ID: -
Date: 10:10:2026
<неавторизован>
Для лиц с инвалидностью предусмотрены различные льготы, в том числе и при расчете налогов, взносов и отчислений с заработной платы. В статье рассматривается расчет заработной платы не только физических лиц с инвалидностью I, II, III групп, но и родителей (попечителей) детей с инвалидностью, которые имеют схожие льготные условия налогообложения.
Для удобства и понимания информации о порядке налогообложения работников с инвалидностью, разделим их на категории:В соответствии с пунктом 3 статьи 248 Социального кодекса РК, от уплаты обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ) освобождаются лица, имеющие инвалидность I и II групп, если инвалидность установлена бессрочно. Данные категории могут уплачивать ОПВ по заявлению (добровольно).
От уплаты ОПВ не освобождаются:
Таким образом, с доходов указанных категорий производится исчисление и уплата ОПВ по ставке 10%.
В соответствии с пунктом 6 статьи 248 Социального кодекса РК, от уплаты обязательных пенсионных взносов работодателя (далее – ОПВР) освобождаются агенты за лиц, имеющих инвалидность I и II групп, если инвалидность установлена бессрочно.
Таким образом, ОПВР уплачивают следующие категории:
С доходов вышеперечисленных категорий исчисляются и уплачиваются ОПВР в размере 3,5% от дохода.
В соответствии со статьей 26 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» взносы за лиц с инвалидностью (независимо от группы и срока действия справки об инвалидности) уплачивает государство.
Следовательно, с доходов работников с инвалидностью любой группы (независимо от сроков действия справки) не удерживаются взносы на ОСМС.
При этом родители (попечители) детей с инвалидностью не освобождены от уплаты взносов на ОСМС и с начисленных доходов таких лиц удерживаются взносы на ОСМС в размере 2%.
Работодатели освобождены от уплаты отчислений на ОСМС за работников с инвалидностью в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона об ОСМС.
За работников, являющихся родителями (попечителями) детей с инвалидностью, работодатель отчисляет ООСМС в размере 3% от начисленного дохода.
Физические лица с инвалидностью, а также родители (попечители, приемные родители) детей с инвалидностью, лиц, признанных «лицом с инвалидностью с детства», не освобождаются от уплаты ИПН. При этом в соответствии со статьей 404 НК РК они имеют право на социальный налоговый вычет:
для лиц с инвалидностью 1 и 2 группы размер вычета составляет 5 000 МРП (21 625 000 тенге за год);
для лиц с инвалидностью 3 группы и других категорий размер вычета составляет 882 МРП (3 814 650 тенге за год).
В соответствии со статьей 363 НК РК при расчете индивидуального подоходного налога (ИПН) применяется прогрессивная шкала ставок.
Для предоставления вычета работник подает заявление о предоставлении ему налогового вычета с приложением подтверждающих документов.
Материальная помощь, которую работник с инвалидностью может получить от работодателя в виде протезно-ортопедической помощи и т.п. не является доходом такого лица и не облагается ИПН.
Документ показан не полностью. Для дальнейшего просмотра необходимо иметь активную подписку на сайте. Авторизуйтесь или оформите подписку.
23 комментариев
Гульмира Оспанова
10.06.2021Асемгуль Абижанова Абижанова
10.06.2021Мухаммедали Курбаналиулы
06.02.2022Ольга Мурзинцева
07.02.2022Людмила Фауст
24.05.2022Ольга Мурзинцева
24.05.2022Анастасия Семдянова
09.08.2022Виктория Гусева
09.08.2022Анастасия Семдянова
10.08.2022Марина Девяткина
11.08.2022Жанабаева Гульжас
13.04.2023Ольга Мурзинцева
14.04.2023Людмила Бондарчук
08.06.2023Ольга Мурзинцева
08.06.2023Назерке Толетаева
30.06.2023Марина Девяткина
30.06.2023Денис Белоус
14.08.2024Марина Девяткина
14.08.2024Сергей Витковский
05.09.2024Марина Девяткина
05.09.2024Жупар З
20.12.2024Асемгуль Абижанова (админ)
23.12.2024Людмила Гладышева
05.02.2026