ID: -
Date: 10:10:2026
<неавторизован>
Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены различные льготы, в том числе и при расчете налогов, взносов и отчислений с заработной платы. В статье рассматривается расчет заработной платы не только физических лиц с инвалидностью I, II, III групп, но и родителей (попечителей) детей с инвалидностью, которые имеют схожие льготные условия налогообложения.
Для удобства и понимания информации о порядке налогообложения работников с инвалидностью, разделим их на категории:
В соответствии с пунктом 3 статьи 248 Социального кодекса РК, от уплаты обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ) освобождаются лица, имеющие инвалидность I и II групп, если инвалидность установлена бессрочно. Данные категории могут уплачивать ОПВ по заявлению (добровольно).
От уплаты ОПВ не освобождаются:
Таким образом, с доходов указанных категорий производится исчисление и уплата ОПВ по ставке 10%.
В соответствии с пунктом 6 статьи 248 Социального кодекса РК, от уплаты обязательных пенсионных взносов работодателя (далее – ОПВР) освобождаются агенты за лиц, имеющих инвалидность I и II групп, если инвалидность установлена бессрочно.
Таким образом, ОПВР уплачивают следующие категории:
С доходов вышеперечисленных категорий исчисляются и уплачиваются ОПВР в размере 2,5% от дохода.
В соответствии со статьей 26 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» взносы за инвалидов (независимо от группы и срока действия справки об инвалидности) уплачивает государство.
Следовательно, с доходов работников с инвалидностью любой группы (независимо от сроков действия справки) не удерживаются взносы на ОСМС.
При этом родители (попечители) детей-инвалидов не освобождены от уплаты взносов на ОСМС и с начисленных доходов таких лиц удерживаются взносы на ОСМС в размере 2%.
Работодатели освобождены от уплаты отчислений на ОСМС за работников с инвалидностью в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона об ОСМС.
За работников, являющихся родителями (попечителями) детей с инвалидностью, работодатель отчисляет ООСМС в размере 3% от начисленного дохода.
Физические лица с инвалидность, а также родители (попечители, приемные родители) детей с инвалидностью, лиц, признанных «инвалидом с детства», не освобождаются от уплаты ИПН. Однако, по статье 346 НК РК они имеют право на дополнительный налоговый вычет в размере 882 МРП за календарный год (в 2025 году = 3 468 024 тенге).
В соответствии со статьей 320 НК РК индивидуальный подоходный налог (ИПН) рассчитывается по ставке 10%.
В соответствии со статьей 346 НК РК предусмотрены стандартные налоговые вычеты по ИПН в размере 882 МРП за календарный год следующим категориям:
В 2025 году 1 МРП составляет 3 932 тенге,
следовательно, в текущем году вычет в размере 882
МРП = 3 468 024 тенге.
Для предоставления вычета работник подает заявление о предоставлении ему стандартного вычета с приложением подтверждающих документов.
Материальная помощь, которую работник с инвалидностью может получить от работодателя в виде протезно-ортопедической помощи и т.п. не является доходом такого лица и не облагается ИПН.
Документ показан не полностью. Для дальнейшего просмотра необходимо иметь активную подписку на сайте. Авторизуйтесь или оформите подписку.
Нет комментариев