Поправки в Налоговый кодекс РК 2023: новые требования по ЭСФ, налоговым проверкам, изменения в вычетах по КПН, введение должной осмотрительности (проект)

21.09.2022
  • 3378

В Мажилисе Парламента РК находится на обсуждении ПРОЕКТ поправок в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон РК «О введении в действие Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (одобрен в первом чтении).

Проектом предусмотрено внесение изменений в положения Налогового кодекса РК, а также Закона «О введении в действие...».

Большая часть изменений планируется с 2023 года, однако есть и такие изменения, которое водятся ретроспективно (с предыдущих периодов), некоторые – отложенного действия с 2024 года (по введению должной осмотрительности).

Рассмотрим основные поправки, которые включены в ПРОЕКТ, сроки их ввода и их влияние на налоговый учет:

Текущая редакция

Предлагаемая редакция

Сроки ввода

Комментарий

Общие положения по налоговому учету и налоговым проверкам

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе для целей налогообложения:

38) благотворительная помощь - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе:

….

отсутствует

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе для целей налогообложения:

38) благотворительная помощь - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе:

физическому лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации;

С 01.01.2019 года

Помощь физическому лицу, пострадавшему в результате ЧС, отнесена к понятию благотворительной помощи.

Статья 30. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), за исключением сведений:

...

19) отсутствует.

Статья 30. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), за исключением сведений:

...

19) численность наемных работников, отраженная в налоговой отчетности.

С 01.01.2023 года

Данные о численности наемных работников (отраженные в налоговой отчетности), не будут являться налоговой тайной налогоплательщика.

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;

2) внеплановые налоговые проверки.

2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).


3. Внеплановыми налоговыми проверками являются проверки, не указанные в пункте 2 настоящей статьи, в том числе осуществляемые:

6) по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его дебиторами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в том числе в случаях:

непредставления налогоплательщиком (налоговым агентом) по требованию налогового органа в установленный срок списка дебиторов либо представления сведений об отсутствии дебиторов;

непредставления дебитором по требованию налогового органа в установленный срок акта сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком (налоговым агентом);

...

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) периодические налоговые проверки;

2) внеплановые налоговые проверки.

2. Периодическими налоговыми проверками являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Основанием для назначения  периодических налоговых проверок  является полугодовой график, утвержденный  решением уполномоченного органа.

Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.

Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на официальном интернет -ресурсе  в срок до 25 декабря года,  предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года.

3. Внеплановыми налоговыми проверками являются проверки, не указанные в пункте 2 настоящей статьи, в том числе осуществляемые:

6) по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его дебиторами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

...

С 01.01.2023 года

«Налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска» заменяются на «периодические налоговые проверки».

«Периодические налоговые проверки» проводятся по полугодовому графику, который размещается на  официальном интернет-ресурсе до 25 декабря года,  предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года.

Статья 158. Завершение налоговой проверки

3. Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта налоговой проверки.

...

Статья 158. Завершение налоговой проверки

3. Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта налоговой проверки.

...

При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении  акта налоговой проверки осуществляется соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.

При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта).

С 01.01.2023 года

В случае отказа налогоплательщика от получения акта налоговой проверки, в акте производится соответствующая запись и составляется протокол.

Дата составления протокола признается датой вручения акта налоговой проверки, соответственно, датой завершения налоговой проверки.

Корпоративный подоходный налог (КПН)

Статья 243. Вычеты по отдельным видам расходов

12. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании:

1) в отчетном налоговом периоде – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;

2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период.

Статья 243. Вычеты по отдельным видам расходов

12. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.

С 01.01.2023 года

Отчисления работодателей на ОСМС будут относиться  на вычеты  по КПН исходя из исчисленной суммы (без учета факта уплаты, по аналогии как СО).

Индивидуальный подоходный налог (ИПН)

Статья 319. Годовой доход физического лица

...

2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

Статья 319. Годовой доход физического лица

...

2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

51) доходы в виде суммы налогов, социальных платежей, других платежей в бюджет, пени и штрафов, уплаченных за налогоплательщика иным лицом.

39-1) сумма вознаграждения, полученная в соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 14 статьи 22 настоящего Кодекса;

С 01.01.2023 года

Вводится возможность уплаты налогов, платежей, иных платежей, пени, штрафов, третьими лица. Такая уплата не признается доходом физического лица (за которого произведена уплата) в целях ИПН.

