только удержать ИПН ОПВ и ОСМС

    как начислить СН СО и ВОСМС ?