ID: -
Date: 10:10:2026
<неавторизован>
С 1 января 2026 года, налогоплательщики, работающие на общеустановленном налоговом режиме, на СНР на основе «упрощенной декларации», крестьянские или фермерские хозяйства, лица, занимающиеся частной практикой , ежеквартально представляют в уполномоченные органы ФНО 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу», при наличии объектов налогообложения.
При этом, ИП, применяющий СНР на основе упрощенной декларации, а также главы крестьянских хозяйств и их члены, в форме 200.00 и 200.01 не заполняют данные по расчету социальных платежей ИП «за себя».
Данная информация отражается в форме 910.00 и в 920.00 для крестьянских и фермерских хозяйств.
Рассмотрим построчное заполнение формы 200.00 на сквозном примере, который поможет разобраться в отражении квартальных и годовых показателей в отчетности. Строки, которые не заполняют ИП применяющие СНР на основе упрощенной декларации дополнены уточняющими пояснениями.
С 1 января 2026 года введен Новый налоговый кодекс, с основными изменениями можно ознакомиться в статьях:
Рассмотрим построчное заполнение формы 200.00 на сквозном примере, который поможет
разобраться в отражении квартальных и годовых показателей в
отчетности.
Организация – ТОО «PRO1C», общеустановленный режим налогообложения, расчет налогов, взносов и отчислений с заработной платы производит в общеустановленном порядке (не применяет единый платеж).
Для налогоплательщиков, применяющих СНР на основе упрощенной декларации, крестьянских и фермерских хозяйств, порядок заполнения аналогичный, однако отдельные особенности заполнения уточняются с учетом применения специального налогового режима.
Сотрудники
В организации числится 7 сотрудников: 5 сотрудников – граждане РК и 2 сотрудника – иностранные граждане, один из которых является резидентом РК («Работник 6»), а второй - нерезидентом («Работник 7»).
Выплата доходов за текущий месяц производится до конца месяца.
Сотрудникам, за исключением сотрудника-нерезидента, предоставляется базовый налоговый вычет в размере 30 МРП (ежемесячно), вычет по ОПВ и вычет по ВОСМС.
Сотруднику с инвалидностью II группы («Работник 2») предоставляется также социальный налоговый вычет в размере 5000 МРП. Инвалидность установлена до конца текущего года, поэтому с доходов сотрудника с инвалидностью удерживаются ОПВ.
Все сотрудники имеют оклад в размере 200 000 тенге, кроме одного работника, имеющего оклад 85 000 тенге («Работник 4»). Один из сотрудников («Работник 5») получил в первом месяце дополнительные выплаты:
При заполнении формы «вручную» лучше сразу подготовить налоговый регистр, содержащий параметры расчета налогов и взносов с заработной платы с детализацией и по сотрудникам, и по периодам (месяцам) расчета.
Так как заполнение формы построено путем переноса сведений из приложений в Декларацию, то начнем рассмотрение заполнения формы с приложений.
Данное приложение заполняется налоговыми агентами - плательщиками единого платежа, то есть работодателями, которые для целей расчета и уплаты налогов, взносов и отчислений с заработной платы работников применяют единый платеж.
С учетом норм и положений по применению единого платежа, в форме 200.06 отражаются данные только о доходах работников -резидентов.
Налоги, взносы и отчисления с заработной платы работников-нерезидентов рассчитываются и уплачиваются в общеустановленном порядке, и данные по ним отражаются в приложении 200.02.
А также данные о доходах, начисленных физическим лицам за услуги по договорам ГПХ, и исчисленным по ним налогам и взносам отражаются в приложениях 200.02 и 200.05, так как такие доходы подлежат налогообложению в общем порядке (единый платеж по ним не применяется).
В разделе «Исчисление единого платежа с доходов
работников-резидентов Республики Казахстан» приложения 200.06 сведения о начисленных доходах,
исчисленной сумме единого платежа и каждой его компоненты
отражаются в разрезе отдельной строкой по каждому работнику -
резиденту.
Подробнее об особенностях заполнения приложения 200.06 можно узнать в
разделе Особенности заполнения ФНО
200.00 при применении единого платежа (ЕП).
В рассматриваемом примере расчет взносов, отчислений и налогов с заработной платы производится в общеустановленном порядке (не способом единого платежа), поэтому приложение 200.06 не заполняется.
В приложении отражаются сведения о доходах, облагаемых у источника выплаты, начисленных физическим лицам – резидентам.
В форме указываются сведения по всем выплатам: доходах, выплаченных сотрудникам, выплатах по договорам ГПХ, прочих выплатах физическим лицам-резидентам (вознаграждения, выигрыши, дивиденды и пр.).
В приложении заполняется информация только о физических лицах, которые являются резидентами РК (вне зависимости от гражданства). Доходы нерезидентов в форме не отражаются, по физическим лицам-нерезидентам заполняется приложение 200.02.
Из семи сотрудников организации, резидентами РК являются только шесть сотрудников.
В приложении 200.05 заполним информацию по доходам 5 сотрудников («Работник 1» - «Работник 5») - граждане РК и 1 сотруднику гражданину РФ, но являющегося резидентом РК («Работник 6»).
Сведения о начисленных доходах, налогах и социальных платежах по «Работнику 7» отражаются в приложении 200.02, в форме 200.05 данные не декларируются.
Данные в приложении заполняются сводно, в целом за отчетный год и представляются с Декларацией за 4 квартал. При заполнении используются суммированные показатели Расчетно-платежной ведомости за весь год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 НК РК, приложение 200.05 к Декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по доходам физических лиц - резидентов РК составляется по итогам календарного года и представляется с декларацией за последний отчетный период календарного года.