Не является доходом физ. лица (освобождается от ИПН), вознаграждение, выплаченное за сообщение о фактах невыдачи чека, отказа в приеме банковской карты, в случае подтверждения такого факта.

Статья 319. Годовой доход физического лица

2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

10-2) отсутствует;

Статья 319. Годовой доход физического лица

2.   Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

10-2) стоимость выданной работнику форменной одежды в случаях установления законодательством Республики Казахстан обязанности по ношению форменной одежды и (или) обеспечению ею;

С 01.01.2021 года

(поправки в Закон «О введении…»).

Стоимость выданной работнику форменной одежды не является доходом физического лица

Статья 341. Корректировка дохода

1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

35) стоимость путевок в детские лагеря для детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста;

Статья 341. Корректировка дохода

1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

35) исключить;

С 01.01.2022 года

(поправки в Закон «О введении…»).

Исключено из корректировок по ИПН стоимость путевок в детские лагеря для детей, не достигших 16 лет.

Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам

2. Подтверждающими документами для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам являются:

договор о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов;

документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов.

Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам

2. Подтверждающим документом для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам является документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов.

С 01.01.2023 года

Корректируется перечень подтверждающих документов для применения вычета по добровольным пенсионным взносам. Не требуется договор о пенсионном обеспечении (так как с мая 2021 года пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов открывается без заключения договора о пенсионном обеспечении).

Налог на добавленную стоимость (НДС), электронные счета-фактуры (ЭСФ)

Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт:

19) отсутствует.

Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт:

19) сахара, сырца тростникового.

С 01.01.2023 года

От обложения НДС освобождается новая категория  импорта – сахар, сырец тростниковый

Статья 412. Общие положения

1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

1) плательщики налога на добавленную стоимость, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса;

8) юридические лица-резиденты (за исключением государственных учреждений и государственных организаций среднего образования), нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, не зарегистрированные в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан, по гражданско-правовой сделке, стоимость которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения такой сделки.

Настоящий подпункт применяется при осуществлении гражданско-правовых сделок между субъектами предпринимательства, за исключением случаев, когда покупателем является лицо, применяющее специальный налоговый режим на основе патента, упрощенной декларации или для крестьянских или фермерских хозяйств;

10) Отсутствует

11) Отсутствует

7. Стоимостные и суммовые значения в счете-фактуре, выписанном на бумажном носителе, указываются в национальной валюте Республики Казахстан.

Стоимостные и суммовые значения в счете-фактуре, выписанном в электронной форме, указываются в национальной валюте Республики Казахстан, за исключением следующих случаев, при которых возможно указание в иностранной валюте:

1)   по сделкам (операциям), заключенным (совершенным) в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции;

14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой, а также части третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги. При этом в случаях, предусмотренных подпунктами 3) и 4) пункта 13 настоящей статьи, выписка счета-фактуры осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг.

В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке.

В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 413 настоящего Кодекса, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование.

 

Статья 412. Общие положения

1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

1) плательщики налога на добавленную стоимость, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса;

… 

8) юридические лица-резиденты (за исключением государственных учреждений и государственных организаций среднего образования), нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, не зарегистрированные в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан, по гражданско-правовой сделке, стоимость которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения такой сделки.

Настоящий подпункт применяется при осуществлении гражданско-правовых сделок между субъектами предпринимательства, за исключением случаев, когда покупателем является:

лицо, применяющее специальный налоговый режим на основе патента, упрощенной декларации или для крестьянских или фермерских хозяйств;

крестьянское или фермерское хозяйство, применяющее специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов.

10) юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для осуществления деятельности по подтверждению соответствия, определенное законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании;

11) налогоплательщик, являющийся таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов и уполномоченным экономическим оператором в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

7. Стоимостные и суммовые значения в счете-фактуре, выписанном на бумажном носителе, указываются в национальной валюте Республики Казахстан.

Стоимостные и суммовые значения в счете-фактуре, выписанном в электронной форме, указываются в национальной валюте Республики Казахстан, за исключением следующих случаев, при которых возможно указание в иностранной валюте:

1)   по сделкам (операциям), заключенным (совершенным) в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции, контракта на недропользование, утвержденного Президентом Республики Казахстан;

14. В случаях:

1) предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой, а также части третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение  ста восьмидесяти  календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги;

2) предусмотренных подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе в течение  ста восьмидесяти   календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке;

3) приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение  ста восьмидесяти   календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование.

Выписка счета-фактуры в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг.

С 01.01.2023 года

Новые категории налогоплательщиков, обязанные оформлять ЭСФ:

10) юр. лицо, аккредитованное в установленном порядке для осуществления деятельности по подтверждению соответствия, определенное законодательством РК о техническом регулировании;

11) налогоплательщик, являющийся таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов и уполномоченным экономическим оператором в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством РК.

Установлены новые ситуации, когда налогоплательщик вправе оформлять ЭСФ в иностранной валюте  - по контракту на недропользование, утвержденному Президентом РК;

Установлен срок для требования покупателя оформить ЭСФ (в ситуация, когда выписка документа продавцом не требуется) - в течение  180  календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации (ранее – в течение срока исковой давности).

Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур

...

2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или после даты совершения оборота, но в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса.

Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур

...

2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или в течение  ста девяноста пяти календарных дней после даты совершения оборота.

С 01.01.2013 года

Установлен срок для выписки ЭСФ (в ситуации, когда выписка документа продавцом не требуется) - в течение195 календарных дней (срок обращения покупателя для оформления документа – 180 календарных дней).

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость.

2.  Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки:

в остальных случаях – в течение ста пятидесяти пяти календарных дней.

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость.

2.  Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего  Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки:

     …

в остальных случаях – в течение семидесяти пяти рабочих дней.

С 01.01.2023 года

Сокращаются сроки для возврата превышения  сумм НДС, подтвержденного результатами проверки, с 155 до 75 рабочих дней.

Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе

5. Не является облагаемым импортом:

Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе

5. Не является облагаемым импортом:

В случае нахождения временно ввезенных товаров на территории Республики Казахстан более двух лет с даты ввоза, ввоз таких товаров признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по импортированным товарам с даты принятия на учет таких товаров в порядке и размере, которые определены настоящим Кодексом.

С 01.01.2023 года

Если временно ввезенный товар находится на территории РК более 2-х лет, такой товар признается облагаемым импортом и подлежит обложению НДС.

Акциз

Статья 464. Объект налогообложения

3. Освобождаются от обложения акцизом:

       …

       2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый:

      для производства лекарственных средств и медицинских изделий при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности;

     государственным организациям здравоохранения, уведомившим о начале своей деятельности в установленном порядке;

     …

.. 5) средства идентификации, которые выведены из оборота по причине брака, утраты, повреждения согласно уведомлению о выводе из оборота в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности.

    …

Статья 464. Объект налогообложения

3. Освобождаются от обложения акцизом:

       …

        2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый государственным организациям здравоохранения, уведомившим о начале своей деятельности в установленном порядке;

    …

…5) средства идентификации, которые выведены из оборота по причине брака, утраты, повреждения на основании акта о списании и уничтожении.

    …

С 01.01.2023 года

 

Исключается освобождение от обложения акцизом по этиловому спирту для производства лекарственных средств и медицинских изделий при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности.

Для освобождения от обложения акцизом средств идентификации, выведенные из оборота по причине брака, утраты и т.д., необходимо подтверждение в виде акта о списании и уничтожении (в настоящий момент требуется уведомление о выводе из оборота).

Налог на имущество

Статья 518. Определение налогоплательщика в отдельных случаях

….

4. Плательщиком налога по объектам, переданным в финансовый лизинг, является лизингополучатель.

4-1. Отсутствует.

Статья 518. Определение налогоплательщика в отдельных случаях

….

4. Если иное не установлено пунктом 4-1 настоящей статьи, плательщиком налога по объектам, переданным в финансовый лизинг, является лизингополучатель.

4-1. Плательщиком налога по объектам, переданным в финансовую аренду, является арендодатель.

С 01.01.2023 года

Уточнено,  что плательщиком налога на имущество по объектам, переданным в финансовую аренду, является арендодатель.