В рамках примера далее рассматривается декларирование данных в приложении 200.05 за год, в связи, с чем данные приложения 200.05 и основной формы различаются.
По каждому работнику данные отражаются отдельной строкой.
Если у одного физического лица в отчетном периоде было:
то для их декларирования может потребоваться заполнение дополнительных строк по одному и тому же физическому лицу.
В нашем примере «Работник 2» имеет право на применение двух налоговых вычетов, а «Работник 5», кроме основного дохода, получил доход, не облагаемый ИПН, поэтому сведения о каждом из этих сотрудников представлены в форме двумя строками.
В графе В указывается ФИО физического лица, в графе C - его ИИН (индивидуальный идентификационный номер).
В графе D отражается статус физического лица, который зависит от вида начисленного дохода:
Если одному и тому же физическому лицу выплачивались доходы разных категорий, выплаты по каждой категории отражаются отдельной строкой.
В примере все выплаты доходов физическим лицам связаны с наличием трудовых отношений, соответственно статус физического лица для всех строк равен 1. Если бы с одним из сотрудников был также заключен договор ГПХ, то выплаты и расчеты по нему нужно было бы декларировать дополнительной строкой, с указанием статуса 2.
В случае если физ.лицо относится к одной из следующих категорий, то в графе E указывается ее номер:
Если один и тот же работник/физическое лицо относится к нескольким категориям (например, одновременно является и пенсионером, и лицом с инвалидностью), такие категории указываются в одной строке через «точку с запятой» (например: 1;2).
Для физических лиц, которые не относятся ни к одной из перечисленных категорий, графа не заполняется.
Если физическое лицо осуществляет деятельность в структурном подразделении, не признанном налоговым агентом, в графе G отмечается данная информация (если заполнено приложение 200.03 за структурное подразделение). В примере у компании нет структурных подразделений, поэтому отметка не устанавливается.

В графе H указывается общая сумма начисленных доходов физическому лицу. В этой графе отражаются как облагаемые, так и не облагаемые доходы физических лиц, в том числе доходы в натуральной форме, доходы в виде материальной выгоды и т.д..
В графе I указываются коды доходов физического лица, на которые уменьшаются доходы физического лица согласно статьям 429-436 НК РК. Для заполнения графы используется встроенный классификатор КГД в формате «статья-пункт-подпункт-часть подпункта». Если у сотрудника было несколько видов уменьшения, каждый из них указывается отдельной строкой.
В графе J указывается сумма доходов физического лица, на которые уменьшаются доходы физического лица согласно статьям 429-436 НК РК.
С 2026 года доходы, не являющиеся доходами физического лица заменены на экономические выгоды, не являющиеся доходом физического лица, а также корректировка дохода, заменена на уменьшение дохода, подлежащего налогообложению:
В графе K указывается сумма исчисленных обязательных пенсионных взносов.
«Работник 1» (строка 002)
графа H - общая сумма начисленных доходов = 2 400
000 тенге (оклад 200 000 х 12 месяцев)
графа K - ОПВ = 240 000 тенге
(200 000 х 10% х 12 месяцев).
«Работник 2» (строка 003)
графа H - общая сумма начисленных доходов = 2 400
000 тенге (оклад 200 000 х 12 месяцев)
графа K - ОПВ = 240 000 тенге
(200 000 х 10% х 12 месяцев)
«Работник 3» (строка 005) является пенсионером (пенсионные взносы не удерживаются):
графа H - общая сумма начисленных доходов = 2 400
000 тенге (оклад 200 000 х 12 месяцев)
графа K - ОПВ = 0.
«Работник 4» (строка 006):
графа H - общая сумма начисленных доходов = 1 020
000 тенге (оклад 85 000 х 12 месяцев)
графа K - ОПВ = 102 000 тенге (85
000 х 10% х 12 месяцев).
«Работник 5» (строка 007 и 008):
графа H - общая сумма начисленных доходов = 2 416
488 тенге (оклад 200 000 х 12 месяцев + экологическая
доплата 6 488 + компенсация по путевкам в детские лагеря
10 000 тенге).
графа K - ОПВ = 240 000 тенге (200 000 х
10%х 12 месяцев). Заполняем показатель только в основной строке
007, в дополнительной строке 008 этого сотрудника показатель не
заполняется.
Данные о необлагаемых доходах работника указываются детально в графах I и J. Поскольку у сотрудника было два вида дохода, необлагаемого ИПН, то используем дополнительную строку (008):
«Работник 6» (строка 009) является иностранцем-налоговым резидентом:
графа H - общая сумма начисленных доходов = 2 400
000 тенге (оклад 200 000 х 12 месяцев)
графа K - ОПВ = 240 000 тенге (200
000 х 10% х 12 месяцев).

В графе L отражается сумма взносов на обязательное социальное медицинское страхование, исчисленных с доходов физических лиц.
В графе M отражается код налоговых вычетов:
В графе N отражается сумма налоговых вычетов, указанных в графе M
В графе O отражается сумма исчисленного индивидуального подоходного налога (ИПН).
Документ показан не полностью. Для дальнейшего просмотра необходимо иметь активную подписку на сайте. Авторизуйтесь или оформите подписку.
13 комментариев
Гульнара Дюсюпова
11.04.2026Арман Тулюканов
13.04.2026Наталья Слесарева
21.04.2026Ирина Архипова
22.04.2026Лариса Капкаева
23.04.2026Галина Белунина
30.04.2026Арман Тулюканов
04.05.2026Мария Калачева
08.05.2026Арман Тулюканов
12.05.2026Мария Калачева
12.05.2026Арман Тулюканов
13.05.2026Мария Калачева
13.05.2026Сабина Сарсенова
14.05.2026