Статья 519. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», и юридических лиц являются находящиеся на территории Республики Казахстан:

7) отсутствует.

Статья 519. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», и юридических лиц являются находящиеся на территории Республики Казахстан:

7) здания и сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования, части таких зданий и сооружений, предоставленные в финансовую аренду и учитываемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности как дебиторская задолженность.

С 01.01.2023 года

Объектом обложения налогом на имущество при финансовой аренде, являются  здания и сооружения, которые в соответствии с МСФО 16 исключены по БУ из состава ОС и переведены в состав дебиторской задолженности.

Статья 520. Налоговая база

5-1. Отсутствует.

Статья 520. Налоговая база

5-1. По объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, указанным в подпункте 7) пункта 1 статьи 519 настоящего Кодекса, налоговой базой является балансовая стоимость объекта налогообложения на дату передачи объекта в финансовую аренду, определяемая по данным бухгалтерского учета.

С 01.01.2023 года

Налоговой базой для расчета имущественного налога для объекта, переданного в финансовую аренду – является балансовая стоимость объекта налогообложения на дату передачи объекта в финансовую аренду, определяемая по данным бухгалтерского учета.

Платы и пошлины

Статья 585. Плательщики платы

 1. Плательщиками платы являются:

....

 

Статья 585. Плательщики платы

1. Плательщиками платы являются:

...

лица, осуществляющие заготовку (сбор) дикорастущих видов растений для фармацевтических, продовольственных и технических нужд.

С 01.01.2023 года

В качестве плательщиков платы за пользование лесными и растительными ресурсами, определены лица, осуществляющие заготовку дикорастущих растений для фармацевтических, продовольственных, технических нужд.

Статья 615. Ставки государственной пошлины за совершение прочих действий

За совершение прочих действий государственная пошлина взимается в следующих размерах:

3) за выдачу:

паспорта гражданина Республики Казахстан, удостоверения лица без гражданства, проездного документа – 8 МРП;

удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, временного удостоверения личности – 0,2 МРП;

Статья 615. Ставки государственной пошлины за совершение прочих действий

За совершение прочих действий государственная пошлина взимается в следующих размерах:

3) за выдачу:

паспорта гражданина Республики Казахстан объемом:

22 страницы – 4 МРП (для детей до 16 лет);

36 страниц – 8 МРП;

48 страниц – 12 МРП;

удостоверения лица без гражданства, проездного документа – 8 МРП;

удостоверения личности гражданина Республики Казахстан - 0,2 МРП;

удостоверения личности гражданина Республики Казахстан в связи с его утратой в течение года более двух раз – 1 МРП;

вида на жительство иностранца в Республике Казахстан - 0,2 МРП;

С 01.01.2023 года

Меняются размеры ставок в МРП за выдачу паспорта и удостоверения личности. Ставки паспорта дифференцированы в зависимости от количества страниц. Ставка пошлины за выдачу удостоверения увеличивается при его повторном получении при утрате.

Единый совокупный платеж (ЕСП)

Статья 774. Плательщики единого совокупного платежа

3. Не признаются в качестве плательщиков единого совокупного платежа:

6) отсутствует;

Статья 774. Плательщики единого совокупного платежа

3. Не признаются в качестве плательщиков единого совокупного платежа:

6) лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • консультационные и (или) маркетинговые услуги;

  • деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

  • финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

  • деятельность в области права, юстиции и правосудия;

  • деятельность по осуществлению цифрового майнинга и (или) по обороту цифровых активов;

С 01.01.2023 года

Вводятся новые ограничения на применение единого совокупного платежа. Не признаются плательщиками лица по деятельности: консультационные, маркетинговые услуги, деятельность бухучета и аудита, финансовая, страховая деятельность, в области права, юстиции, майнинга, по обороту цифровых активов.

Должная осмотрительность  (с 01.01.2024 года)

Статья 36. Исполнение налогового обязательства

….

3-1. Отсутствует.

3-2. Отсутствует.

Статья 36. Исполнение налогового обязательства

….

3-1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налогового обязательства и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности (совокупности таких фактов), подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

3-2. Обстоятельствами, свидетельствующими об уменьшении налогового обязательства налогоплательщиком при совершении сделки (операции) с контрагентом, являются наличие одного или несколько условий:

1) невозможность реального осуществления операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, необходимых для производства и (или) поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;

2) отсутствие достаточных трудовых ресурсов, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств и иных ресурсов;

3) совершение операций с товаром, который не производился (приобретался) или не мог быть произведен (приобретен) в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета;

4) использование для целей налогообложения сделок (операций) по которым, отсутствует экономический смысл.

С 01.01.2024 года

Разработаны во исполнение поручения Главы государства, данное по итогам расширенного заседания Правительства от 10 июля 2020 года по внедрению  принципа «должная осмотрительность» и создания открытой интегрированной базы данных для самостоятельной проверки контрагентов.

Статья 73-1. Отсутствует

Статья 73-1. Должная налоговая осмотрительность.

1. В целях надлежащего исполнении налоговых обязательств налогоплательщик при совершении сделок (операций) проявляет должную налоговую осмотрительность.

1. Проявление должной налоговой осмотрительности осуществляется путем получения отчета, сформированного по запросу налогоплательщика посредством информационной системы, предоставляющей возможность получения комплексной информации о субъектах предпринимательства, являющейся общедоступной.

Отчет, подтверждающий факт соблюдения налогоплательщиком (налоговым агентом) должной осмотрительности, должен быть сформирован не ранее, чем за десять рабочих дней до даты заключения сделки (операции) с поставщиком.

При этом факт использования такой информационной системы фиксируется и подтверждается сведениями, свидетельствующими о подписании запроса посредством электронной цифровой подписи или иным способом на дату просмотра сведений о поставщике.

4. Сделки (операции) совершенные с проявлением должной налоговой осмотрительности и не соответствующие обстоятельствам, установленным пунктом 3-2 статьи 36 настоящего Кодекса, не могут быть объектом налогового контроля. 

С 01.01.2024 года

Вводятся положения по «должной налоговой осмотрительности».

Она заключается в получении отчета, сформированного по запросу налогоплательщика в информационной системе, которая содержит комплексную общедоступную информацию субъектах предпринимательства.

Такой отчет формируется не ранее чем за 10 рабочих дней до сделки (операции).

Сделки, совершенные с проявлением должной осмотрительности, не являются объектами налогового контроля.

Таким образом, планируется создание открытой интегрированной базы данных для самостоятельной проверки контрагентов.

Статья 155. Права и обязанности должностных лиц налогового органа при проведении налоговой проверки

1.          При проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право:

7-1) отсутствует.

Статья 155. Права и обязанности должностных лиц налогового органа при проведении налоговой проверки

1.      При проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право:

….

7-1) получать у налогоплательщика сведения о проявлении налогоплательщиком должной налоговой осмотрительности для проведения сделок (операций);

С 01.01.2024 года

При проведении налоговой проверки, уполномоченные органы имеют право получать информацию о проявлении должной осмотрительности по сделкам (операциям).

Статья 264. Затраты, не подлежащие вычету

Вычету не подлежат:

5-1) отсутствует;

Статья 264. Затраты, не подлежащие вычету

Вычету не подлежат:

5-1) расходы по сделке (операции) при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3-2 статьи 36 настоящего Кодекса, совершенные без проявления должной налоговой осмотрительности в соответствии со статьей 73-1 настоящего Кодекса;

С 01.01.2024 года

Не относятся на вычеты по КПН расходы по сделке (при наличии установленных обстоятельств), совершенные без должной осмотрительности.

Статья 403. Исключение из суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет

Налог на добавленную стоимость, ранее признанный как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, подлежит исключению в следующих случаях:

5) отсутствует.

Статья 403. Исключение из суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет

Налог на добавленную стоимость, ранее признанный как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, подлежит исключению в следующих случаях:

5) по сделке (операции) при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3-2 статьи 36 настоящего Кодекса, совершенной без проявления должной налоговой осмотрительности в соответствии со статьей 73-1 настоящего Кодекса;

С 01.01.2024 года

Исключается из зачета НДС по сделке (при наличии установленных обстоятельств), совершенной без должной осмотрительности.

Подписывайся на PRO1C в соц. сетях

Нравится
(Нет голосов)

Новости

Комментировать материалы сайта могут зарегистрированные пользователи.
Вход с помощью STSL

Нет комментариев